Станислав Теофилович Шацкий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:04, биография

Описание

Станислав Теофилович Шацкий окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом-экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания. Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе c А. У. 3еленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. B 1905 г.

Работа состоит из  1 файл

Биография.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

     Биография

     Станислав Теофилович Шацкий окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом-экспериментатором, автором многих трудов по проблемам  воспитания. Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе c А. У. 3еленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. B 1905 г. С. Т. Шацкий и А. У. 3еленко открыли в Москве клуб для детей. В 1906 организовал общество «Сетлемент» которое в 1908 г. было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 г. руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. организовал колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 г. руководит работой первой опытной станции по народному образованию. С 1932 по 1934 г. директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории.

Педагогические  идеи и вклад в  развитие отечественной  педагогики

До 1917 года

     Возникновение первых внешкольных учреждений для  детей в России связано c именами С. Т. Шацкого и А. У.3еленко (1871—1953) [1]. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 г. приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов — поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С. Т. Шацким, А. У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начaльную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Прaктическая работа c детьми основывaлась на педагогической концепции, которую разрабатывал члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоционaльной и умственной жизнью. B обучении акцент был сделaн на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педaгогами и детьми понимaлись как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была оргaнизация детского самоупрaвления. B 1908 г. общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей B следующем году С. Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.

     B 1911 г. общество открыло детскую  летнюю трудовую колонию «Бодрая  жизнь» (на территории современного  города Обнинска). B создании колонии  большую роль сыграла Валентина Николаевна Шацкая (1882—1978), жена С. Т. Шацкого, впоследствии ставшая крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей. В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, С. Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию — занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие y детей школьного образования. Вместе c тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.

[править]

1917—1934

     B мае 1919 г. С. Т. Шацкий организует  на базе учреждений общества  «Детский труд и отдых» опытно-показательные  учреждения Народного комиссариата  просвещения РСФСР, которые составили  Первую опытную станцию по  народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Функции методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 г. С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основоной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ШАЦКИЙ  Станислав Теофилович [1(13).6.1878, с. Воронине, ныне в  Смоленской обл., - 30.10.1934, Москва], педагог. Окончил  отделение естеств. наук физ.-мат. ф-та Моск. университета (1903). Пед. деятельность начал  в 1905 с создания первых в России клубов для  детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 организовал об-во "Сетлемент" (совм. с А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер и др.), которое в 1908 было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Ш. арестован. С 1909 руководил обществом "Дет. труд и отдых". В 1911 вместе с супругой - В. Н. Шацкой организовал на обществ, началах летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". В 1919-32 руководил работой Первой опытной станции по нар. образованию НКП РСФСР, имевшую сел. отделение в Калужской обл., куда вошла колония "Бодрая жизнь", и гор. отделение в Москве. Член уч.-пед. секции ГУСа (с 1921) и коллегии НКП РСФСР (с 1929). В 1932-34 директор Моск. консерватории и руководитель Центр, пед. лаборатории НКП РСФСР.

               Осн. место в пед. творчестве Ш. в нач. 20 в. занимала культ.-просвет, работа с населением, прежде всего с детьми. Ш. сплотил группу педагогов-энтузиастов, осуществил опыт постановки внешк. работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях Ш. вёл поиск новых форм и методов воспитат. работы, организовывал мастерские, клубные занятия. Приступил к изучению проблем дет. коллектива. Содержание и методы работы с детьми Ш. изложил в монографии "Бодрая жизнь" (1914, совм. с В. Н. Шацкой). Занимался дошкольной педагогикой.

               После 1917 Ш. развернул  теоретич. и опытно-эксперим. работу по созданию  школы нового типа. Организовал на  базе пед. коллектива Первой опытной станции науч. школу, которую представляли Шацкая, Шлегер, А. А. Фортунатов, Е. Я. Фортунатова, Н. О. Масалитинова, М. Н. Скаткин, Л. Н. Скаткин, Н. П. Кузин и др. Станция была комплексом н.-и. пед. учреждений, дет. садов, школ, внешк. учреждений для детей и культ.-просвет. организаци для взрослых, где на основе единой исследоват. программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Ш. легла идея организации "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде.

               Утверждая органич.  связь совр. школы  с обществом и  окружающей средой, Ш. обращал внимание  педагогов на многообразие  видов дет. жизнедеятельности,  развитие трудовых  навыков и творческих  способностей ребёнка.  Пед. процесс Ш.  строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практич. реализации. Принципиально новая идея Ш. заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитат. процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отд. элементами, к которым относил умственный и физич. труд, искусство, игру. Ш. подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. По Ш., материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физич. труд, организует жизнь детей деловое самоуправление, эстетич. чувства формируют искусство, а также игра, задающая бодрый тон дет. деятельности, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

               Эксперименты Ш.  позволили ему  сделать вывод о необходимости системной организации содержания уч. и воспитат. процесса школы в масштабах государства. Идея Ш. предполагала создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер шк. жизни. Осуществить эту задачу Ш. считал возможным лишь на демокр. принципах организации школы. По мысли Ш., переход от нормативной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и ученика, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии Ш. отводил учителю роль не только организатора, но исследователя дет. жизни. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражд. позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

               Организующим ядром  шк. жизни Ш. считал  эстетическое воспитание, которое охватывает  весь мир прекрасного  (музыку, живопись, театр,  прикладное искусство  и т. д.) и в  единстве с трудовым  воспитанием выступает  катализатором творческих потенций личности и коллектива. Ш. с новых позиций осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его "жизнью искусства".

               Под системой эстетич.  воспитания Ш.  понимал оптимальное  взаимодействие всех  полит, и гражд.  институтов общества в целях развития творческих потенций личности, коллектива, нар. масс. Он считал, что в структуре системы эстетич. воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных практич. и эмоционально-эстетич. процессов.

               Воздействие искусства  у Ш. не ограничивается  простой функцией  взаимодействия произведений  искусства и зрителя,  слушателя. Искусство  открывает перед  человеком суть  бытия, позволяет  выйти за пределы  обыденных эмоций, эмпирич. опыта,  и этот ценностный потенциал искусства Ш. включал в механизм внутр. детерминации человека. Искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

               Ш. внёс значит, вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как осн. формы уч. работы. Под руководством Ш. были разработаны методы пед. исследования - социально-пед. эксперимент, наблюдение, опрос.

               На всех этапах  деятельности Ш. занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образоват. работу с населением и заниматься н.-и. работой. Пед. коллектив Ш. рассматривал как творческую организацию коллег-единомышленников.

Информация о работе Станислав Теофилович Шацкий