Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:46, курсовая работа
Меры пресечения являются разновидностью мер процессуального принуждения и предназначены для устранения препятствий, которые могут возникнуть при расследовании и судебной разбирательстве уголовных дел .
К общим признакам мер уголовно - процессуального принуждения относится, то, что они:
1) применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер;
2) применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий;
Введение_____________________________________________________________ 3
I. Общие положения________________________________________________ 4
II. Характеристика видов мер пресечения:
1. Подписка о невыезде и надлежащем поведении________________________5
2. Личное поручительство____________________________________________7
3. Наблюдение командования воинской части___________________________ 8
4. Присмотр за несовершеннолетними подозреваемыми или
обвиняемыми______________________________________________________ _9
5. Залог__________________________________________________________ 10
6. Домашний арест_________________________________________________ 13
7. заключение под стражу___________________________________________ 14
III. Применение, отмена и изменение мер пресечения____________________ 16
Заключение______________________________________________________ 21
Список использованной литературы_________________________________ 22
Мера пресечения может быть избрана по возбужденному уголовному делу. Мера пресечения применяется только к обвиняемому, то есть к лицу, в отношении которого в установленном порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В исключительных случаях мера пресечения может применяться к подозреваемому, то есть к лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело либо которое задержано по подозрению в совершении преступления.
При необходимости избрания в
качестве меры пресечения
В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.
Если ходатайство возбуждается в отношении задержанного, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания.
Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течении восьми часов с момента поступления материалов в суд.
Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению. Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.
Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение, либо постановление.
Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течении трех суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня их поступления.
Порядок и условия содержания заключенных под стражу обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Особые
правила установлены для
Рассмотрение
судом ходатайства о продлении
срока содержания под стражей
обвиняемого в его отсутствие не допускается,
за исключением случаев нахождения обвиняемого
на стационарной, судебно-психиатрической
экспертизе или иных обстоятельств, исключающих
возможность его доставления в суд, что
должно быть подтверждено соответствующими
документами. К таким обстоятельствам
относятся, в частности, болезнь обвиняемого,
стихийные бедствия, плохие метеоусловия,
карантин в месте содержания под стражей10.
При этом участие защитника обвиняемого
в судебном заседании является обязательным
(ч. 13 ст. 109 УПК).
III. Применение , отмена и изменение мер пресечения.
При
решении вопроса о
А). Применение меры пресечения
Применение меры пресечения - это процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения. Совокупность процессуальных действий по выполнению принятого решения об избрании конкретной меры пресечения регулируется ст. 102-109 УПК РФ и зависит от ее вида. Так, применение меры пресечения может состоять в помещении под стражу, принятии залога, взятии подписки.
О применении меры пресечения дознаватель и следователь выносят мотивированное постановление, а суд – мотивированное определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется данное лицо, и основание для избрания меры пресечения.
Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, и одновременно ему разъясняется порядок обжалования применения меры пресечения (ст.101 УПК РФ). В постановлении или определении об избрании меры пресечения не приводятся доказательства, уличающие данное лицо в преступлении; закон к этому не обязывает. Преждевременное разглашение доказательственной основы принятого решения об избрании меры пресечения может пагубно отразиться на ходе дальнейшего расследования.
Избранная мера пресечения действует:
Существуют
две принципиально
Розыскной порядок состоит в том, что мера пресечения избирается ведущим процессуальным органом по своей инициативе. Так происходит в российском уголовном процессе при применении всех остальных мер пресечения следователем, дознавателем, органом дознания, прокурором в стадии предварительного расследования. Этим нарушается коренное правило состязательного процесса - равноправие сторон. Сторона обвинения (следователь) избирает в отношении стороны защиты (обвиняемого) меру пресечения. Но равноправные субъекты не отдают друг другу обязательные для исполнения приказы. Розыскная процедура применения процессуального принуждения может быть оправдана только в неотложных ситуациях.
