Дознание в процессе предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание

Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».1

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Дознание в процессе предварительного расследования……………………….5
2. Виды органов дознания в уголовном процессе……………………………….10
3. Процессуальное положение начальника органа дознания, начальник подразделения дознания и дознавателя, их полномочия………………………...14
4. Взаимодействие органов дознания и следствия……………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая уг процесс.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

Органы дознания обязаны:

— рассматривать и  разрешать заявления (сообщения) о  преступлениях (ст. 144—145);

— производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157);

— производить следственные действия и оперативно-розыскные  мероприятия по поручению следователя, исполнять постановления следователя  о задержании, приводе, аресте, о  производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157, ч. 7 ст. 164);

— в случае направления  руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать  розыскные и оперативно-розыскные  меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157);

— производить дознание как самостоятельную форму предварительного расследования (гл. 32);

— выполнять письменные указания прокурора о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37).14

Помимо общих обязанностей на некоторые органы дознания возлагается  оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность не является дознанием. Она относится к самостоятельной  функции органов дознания, предусмотренной уголовно-процессуальным и иным законодательством, в частности, упомянутым Законом об оперативно-розыскной деятельности.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Процессуальное  положение начальника органа  дознания, начальник подразделения дознания и дознавателя, их полномочия.

3.1 Начальник подразделения дознания.

Самостоятельным участником уголовного процесса является начальник  подразделения дознания — должностное  лицо органа дознания, возглавляющее  соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5, ст. 40.1).16

Начальник подразделения  дознания наделен следующими полномочиями:

1) поручить дознавателю  проверить сообщение о преступлении, принять по нему решение, выполнить неотложные следственные действия либо провести дознание по уголовному делу в полном объеме;

2) возбудить уголовное  дело, принять его к своему  производству и произвести

дознание в полном объеме. При этом начальник подразделения дознания обладает полномочиями дознавателя;

3) проверять материалы  уголовного дела;

4) давать дознавателю  указания о направлении расследования,  производстве от-

дельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

5) изымать уголовное  дело у дознавателя и передавать  его другому дознавателю

с обязательным указанием  оснований такой передачи;

6) отменять необоснованные  постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

7) вносить прокурору  ходатайство об отмене незаконных  или необоснованных

постановлений дознавателя  об отказе в возбуждении уголовного дела.

Письменные указания начальника подразделения дознания обязательны для подчиненного ему дознавателя, однако могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору, что, в отличие от полномочий следователя, никогда не приостанавливает их исполнения.

3.2 Начальник органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия предусмотренные УПК.

Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения и пресечения преступлений, установления и изобличения лиц, их совершивших, предупреждения преступлений.17

Начальник органа дознания вправе пользоваться всеми процессуальными полномочиями органа дознания, действуя от имени органа дознания – рассматривать и разрешать сообщения о преступлении, возбуждать с согласия прокурора уголовное дело, лично производить расследование в форме дознания и др., а также действовать в процессе как самостоятельная процессуальная фигура, реализуя полномочия, предоставленные начальнику органа дознания.

К сожалению, действующий  УПК в недостаточном объеме и  крайне не систематизировано регулирует правовое положение начальника органа дознания, к тому же не определенным является вопрос о его правах в отношении начальника подразделения дознания. Процессуальные полномочия начальника органа дознания находятся в различных статьях уголовно процессуального закона, к основным из них относятся:18

1. продлевать по ходатайству срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток;

2. проверять материалы уголовного  дела;

3. давать дознавателю указания  в соответствии с УПК РФ, данные  указания даются в письменном  виде, обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору, что не приостанавливает их исполнение;

4. дает согласие дознавателю  на проведение определенных процессуальных  действий;

5. в случае существенных нарушений  закона дознавателем при производстве  расследования изымать уголовное  дело от дознавателя и передавать его другому дознавателю в пределах одного органа дознания;19

6. разрешать жалобы, поданные участниками  процесса на незаконные или  необоснованные действия дознавателя;20

7. утверждать обвинительный акт.

