Контрольная работа по «Уголовно-исполнительное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание

Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.
Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по УИП.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования 

     РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 

     ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

       ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОЙ  ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

     (ЗАОЧНЫЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  дисциплине «Уголовно-исполнительное право» 
 
 

Вариант №4 
 

     Выполнила:

     Студентка 4 курса

     Заочной формы обучения (ГВД)

     Смирнова  Ирина Алексеевна 
 

     Преподаватель:

     Д.ю.н., доц.Курганов С.И. 
 

     Дата  представления работы

     «    » апрель 2011г 
 
 
 
 
 

     МОСКВА

     2011 г. 
 
 
 
 
 
 

      1. Обеспечение свободы  совести и свободы  вероисповедания  осужденных. 

      Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным  смыслом, содержание данной категории  имеет собственное мировоззренческое  и юридическое значение.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

      Многоаспектный  характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.

В социологическом  плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное  обществом в результате исторического  развития. В политологическом плане  осуществление свободы совести - один из аспектов демократии. В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире.

      При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции  РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах - «свобода религии».

Свобода вероисповедания равнозначна свободе  религии, религиозной свободе. Свобода  вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных  объединений различных конфессий, действующих в соответствии с  законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные» 

В целях  унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в  соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».

      По  мнению С.А. Авакьяна, свобода совести  имеет два аспекта. Один - это свобода  морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести - это  внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала .

      Можно констатировать, что свобода совести  соотносится со свободой вероисповедания  как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека .

      Осужденные  обладают совокупностью прав, законных интересов  и обязанностей, определяющих их положение во время отбывания  наказания.

      К числу основных прав осужденных относится  право свободы совести и вероисповедания. Данное право гарантируется Конституцией РФ (ст.28 Конституции) и Уголовно-исполнительным кодексом (ст.14 УИК РФ )1.

      В соответствии с п.1 ст.14 УИК РФ осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

. Данная статья имеет важное значение в выполнении международно-правовых обязательств России, взятых ею на себя в качестве государства - участника Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено в ст. 28 Конституции РФ, а также в ст. 3 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". В соответствии с нормами этих законов гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

      В преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, подчеркивается уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России, т.е. признаются особые заслуги титульных, исторически традиционных для России религий, что в определенной мере может служить гарантией от экспансии различного рода религиозных сект, вероучений, проповедующих мракобесие, насилие, неповиновение требованиям властей и общепринятых норм общения и морали2.  

      Частью 2 ст.14 УИК РФ определяется, что осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

      Согласно  части 4 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ) к осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение3. 

      В п. 3 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывается, что в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, допускается по просьбам находящихся там граждан проводить религиозные обряды (в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей). Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей возможно с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, прежде всего норм, содержащихся в Федеральном законе от 21 июня 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также положений комментируемой статьи.

      В учреждениях УИС накоплен значительный опыт организации работы по реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Если 12 - 15 лет назад администрация ИУ лишь изредка пыталась привлекать священнослужителей к работе с осужденными и возникали большие сомнения в целесообразности таких мероприятий, особенно в условиях соперничества различных конфессий и вероучений за влияние на осужденных в местах лишения свободы (автор по данному вопросу высказывался в центральной прессе еще в конце 80-х годов, опасаясь возникновения различных конфликтов на религиозной почве), то теперь все эти сомнения остались в прошлом. Уже давно создана организационно-правовая база такой деятельности в виде регулярно заключаемых соглашений о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и УИС. В этих соглашениях предусматриваются различные формы взаимодействия в сфере просветительной и воспитательной работы среди осужденных, в создании благоприятных условий для проведения священнослужителями в ИУ духовно-нравственных бесед, совершения различных обрядов и богослужений. Закон требует при этом не нарушать Правила внутреннего распорядка ИУ и не ущемлять права других осужденных. Поэтому в распорядке дня ИУ не следует специально отводить время для богослужения и отправления различных треб. Целесообразно церковные службы и обряды по времени совмещать с мероприятиями культурно-воспитательного характера или проводить их в свободное (личное) время осужденных.

      В ч. 6 указанной выше статьи регламентирован порядок отправления религиозных потребностей двумя категориями осужденных: 1) тяжелобольными осужденными; 2) лицами, осужденными к смертной казни. Священнослужителю обеспечиваются необходимые условия для проведения соответствующего обряда (в том числе и безопасность); его услуги оплачиваются в установленном порядке. 

      Важное  толкование комментируемой нормы права дал Верховный Суд России в своем решении от 17 января 2008 г. Заявитель обжаловал абзац 12 пункта 15 Правил внутреннего распорядка учреждения, который устанавливает запрет осужденным вывешивать предметы культа на стенах, тумбочках и кроватях без разрешения администрации:

Во-первых, данная норма Правил не содержит безусловного запрета, а лишь с разрешения администрации.

Во-вторых, вывешивание без разрешения администрации  предметов культа в общежитиях, столовых и других помещениях по усмотрению каждого осужденного может привести к ущемлению прав осужденных, исповедующих иные религии или атеистов, привести к конфликтам на межконфессиональной почве. 

      Согласно  канонам той или иной религии  обряды должны проводиться проводиться в рабочее время, либо работать в определенные дни или часы может запрещаться, либо в то время, когда согласно внутреннего распорядка учреждения осужденные должны отдыхать.

      В этом случае конституционное право  на свободу религиозных вероисповеданий перевешивает, так как согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, согласно правил внутреннего распорядка в «каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств».

      То  есть администрация учреждения должна учитывать такое обстоятельство, как императивные требования религии в тех или иных вопросах, так как ограничения чтения молитвы, например, когда по внутреннему распорядку учреждения положено отдыхать, не преследует правомерную цель ограничения прав, предусмотренную частью 3 статьи 55 Конституции России и не предусмотрено законом. Ограничение этого права может быть обжаловано в установленном законом порядке — например в суд, прокуратуру. 

2. Составьте схему норм положенности длительных и краткосрочных свиданий и расходования денежных средств осужденными на различных условиях отбывания наказания в тюрьме. 

Информация о работе Контрольная работа по «Уголовно-исполнительное право»