Все лишения, которые претерпел гражданин в результате заключения под стражу, по общему правилу подлежат зачету в меру наказания (в случае осуждения) либо заглаживанию и компенсации (в случае оправдания). Вместе с тем, закон предусматривает возможность отмены меры пресечения.
Б). Отмена или изменение меры
Отмена или изменение меры пресечения регулируется ст. 110 УПК. Мера пресечения отменяется или изменяется на другую при отпадении либо изменении оснований для ее применения.
Основания для отмены меры пресечения:
1) признания
незаконным или необоснованным
первоначального решения об
2) отпадения необходимости в ее применении. Это может быть связано с достижением целей меры пресечения (надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого), отпадением оснований или мотивов ее применения. Например, обвиняемый заболел тяжкой болезнью и нет оснований опасаться процессуальных нарушений с его стороны;
3) отпадения общих условий для применения меры пресечения: когда прекращается уголовное дело или уголовное преследование конкретного лица -
ст. 213, 239 УПК РФ; постановляется оправдательный приговор или приговор, не связанный с назначением наказания, - ст. 306, 311 УПК РФ; обвинительный приговор обращается к исполнению - ч. 4 ст. 390, ст. 393 УПК РФ; приостанавливается уголовное дело (кроме меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого);
4) отпадения
специальных условий для
Изменение меры пресечения
Изменение меры пресечения осуществляется в сторону избрания менее строгой и более строгой меры пресечения (связанной или не связанной с лишением свободы).
Избрание более строгой меры пресечения возможно при появлении дополнительных обстоятельств, устанавливающих: а) возможность совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуального нарушения; б) неспособность прежней меры пресечения обеспечить надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого.
Изменение меры пресечения на более мягкую допускается при наличии общих оснований, условий и мотивов ее избрания, когда прежняя более строгая мера пресечения отменяется в связи: а) с отменой вышестоящей инстанцией; б) с отпадением необходимости в применении; в) с отпадением специальных условий. Например, вместо заключения под стражу избирается подписка о невыезде в связи с истечением срока содержания под стражей.
Решение
об отмене или изменении меры пресечения
оформляется мотивированным постановлением
дознавателя, следователя, прокурора,
судьи или определением суда. При этом
закон ограничивает компетенцию должностных
лиц по изменению мер пресечения, устанавливая
правило: мера пресечения, избранная прокурором
или по его указанию, отменяется или изменяется
следователем или дознавателем с согласия
прокурора (ч. 3 ст. 110). Однако это правило
не распространяется на отмену меры пресечения
в связи отпадением условий ее применения.
Например, при прекращении дела отменяется
любая мера пресечения.
Заключение.
Во взаимоотношениях государства и личности существует сложная зависимость. Это особенно остро проявляется в уголовном процессе, где применяются меры принуждения, на первом месте из которых находятся меры пресечения, особенно, заключение под стражу. Отношения личности и государства построены на системе взаимной ответственности, где права одной стороны соответствуют обязанностям другой и наоборот.
Все производство по уголовному делу слагается из разного рода принимаемых органом дознания, следователем и судом процессуальных решений и совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. Эти решения и действия всегда так или иначе затрагивают чьи-либо права и интересы (граждан, учреждений, предприятий, организаций). Они нередко бывают связанными с определенными ограничениями (иногда весьма существенными) возможностей граждан пользоваться принадлежащими им правами и свободами. Необходимость такого рода ограничений обуславливается самим ходом решаемых по уголовному делу задач уголовного судопроизводства (необходимостью раскрыть преступление, изобличить виновного или виновных, привлечь изобличенных к ответственности и т.д.). Далеко не все и не всегда при этом готовы добровольно претерпевать вызываемые самой логикой уголовно- процессуальной деятельности ограничения и требования. В связи с чем органы государства, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность, наделяются достаточно широкими полномочиями применять в целях обеспечения успешного решения задач уголовного процесса различные меры принуждения. Меры пресечения являются разновидностью мер процессуального принуждения и предназначены для устранения препятствий, которые могут возникнуть при расследовании и судебной разбирательстве уголовных дел.