Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 02:19, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является осуществление теоретического анализа правовых норм главы 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК) "Общие условия предварительного расследования».
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и проанализировать понятие и значение общих условий предварительного расследования.
2. Рассмотреть содержание общих условий, определяющих порядок производства по уголовному делу.
3. Раскрыть содержание общих условий, предусматривающих участие в процессе расследования отдельных участников уголовного процесса.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Общие условия предварительного расследования………………………….6
1.1. Понятие и значение общих условий предварительного расследования
уголовных дел…………………………………………………………………….6
2. Содержание общих условий предварительного расследования…………...11
2.1. Общие условия, определяющие порядок производства по уголовному делу……………………………………………………………………………….11
2.2. Общие условия, предусматривающие участие в процессе расследования отдельных участников уголовного процесса…………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Деятельность
следователя заключается
Компетенция органов дознания гораздо шире. Помимо процессуальных полномочий, они наделены правом осуществлять административную и иную деятельность, проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений. Многие органы дознания имеют хорошее техническое обеспечение и кадровые ресурсы.
Использование
всех возможностей этих органов позволяет
обеспечить успешное раскрытие преступлений
и повысить качество расследования
уголовных дел. Если орган дознания
возбудил уголовное дело о преступлении,
по которому предварительное следствие
обязательно, следователь вправе в любой
момент принять это дело к производству,
не дожидаясь выполнения всех неотложных
действий и окончания установленного
законом десятидневного срока дознания.
2. Содержание общих условий предварительного расследования
2.1. Общие условия, определяющие порядок производства по уголовному делу
Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) - ст. 151 УПК и территориальную (местную) - ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.
Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.
Территориальная
(местная) подследственность призвана
разграничить компетенцию органов
расследования одного уровня и ведомства
в зависимости от места совершения
предполагаемого преступного
Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.
Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК).
Универсальная подследственность - это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает когда прокурор принимает любое уголовное дело к своему производству вне зависимости от квалификации преступления.
При
определении подследственности
учитывается субъект
Если деяние совершено военнослужащим, то независимо от квалификации и территориального признака дело подлежит расследованию следователем военной прокуратуры или соответствующим военачальником - органом дознания.
Подследственность определяют сам следователь, дознаватель, а также прокурор.
Вопрос о подследственности решается на разных стадиях уголовного процесса. Впервые он возникает при рассмотрении заявления, сообщения о преступлении.
В случае возбуждения уголовного дела прокурором он поручает его расследование дознавателю или следователю и направляет затем дело "по подследственности".
Если преступление подследственно органу предварительного расследования, которому поступила предусмотренная законом информация о преступлении, он обязан при наличии к тому основания возбудить уголовное дело и принять его к своему производству.
Возбуждая уголовное дело и решая вопрос о принятии дела к своему производству, указанные субъекты уголовного процесса тем самым констатируют, что именно они полномочны произвести предварительное следствие или дознание.
Следователь, дознаватель могут возбудить уголовное дело и по преступлению, которое им неподследственно. Но в таком случае они обязаны произвести лишь неотложные следственные действия. Выполнив эту обязанность, они передают дело прокурору для направления его по подследственности в надлежащий орган предварительного расследования.
При
конкуренции различных
Правильный выбор лица, производящего расследование, обусловлен помимо всего прочего тем, что, в соответствии с постановлением N 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации " О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. "доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если собирание и закрепление их осуществлено ненадлежащим лицом или органом".
Общим
правилом предварительного расследования
является производство предварительного
следствия по уголовному делу одним
следователем. В ряде случаев, однако,
предварительное следствие
Под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела.
Производство предварительного следствия следственной группой обусловлено, прежде всего, сложностью дела: наличием большого количества преступлений, эпизодов преступления, деяний, совершенных в различных районах, областях, республиках, множества обвиняемых. Сложность дела предопределяет и большой его объем. Объем дела увеличивается при соединении уголовных дел в одно производство.
Создание
следственной группы целесообразно
по делам смешанной
В
отдельных случаях
По времени функционирования группы делятся на единовременные и постоянно действующие.3
Единовременная группа создается для раскрытия и расследования одного или серии взаимосвязанных преступлений. Предварительное следствие по конкретному делу поручается "нескольким следователям", т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).4
Постоянно действующая группа создается в конкретных подразделениях на длительный период совместной работы одних и тех же следователей для расследования не одного, а ряда преступлений, не находящихся по своему содержанию в логический связи. Как правило, такие формирования специализируются на расследовании преступлений определенной категории.
На практике постоянно действующие следственные группы встречаются достаточно редко и эффективность их деятельности невысока. Другое дело, что если в данном случае речь идет о специализации, то такой моделью служат специализированные отделы, существующие по штатному расписанию в различных структурах правоохранительных органов. Тем более, что законодательство не упоминает о постоянно действующих группах, а расследование поручается группе следователей в каждом отдельном случае, т.е. группа создается вновь.
Инициатива расследования преступления несколькими следователями может исходить от следователя, начальника следственного отдела и прокурора.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела. Закон допускает принятие данного решения прокурором и по собственной инициативе, но лишь по делам, расследуемым следователем прокуратуры.
Решение прокурора облекается в форму отдельного постановления о производстве предварительного следствия следственной группой или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела
В
настоящее время в МВД и
Генеральной прокуратуре
В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп (СОГ). Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации "разового" взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия при взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости - концентрации усилий группы на решающем участке.
Правовой основой создания СОГ в современный период являются: уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора РФ, нормативные акты МВД РФ, совместные акты ведомств например, Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г. N 32/199/73/278 "Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп" и Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 г.),5 в котором регламентируются основы взаимодействия и создания оперативно-следственных групп и закреплены задачи взаимодействия:
- обеспечение неотложных
- всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
- осуществление мероприятий,
Успешное расследование преступлений невозможно без применения научно-технических средств. Применение этих средств должно быть законным и этичным и не нарушающим гарантированные законом права и интересы граждан.
При производстве следственных действий могут применяться технические средства обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.
К
техническим средствам
Техническими средствами фиксации следов преступления являются: фото-, кино-, видео - и аудиоаппаратура, пластилин, гипс, следокопировальная пленка, а техническими средствами их описания пишущая машинка, компьютер и т.д.
Информация о работе Общие условия предварительного расследования