Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:57, курсовая работа
Борьба с уголовными преступлениями является внутренним делом каждого государства, однако это не исключает возможности международного сотрудничества. Практически интересы борьбы с преступностью, особенно с учетом современных средств сообщения, облегчающих бегство за границу, заставили большинство государств заключить целую сеть договоров о взаимной выдаче преступников.
Введение.........................................................................................................стр. 3
Международное сотрудничество в сфере уголовного...............................стр. 4 судопроизводства: понятие и принципы
История становления межгосударственного................................................стр. 8
сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
Общая характеристика и особенности …...................................................стр. 24
международного сотрудничества в уголовном
процессе некоторых зарубежных стран
Заключение........................................................................................................стр. 30
Список литературы...................
18
Социалистической Республикой Вьетнам (1998 г.), Монголией (1999 г.), Республикой Мали (2000 г.), Республикой Куба (2000 г.).
Совокупность ныне действующих и заключенных, но не ратифицированных, двусторонних договоров России позволяет констатировать, что ими в той или иной мере созданы международно-правовые основы международного сотрудничества в сфере уголовного процесса по всем его направлениям.
Всего с 1990 г. по настоящее время договоры, регламентирующие вопросы оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, заключены Российской Федерацией с 24 государствами.
Анализ совокупности двусторонних международных договоров России свидетельствует, что в перечень предусмотренных ими видов (форм) взаимной правовой помощи по уголовным делам входят:
1) получение показаний и заявлений от отдельных лиц (включая обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и др.);
2) содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований;
3) вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе повесток;
4) производство обысков и выемок;
5) производство осмотров, в том числе судебных;
6) предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые;
7) установление личности и местонахождения лиц;
8) проведение экспертиз;
9) определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей, их передача для доказательственных целей, а также осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем, реституцией и взысканием штрафов;
10) оказание любой другой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства.
Однако, упоминая эти направления в целом, следует отметить, что договоры зачастую содержат значительные пробелы в правовом регулировании, особенно в части, касающейся отдельных видов взаимной правовой помощи по уголовным делам[19].
Анализ договоров свидетельствует, что заключаемые Россией двусторонние договоры не позволяют в полную меру получать и оказывать всестороннюю взаимную правовую помощь по уголовным делам по следующим причинам. Значительная их часть не обеспечивает перспективу расширения круга форм правовой помощи, предоставляемых в зависимости от конкретных обстоятельств дела и состояния уголовно-процессуального законодательства, о чем красноречиво свидетельствует отсутствие в 13 из 24 договоров упоминания о допустимости оказания любой другой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства; для договоров, в которых такая норма имеется, даже в том случае, если отдельные виды помощи прямо не указаны, по просьбе запрашиваемой стороны они могут быть предоставлены - в той мере, в какой это не противоречит ее внутригосударственному праву.
Кроме того, для двусторонних договоров Российской Федерации характерно отсутствие в них норм о новейших направлениях международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, а именно: о взаимодействии при расследовании компьютерных преступлений, а также об использовании средств видеосвязи (видеоконференцсвязи) при выполнении процессуальных действий; а правовое регулирование международного розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества, а также доходов от преступной деятельности осуществляется лишь путем упоминания в
20
некоторых из них норм самого общего характера, без достаточной процессуальной детализации[20].
Наряду с двусторонним международно-правовым регулированием Российская Федерация стала принимать активное участие в формировании многосторонней правовой базы международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. Первым особо значимым для России многосторонним документом, регулирующим рассматриваемые вопросы, стала Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22.01.1993 Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной. К ней в 1995 г. присоединился Азербайджан, а в 1996 г. - Грузия. Явившись первым многосторонним документом подобного рода, заключенным на постсоветском пространстве, названная Конвенция оказалась не лишенной существенных недостатков. К их числу следует отнести то, что в вопросах выдачи, взаимной правовой помощи по уголовным делам и иных она копирует действовавшие до нее аналогичные двусторонние договоры. При ее разработке, очевидно, не принималось во внимание, что между странами СНГ объективно существует близость правовых систем, позволяющая на более высоком уровне взаимодействия решать многие общие задачи в области уголовного процесса. В силу этого в Конвенцию не были включены такие важные и уже известные формы правовой помощи, как: содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований; предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые; производство осмотров объектов и участков местности, в т.ч. судебных; определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей, их передача для
21
доказательственных целей, а также осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем, реституцией и взысканием штрафов; установление личности и местонахождения лиц; оказание любого иного вида помощи, не противоречащей законодательству запрашиваемого государства, либо при наличии двустороннего договора[21].
В значительной мере эти пробелы восполнены (в том числе и для ряда стран участников названной Конвенции) в связи с ратификацией Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и дополнительных протоколов к ней, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и дополнительного протокола к ней, Европейской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. Существенным обстоятельством, положительно влияющим на степень урегулированности правовых основ международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, явилось заключение под эгидой ООН конвенций о борьбе с отдельными видами преступлений, которые, в отличие от более ранних международно-правовых документов, содержат конкретные нормы уголовно-процессуального характера. Среди них: Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2000 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.
