Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:15, реферат
Деятельность органов местного самоуправления находит своё выражение в правовых актах, которые выполняют различную роль в регулировании общественных отношений. Правовые акты занимают важное место в механизме правового регулирования, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования, особенно к их качеству, порядку подготовки и принятия.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в связи с быстротечностью и многообразием развития явлений жизни общества, возникает потребность в фиксации различных видов деятельности и состояний общества и государства в целом и каждого гражданина в частности, в зависимости от конкретной ситуации. То есть, существует необходимость документирования и удостоверения общезначимых фактов, событий и явлений.
Введение
Деятельность органов местного самоуправления находит своё выражение в правовых актах, которые выполняют различную роль в регулировании общественных отношений. Правовые акты занимают важное место в механизме правового регулирования, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования, особенно к их качеству, порядку подготовки и принятия.
Актуальность темы исследования
состоит в том, что в связи
с быстротечностью и
Невозможно представить осуществление государственной власти, без документирования определенной информации.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г1, в ст. 19
предусматривает, что в
установлении системы правовых актов,
регулирующих отношения в сфере
местного самоуправления принимают
участие как субъект Российской
Федерации, так и муниципальные
образования. Это предполагает, как,
теоретическое осмысление полноты
регулирования отношений в
Поскольку органы местного самоуправления,
как правило, изолированно друг от друга
разрабатывают и принимают
Степень научной разработанности проблемы правовых актов местного самоуправления не отвечает запросам практики. В научной литературе недостаточно полно освещаются вопросы принятия правовых актов на местном референдуме, собрании (сходе) граждан, органами территориального общественного самоуправления и др.
Так же в отечественной
литературе нет монографий, рассматривающих
правовые акты местного самоуправления
как единую целостную систему. Ранее
издавались работы об особенностях правовых
актов местных Советов и их
исполкомов, о процессе их подготовки
и принятия Копейчиков В.В. Правовые
акты местных органов
В специальной литературе в последние годы предметом исследования являются проблемы становления правовой базы местного самоуправления Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчиникова.- М.,1998., закономерности функционирования местной власти, практическая деятельность органов местного самоуправления.
В большинстве публикаций вопросы правовых актов местного самоуправления затрагиваются незначительно, исследования по ним носят, как правило, фрагментарный характер, а комплексному исследованию правовых актов местного самоуправления уделяется недостаточное внимание.
Объектом настоящего курсового
исследования выступают акты Федерального
законодательства и субъектов Российской
Федерации о местном
Предметом курсовой работы является деятельность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и правовые акты, принимаемые при осуществлении непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
Целью курсового исследования является теоретическая разработка системы подготовки, принятия и действия актов органов местного самоуправления.
Перед исследованием ставится ряд задач:
рассмотреть нормы Конституции РФ о местном самоуправлении
выявить подходы к определению
системы и функций актов
рассмотреть проблемы, возникающие в процессе разработки и принятия актов органов местного самоуправления;
изучить процесс осуществления муниципальных правовых актов;
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные методы познания социальных и правовых явлений и процессов.
В зависимости от решаемых задач применялись общие и специальные методы познания предмета: системный анализ, исторический, структурно-функциональный, формально-логический, программно-целевой, сравнительно-правовой, социологический и другие.
Эмпирическая база курсовой
работы составлена на основе Конституции
Российской Федерации, анализе законодательства
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации о местном
самоуправлении, уставов муниципальных
образований и других правовых актов
местного самоуправления, принятых в
более чем 40 субъектах Российской
Федерации и муниципальных
Глава 1. Нормативная база актов органов местного самоуправления, их система и функции
1.1 Нормы Конституции РФ о местном самоуправлении
Безусловно, что важнейшим
документом федерального значения, регламентирующим
деятельность местного самоуправления,
является основной закон нашей страны
- Конституция Российской Федерации,
принятая всенародным голосованием
12 декабря 1993 года. На основании ст.12
Конституции РФ местное самоуправления
признается и гарантируется в
Российской Федерации. Согласно Конституции
местное самоуправление не входит в
систему органов
Глава 8 Конституции Российской Федерации целиком посвящена местному самоуправлению. В ст.130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. В Конституции отмечена обязательность учета исторических и иных местных традиций при осуществлении местного самоуправления. Населению муниципальных образований дано право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
Изменение границ территории муниципального образования возможно также только с учетом мнения населения. По Конституции РФ органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов для их осуществления, но контроль за их реализацией остается за государством. Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается ограничение прав, установленных Конституцией и федеральными законами, и дается право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственной власти Муниципальный менеджмент / Под ред. проф. Морозовой Т.Г. - М.:ЮНИТИ, 1997. стр. 7..
Местное самоуправление является одним из институтов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации.
Это придает черты устойчивого характера местному самоуправлению в обществе.
1.2 Система и функции
актов (должностных лиц)
Муниципальный правовой акт
- решение по вопросам местного значения
или по вопросам осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации, принятое населением муниципального
образования непосредственно, органом
местного самоуправления и (или) должностным
лицом местного самоуправления, документально
оформленное, обязательное для исполнения
на территории муниципального образования,
устанавливающее либо изменяющее общеобязательные
правила или имеющее
В систему муниципальных правовых актов входят:
1. Устав муниципального образования;
2. Правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3. Правовые акты главы
муниципального образования,
1. Уставом муниципального
образования должны
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии
участия населения в решении
вопросов местного значения, в
том числе путем образования
органов территориального
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия
выборных и иных органов
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий
8) виды ответственности
органов местного
9) порядок формирования, утверждения
и исполнения местного бюджета,
10) порядок внесения изменений
и дополнений в устав
Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Проблемы подготовки и принятия устава муниципального образования:
Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Устав муниципального образования,
муниципальный правовой акт о
внесении изменений и дополнений
в устав муниципального образования
принимаются большинством в две
трети голосов от установленной
численности депутатов
Устав муниципального образования,
муниципальный правовой акт о
внесении изменений и дополнений
в устав муниципального образования
подлежат государственной регистрации
в органах юстиции в порядке,
установленном федеральным
Основаниями для отказа в
государственной регистрации
1) противоречие устава
Конституции Российской
2) нарушение установленного
настоящим Федеральным законом
порядка принятия устава, муниципального
правового акта о внесении
изменений и дополнений в
Отказ в государственной
регистрации устава муниципального
образования, муниципального правового
акта о внесении изменений и дополнений
в устав муниципального образования,
а также нарушение
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
2. Решения, принятые путем
прямого волеизъявления
1. Решение вопросов местного
значения непосредственно
Информация о работе Деятельность органов местного самоуправления