Так же начальник органа дознания вправе пользоваться всеми процессуальными полномочиями органа дознания, действуя от имени органа дознания – рассматривать и разрешать сообщения о преступлении, возбуждать с согласия прокурора уголовное дело, лично производить расследование в форме дознания и др., а также действовать в процессе как самостоятельная процессуальная фигура, реализуя полномочия, предоставленные начальнику органа дознания.

3.3 Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК(п. 7 ст. 5).

В качестве дознавателя может выступать  не только штатный дознаватель, но и  иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение начальником органа дознания или его заместителем. При этом лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не вправе проводить дознание (ч. 2 ст. 41).21

По своим полномочиям  дознаватель близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее самостоятелен  в процессуальном отношении, чем  следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).22

Дознаватель вправе:

1) возбуждать уголовное  дело, относящееся к подследственности  органов дознания (п. 1 ч. 1 ст. 145). Вместе  с тем поручать проверку сообщения о преступлении и принимать по нему решения поручает дознавателю начальник подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40.1);

2) отказывать в возбуждении  уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 145);

3) передавать сообщения  по подследственности, а по  уголовным делам частного обвинения — в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145);

4) самостоятельно производить  следственные и иные процессуальные  действия и принимать процессуальные  решения, за исключением случаев,  когда на это требуются согласие  начальника органа дознания или  согласие прокурора, а также судебное решение.

Единственным процессуальным действием, которое требует получения  дознавателем согласия (разрешения) начальника органа дознания, является проведение им проверки сообщения о совершенном  или готовящемся преступлении в  срок до 10 суток, вместо обычных 3 (ч. 3 ст. 144 УПК).

Дознавателю требуется  согласие прокурора: на возбуждение  перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального  действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37); на продление до 30 суток срока проверки дознавателем сообщения о преступлении и принятия по нему решения в случае необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144); на продление 30-суточного срока дознания еще до 30 суток (ч. 3 ст. 223). Прокурор также утверждает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела и обвинительный акт (п. 13, 14 ч.2 ст. 37).23

Прокурор, помимо дачи согласий на указанные действия и утверждения  названных решений, вправе также давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37); отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п. 10 ч. 2 ст. 37); возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37).

Дознавателю необходимо получить судебное решение: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; залога; о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29).24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Взаимодействие  органов дознания и следствия.

На современном этапе  развития российского общества с  учетом состояния в нем преступности не может быть и речи об эффективном  предварительном расследовании  преступлений, особенно преступлений, совершаемых организованными преступными группами или сообществами, без оперативно-розыскного сопровождения. Сущность взаимодействия следователя с органом дознания можно определить следующим образом.

Взаимодействие  следователя в процессе предварительного следствия и органа дознания - основанные на уголовно-процессуальном законе и подзаконных актах согласованные по субъектам, объектам и предметам, месту, времени, методам и способам их деятельность и правоотношения в целях наиболее успешного и эффективного достижения целей и решения задач уголовного процесса.25

Взаимодействие указанных  государственных органов и должностных  лиц правоохранительных органов  обусловливается следующими объективными предпосылками:

1) общностью стоящих  перед следователем и органом  дознания целей и задач по борьбе с преступностью;

2) различием полномочий  следователя в сфере уголовного  судопроизводства и органов дознания  в области оперативно-розыскной  деятельности;

3) специфичностью сил,  средств и методов, применяемых  сотрудниками (оперуполномоченными  и инспекторами) органов дознания и следователями в сфере борьбы с преступностью;

4) самостоятельностью  следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной  подчиненности их друг другу;

5) подчиненностью в  своей деятельности различным  законам, носящим специфический, содержательный характер в силу природы, сущности, характера и содержания соответствующих видов (следственной и оперативно-розыскной) деятельности.

Необходимость взаимодействия следователя и органа дознания в процессе производства предварительного следствия возникает:

1) при выезде следователя  на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии  уголовных дел о преступлениях  "по горячим следам";

2) при решении различных  вопросов о возбуждении уголовных  дел о преступлениях, подследственных следователям, по имеющимся оперативно-розыскным материалам;

3) после возбуждения  уголовного дела о преступлениях,  предварительное расследование  которых отнесено уголовно-процессуальным  законом к подследственности  следователей, для установления их фактических обстоятельств и лиц, их совершивших;

Информация о работе Дознание в процессе предварительного расследования