Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:08, реферат
З.Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрейберге. Семья Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто.
критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует
в форме представлений, не облекается в речь.
Экономическая точка зрения на деятельности психического аппарата принимает во
внимание количественную сторону, подход к душевной жизни с точки зрения траты
энергии. Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным
количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое
неудовольствием, страданием. Под влиянием биологических тенденций к снижению
возбуждения организм стремится освободится от страдания, снизить напряжение
(различными путями – путем освобождения от идущих извне раздражений,
удовлетворения идущих изнутри), чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и
испытать чувство удовольствия. Таким образом, течение душевных процессов
автоматически регулируется принципом удовольствия – страдания (принцип
удовольствия), причем страдание соотносится с ростом напряжения, возбуждения,
а удовольствие с его спадом. Задача душевного аппарата с экономической точки
зрения заключается в том, чтобы справиться с действующим в душевном аппарате
количеством возбуждения и не допустить его до полного застоя.
В описании структуры душевной жизни как состоящей из сознания и двух систем
бессознательного
– предсознательного и
между ними – необходимо ввести изменения, если применить динамическую точку
зрения. Если в описательном смысле существует двоякое бессознательное, то в
динамическом – только одно: то, что вытеснено и не может быть сознательным. В
дальнейшем эта топография душевного аппарата была преобразована. В
окончательном варианте психическая сфера разделялась на три образования: «Я»,
«Сверх – Я», «Оно». Индивидуум представляется как бессознательное «Оно»,
которое поверхностно охвачено «Я». Здесь собираются все влечения. Понимание
Фрейдом влечений менялось. В окончательном варианте психоанализа различаются:
-
сексуальные влечения –
-
инстинкт самосохранения –
реальности.
Те и другие объединяются в группу влечений к жизни (эрос). Другим влечением
является влечение к смерти, к разрушению. «Оно» - область бессознательного,
играет самую важную роль в структуре личности. «Оно» - движущая сила
поведения: источник энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это
поверхностный слой душевного аппарата. Называется сознанием. Соизмеряет
деятельность «Оно» с принципом реальности. «Сверх-Я» направлено против
«Оно», выражает систему требований «Я». Имеет «двойное лицо»: включает
систему идеалов (идеальное «Я») и запреты. Это критическая инстанция,
посредник между «Оно» и «Я». В целом совокупность моральных, этических
тенденций Фрейд называет «Сверх-Я», идеалом и совестью. «Сверх-Я» является
представителем морального ограничения и стремления к совершенству. Это
надзиратель, критик, продолжает в личности ту функцию, которую выполнял
родитель и воспитатель в первом периоде жизни индивида. Эта часть в структуре
личности относится к бессознательному.
Учение З.Фрейда с момента его возникновения и до настоящего времени вызывает
неослабевающий интерес, но получает при этом неоднозначную оценку. В
«Автобиографии» Фрейд с уверенностью утверждал: «Уже не может быть сомнений в
том, что психоанализ будет продолжать существовать, он доказывает свою
способность выступать и развиваться и как отрасль знания, и как
терапевтическая методика». Интерес к психоанализу объясняется реальностью его
центральной проблемы – бессознательного, исследуемой к тому же не в
лаборатории, а в конкретных жизненных ситуациях.
В психоанализе происходит биологизация и натурализация психики человека.
Сущность человека составляет темное Оно. Человек рассматривается как
природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения
человека, неврозы также объясняются из влечений. Фрейд заменил реальные
движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности
человека к агрессии к деструкции. Именно противоречия, научно не обоснованные
утверждения, граничащие с вымыслом, встретили критику даже приверженцев
Фрейда – Юнга, Адлера, Хорни, Фромма, выступивших с модификациями учения о
бессознательном
в психоанализе.