Романова Марина Ибрагимовна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:00, реферат

Описание

Романова Марина Ибрагимовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Хабаровского государственного университета

Работа состоит из  1 файл

Романова Марина Ибрагимовна.docx

— 15.75 Кб (Скачать документ)

  Романова  Марина Ибрагимовна - кандидат исторических наук,  доцент кафедры всеобщей истории Хабаровского государственного университета

  Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства  от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства  от количества населения.

  Суть  реформы свелась к перераспределению  мест в палате общин и увеличению электората [1]. Палата общин насчитывала 658 членов, до реформы представлявших: 188 мест от 114 графств, 465 - от 262 местечек, 5 - от университетов [2]. Общее количество депутатов сохранилось, но было ликвидировано 56 "гнилых" местечек, которые посылали по 2 депутата. 32 "карманных" городка  с населением до 4 тыс. человек вместо 2 стали посылать по 1 депутату. Освободившиеся 144 места в парламенте перераспределили между графствами и городами. 42 города получили право посылать депутатов (среди них крупные торгово-промышленные центры - Бирмингем, Лидс, Манчестер, Шеффилд). Было создано 22 новых избирательных  округа, 14 из них - в индустриальных районах на севере Англии [3].

  Хотя  избирательный ценз не был снижен, как это предполагалось по первому  варианту билля, количество электората увеличилось за счет того, что активное избирательное право было предоставлено  фермерам и тем арендаторам, которые  уплачивали 10 фт. стерл. в год арендной платы. Таким образом, количество избирателей  значительно увеличилось в основном за счет сельского населения. Например, в Шотландии их количество выросло  с 4 тыс. до 65 тыс. человек [4].

  Однако  наряду с плюсами, в проведении реформы  были и существенные минусы. Во-первых, сохранение высокого имущественного ценза  не давало возможности представителям средней и мелкой буржуазии, а  также рабочим быть избранными в  парламент и получить политическую власть. Во-вторых, городки и поселки  по-прежнему оставались "представленными" в новой избирательной системе. Имелось 5 местечек с электоратом  менее 200 человек, а 115 депутатов представляли округа с населением менее 500 человек [5]. В-третьих, все еще сохранялась  диспропорция между городскими и  сельскими округами. Парламент 1833 г. состоял из 399 депутатов от городских  избирателей, и 253 депутата были избраны  от сельских округов (в предыдущем парламенте эти показатели были еще хуже и  составляли соответственно 465 и 188). Это  несмотря на тот факт, что по данным переписи 1831 г. 56% населения Англии проживало  в городах [6]. Правда, указывая на этот недостаток избирательной системы, необходимо учитывать процесс урбанизации, активно проходивший в английском обществе в первой половине XIX в. и  постепенно нивелировавший разницу  между количеством городского и  сельского населения.

  Более серьезной проблемой являлось то обстоятельство, что многие населенные пункты, имевшие статус городов, были на самом деле тесно привязаны  к сельской местности и по существу являлись сельскохозяйственными территориями. Например, городок Хантингтон, где  число избирателей в 1832 г. составляло всего 390 человек, был описан в "Избирательных  фактах" как "совокупность населения, занятого производством зерна, шерсти, солода, мягких сыров" [7]. Хотя "города-собственности", которые фактически являлись вотчинами  лендлордов и могли быть проданы  или куплены, к этому времени  исчезли, в "сельскохозяйственных" городках земельная аристократия по-прежнему сохраняла преобладающее влияние (около 70 депутатов-лендлордов было избрано  в парламент от этих территорий).

  Реформа имела скромные практические результаты по двум причинам: во-первых, из-за жесткого противодействия тори [8], во-вторых, вследствие того, что она проводилась  правым, умеренно настроенным крылом либерального движения - вигами, которые  стремились, сохранив политическое господство земельной аристократии, допустить  к власти тесно связанную с  ней банковскую олигархию. Но виги, укрепив свое влияние в парламенте союзом с финансовыми магнатами, не желали делиться властью с представителями  среднего класса и тем более с  рабочими.

  Однако, несмотря на это, политическое значение реформы было огромным. Она показала возможность политических перемен  под влиянием общественного мнения и подтвердила правоту либералов, отстаивавших реальность поэтапного осуществления  демократической избирательной  реформы. Ее следствием также стало  изменение соотношения сил между  палатами и короной в пользу палаты общин, кабинет министров теперь стал формироваться из представителей парламентского большинства. Нужно  отметить, что именно поляризация  мнений в парламенте по вопросу о  парламентской реформе 1832 г. положила начало новому партийному размежеванию: делению на либералов (реформистов) и консерваторов - и созданию викторианской  двухпартийной системы.

  Выборы  в новый пореформенный парламент  начались осенью 1832 г. Они принесли успех представителям либерального направления. В первой половине XIX в. говорить об английских либералах как  о партии неправомерно. Либерализм тогда являлся общественно-политическим движением, представленным в парламенте несколькими группировками. В первую очередь это были так называемые "новые" виги (или "либеральные" виги), т.е. пробуржуазно настроенная  часть вигов - сторонников избирательной  реформы. К 30-м годам XIX в. они составляли большинство среди вигских парламентариев.

  Второй  группировкой в новом парламенте стали "классические либералы" (или "философские радикалы", как  они именовали себя сами). Представители  этой группировки, такие как И. Бентам, Дж. Милль, Д.С. Милль, Д. Рикардо, Р. Кобден, наиболее полно и подробно сформулировали политические и экономические либеральные доктрины, ставшие основой классического либерализма. В состав "классических либералов" вошли фритрейдеры, последовательно отстаивавшие экономические интересы торгово-промышленной буржуазии, и тесно связанная с фритрейдерами либеральная интеллигенция.

  Третьей либеральной парламентской группировкой были так называемые радикалы. Они  выражали интересы мелких собственников  и социально ущемленных слоев  английского общества (рабочих, католиков, нонконформистов). Обращаясь к нуждам трудящихся, и в первую очередь  рабочего класса, они боролись за проведение социальных реформ. Вместе с тем  взгляды и деятельность английских радикалов можно охарактеризовать как либеральные, поскольку они  протестовали против насильственных методов  борьбы и предлагали только реформистский  путь решения политических и социальных проблем. В реформированном парламенте радикальная группировка была представлена в основном ирландскими католиками и нонконформистами.

  По  итогам парламентских выборов 1832 г. либералы получили в общей сложности 66,7% голосов (554719) против 29,4% (241284) избирателей, проголосовавших за тори [9].

  Самой большой либеральной группировкой, представленной в парламенте, были виги, занявшие 320 мест в палате общин. "Классические либералы" получили 50 мест. Радикальная группировка - 42 места, полученных ирландскими депутатами, 71 место заняли диссентеры [10]. Таким  образом, избиратели отдали предпочтение тем либеральным группировкам, деятельность которых ассоциировалась с осуществлением парламентской реформы, в первую очередь вигам. Электорат новых  промышленных округов проголосовал за либералов [11].

Информация о работе Романова Марина Ибрагимовна