Конкретизация обязательств государств в уголовно-процессуальной сфере становится характерной и для региональных конвенций о борьбе с отдельными категориями преступлений, о чем, в частности, свидетельствуют европейские Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и Конвенция о киберпреступности 2001 г.
В соответствии с этими и ранее принятыми международно-правовыми документами, а также внутригосударственным законодательством различными
22
странами совершенствуется правовое регулирование выдачи, взаимной правовой помощи по уголовным делам, осуществления уголовного преследования, передачи уголовного судопроизводства, передачи осужденных к лишению свободы лиц для отбывания наказания в страну гражданства как самостоятельных направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. В силу того, что каждое из них имеет свою специфическую правовую природу, правовую регламентацию самостоятельными нормами международного и внутригосударственного права, индивидуальное содержание и строго определенную цель, произошло выделение их в отдельные правовые институты, которые в своей совокупности и составляют правовую основу международного сотрудничества в сфере уголовного процесса (уголовного судопроизводства). Каждый из этих правовых институтов носит комплексный межотраслевой характер, поскольку регулируется нормами международного и уголовно-процессуального права.
23
Общая характеристика и особенности международного сотрудничества в уголовном процессе некоторых зарубежных стран
Оказание правовой помощи по уголовным делам осуществляется на основании многосторонних или двусторонних международных договоров Российской Федерации и норм раздела XVIII УПК, которыми установлены основания и порядок оказания правовой помощи, ее объем и виды, субъекты и содержание, процедура оформления, направления, получения и выполнения поручений об оказании правовой помощи и т.д.
Под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.[22]
Важнейшими многосторонними международными договорами, регулирующими вопросы взаимной правовой помощи по уголовным делам, являются:
принятые Советом Европы: Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг. (далее - Конвенция о выдаче 1957 г.) и Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом 1978 г., ратифицированные и вступившие для России в силу 9 марта 2000 г. (далее - Конвенция о правовой помощи 1959 г.), Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., ратифицированная Россией 7 августа 2000 г., Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.
принятые государствами - членами СНГ: Конвенция о правовой помощи
24
и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
1993 г., ратифицированная Россией и вступившая для нее в силу 10 декабря
1994 г., с дополнительным протоколом к ней 1997 г. (далее - Минская конвенция 1993 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г., ратифицированная Россией и вступившая для нее в силу 5 июля 2000 г.
Двусторонние международные договоры заключаются государствами в развитие положений многосторонних и для конкретизации применения содержащихся в них принципов. В частности, в них могут быть уточнены основания для отказа в оказании правовой помощи, положения о совпадении концепций (например, двойная юрисдикция, отсутствие срока давности), виды правовой помощи, органы, управомоченные запрашивать правовую помощь, и т.д. Так, в Договоре между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г., ратифицированном и вступившем в силу для России 3 ноября 2000 г., в значительной степени расширен и конкретизирован объем правовой помощи, согласно ст.2.
В настоящее время Россией заключено около сорока двусторонних соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам с другими государствами. Многосторонние договоры в отношении тех стран, к которым они применяются, имеют преимущество перед положениями двусторонних договоров этих стран.
В целях оказания государствам помощи в подготовке двусторонних международных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам и унификации законодательства по этому вопросу Организацией Объединенных Наций были приняты типовые договоры: О передаче уголовного судопроизводства - Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. № 45/118); О передаче надзора за правонарушителями, которые были условно
25
осуждены или условно освобождены, а именно Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990г. № 45/119; О взаимной помощи в области уголовного правосудия и факультативный протокол к нему в области уголовного правосудия, касающийся доходов от преступлений - Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. № 45/117.
Оказание правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения, но и на основе общих правил достижения межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам - в виде письменных обязательств Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. Такое оказание правовой помощи по уголовным делам называется правовой помощью на основе принципа взаимности.
Оказание правовой помощи по уголовным делам регламентируется также ст.13 и п.4 ст.72 УК РФ и некоторыми подзаконными актами. В частности, на основании Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 1996г. № 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" и Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190, регламентируется организация информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с соответствующими органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.[23]
Ведомственные нормативные правовые акты, в том числе приказы Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью" и от 3 августа 1998 г. № 50
26
"Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации", указание Генерального прокурора РФ от 23 июня 1998 г. № 42/35 "О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции", совместный приказ от 26 июня 2000 г. МВД России № 684, Минюста России № 184, ГТК России № 560, ФСБ РФ № 353, ФСНП РФ № 257, ФПС РФ № 302 "Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола" и другие определяют процедуру оформления, направления и получения, а также выполнения отдельных видов правовой помощи.
Информация о работе Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства