Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:09, курсовая работа
Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».1
Введение………………………………………………………………………………3
1. Дознание в процессе предварительного расследования……………………….5
2. Виды органов дознания в уголовном процессе……………………………….10
3. Процессуальное положение начальника органа дознания, начальник подразделения дознания и дознавателя, их полномочия………………………...14
4. Взаимодействие органов дознания и следствия……………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………...27
Органы дознания обязаны:
— рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144—145);
— производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157);
— производить следственные
действия и оперативно-розыскные
мероприятия по поручению следователя,
исполнять постановления
— в случае направления
руководителю следственного органа
уголовного дела, по которому не обнаружено
лицо, совершившее преступление, принимать
розыскные и оперативно-
— производить дознание
как самостоятельную форму
— выполнять письменные
указания прокурора о направлении рассле
Помимо общих обязанностей
на некоторые органы дознания возлагается
оперативно-розыскная
3. Процессуальное положение начальника органа дознания, начальник подразделения дознания и дознавателя, их полномочия.
3.1 Начальник подразделения дознания.
Самостоятельным участником
уголовного процесса является начальник
подразделения дознания — должностное
лицо органа дознания, возглавляющее
соответствующее
Начальник подразделения дознания наделен следующими полномочиями:
1) поручить дознавателю
проверить сообщение о
2) возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести
дознание в полном объеме. При этом начальник подразделения дознания обладает полномочиями дознавателя;
3) проверять материалы уголовного дела;
4) давать дознавателю
указания о направлении
дельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
5) изымать уголовное
дело у дознавателя и
с обязательным указанием оснований такой передачи;
6) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
7) вносить прокурору
ходатайство об отмене
постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Письменные указания начальника подразделения дознания обязательны для подчиненного ему дознавателя, однако могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору, что, в отличие от полномочий следователя, никогда не приостанавливает их исполнения.
3.2 Начальник органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия предусмотренные УПК.
Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения и пресечения преступлений, установления и изобличения лиц, их совершивших, предупреждения преступлений.17
Начальник органа дознания вправе пользоваться всеми процессуальными полномочиями органа дознания, действуя от имени органа дознания – рассматривать и разрешать сообщения о преступлении, возбуждать с согласия прокурора уголовное дело, лично производить расследование в форме дознания и др., а также действовать в процессе как самостоятельная процессуальная фигура, реализуя полномочия, предоставленные начальнику органа дознания.
К сожалению, действующий УПК в недостаточном объеме и крайне не систематизировано регулирует правовое положение начальника органа дознания, к тому же не определенным является вопрос о его правах в отношении начальника подразделения дознания. Процессуальные полномочия начальника органа дознания находятся в различных статьях уголовно процессуального закона, к основным из них относятся:18
1. продлевать по ходатайству срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток;
2. проверять материалы
3. давать дознавателю указания в соответствии с УПК РФ, данные указания даются в письменном виде, обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору, что не приостанавливает их исполнение;
4. дает согласие дознавателю
на проведение определенных
5. в случае существенных
6. разрешать жалобы, поданные участниками
процесса на незаконные или
необоснованные действия
7. утверждать обвинительный акт.
Так же начальник органа дознания вправе пользоваться всеми процессуальными полномочиями органа дознания, действуя от имени органа дознания – рассматривать и разрешать сообщения о преступлении, возбуждать с согласия прокурора уголовное дело, лично производить расследование в форме дознания и др., а также действовать в процессе как самостоятельная процессуальная фигура, реализуя полномочия, предоставленные начальнику органа дознания.
3.3 Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК(п. 7 ст. 5).
В качестве дознавателя может выступать не только штатный дознаватель, но и иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение начальником органа дознания или его заместителем. При этом лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не вправе проводить дознание (ч. 2 ст. 41).21
По своим полномочиям
дознаватель близок к следователю.
Основное отличие состоит в том,
что дознаватель менее
Дознаватель вправе:
1) возбуждать уголовное
дело, относящееся к
2) отказывать в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 145);
3) передавать сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145);
4) самостоятельно производить
следственные и иные
Единственным процессуальным действием, которое требует получения дознавателем согласия (разрешения) начальника органа дознания, является проведение им проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до 10 суток, вместо обычных 3 (ч. 3 ст. 144 УПК).
Дознавателю требуется согласие прокурора: на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37); на продление до 30 суток срока проверки дознавателем сообщения о преступлении и принятия по нему решения в случае необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144); на продление 30-суточного срока дознания еще до 30 суток (ч. 3 ст. 223). Прокурор также утверждает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела и обвинительный акт (п. 13, 14 ч.2 ст. 37).23
Прокурор, помимо дачи согласий на указанные действия и утверждения названных решений, вправе также давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37); отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п. 10 ч. 2 ст. 37); возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37).
Дознавателю необходимо получить судебное решение: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; залога; о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29).24
4. Взаимодействие органов дознания и следствия.
На современном этапе развития российского общества с учетом состояния в нем преступности не может быть и речи об эффективном предварительном расследовании преступлений, особенно преступлений, совершаемых организованными преступными группами или сообществами, без оперативно-розыскного сопровождения. Сущность взаимодействия следователя с органом дознания можно определить следующим образом.
Взаимодействие следователя в процессе предварительного следствия и органа дознания - основанные на уголовно-процессуальном законе и подзаконных актах согласованные по субъектам, объектам и предметам, месту, времени, методам и способам их деятельность и правоотношения в целях наиболее успешного и эффективного достижения целей и решения задач уголовного процесса.25
Взаимодействие указанных
государственных органов и
1) общностью стоящих перед следователем и органом дознания целей и задач по борьбе с преступностью;
2) различием полномочий
следователя в сфере
3) специфичностью сил,
средств и методов,
4) самостоятельностью
следователя и органа дознания,
вытекающей из отсутствия
5) подчиненностью в своей деятельности различным законам, носящим специфический, содержательный характер в силу природы, сущности, характера и содержания соответствующих видов (следственной и оперативно-розыскной) деятельности.
Необходимость взаимодействия следователя и органа дознания в процессе производства предварительного следствия возникает:
1) при выезде следователя на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии уголовных дел о преступлениях "по горячим следам";
2) при решении различных
вопросов о возбуждении
3) после возбуждения
уголовного дела о
Информация о работе Дознание в процессе предварительного расследования