Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:50, контрольная работа
Выемка — следственное действие, содержанием которого является добровольное либо принудительное изъятие дознавателем, следователем, прокурором материальных объектов, документов из законного или незаконного владения граждан, учреждений, организаций, предприятий. Выемка проводится в случае необходимости изъятия определенных предметов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся.»1
Введение……………………………………………………………………...2
Выемка………………………………………………………………………3
Понятия и основания выполнения выемки……………………….3
Выемка корреспонденции, её основания………………………….5
Обыск………………………………………………………………............8
Понятие обыска………………………………………………………8
Цели и классификация……………………………………………….9
Основные процессуальные принципы и требования
к проведению обыска…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………15
Литература и нормативные акты……………………………………………16
К целям обыска относят: а) обнаружение и изъятие предметов или документов, могущих иметь значение непосредственно по расследуемому преступлению (в том числе орудий и следов преступления, предметов и ценностей, добытых в результате его совершения); б) обнаружение ценностей, других предметов или документов, наличие которых позволяет выдвинуть версию о совершении других преступлений, помимо расследуемого, обусловившего проведение обыска; в) обнаружение предметов, хранение или ношение которых само по себе является преступлением (например, огнестрельного оружия, наркотиков без соответствующих разрешений); г) обнаружение предметов и документов, запрещенных к свободному обращению (ядов, порнографических журналов, видеофильмов и т.п.); д) обнаружение разыскиваемых лиц; е) обнаружение трупов.
Криминалистическая классификация обыска проводится по различным основаниям: по объекту, последовательности, форме организации и др.
По объекту выделяют такие виды обыска: а) обыск в помещении (на даче, в доме, квартире, служебном кабинете, в подсобных и других служебных помещениях магазина); б) обыск в ином месте; в эту группу относят обыск на садовых и приусадебных участках, в автомашине, подвалах, погребах и иных местах, помещениями в прямом смысле этого слова не являющихся; в) личный обыск (обыск лица).
По последовательности различают обыск первоначальный (первичный) и повторный. Повторный обыск производится, как правило, либо при возникновении сомнений в полноте и тщательности ранее проведенного обыска, либо при получении данных о месте нахождения искомых предметов, не обнаруженных при первичном обыске, или об относимости к делу того или иного предмета, обнаруженного, но не изъятого при первоначальном обыске. Наконец, повторный обыск целесообразно производить при расследовании определенных видов преступлений, а также с учетом психологических особенностей лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении конкретного преступления, и характера искомых предметов.
При расследовании «должностных» хищений, дела о которых возбуждены по так называемым официальным данным (акту документальной ревизии, статье в газете и т.п.), для лица, совершившего хищение, возможность производства у него обыска чаще всего очевидна. Он к нему готовится, скрывает похищенное имущество либо (и) ценности, нажитые преступным путем, у родственников, знакомых, неустановленных соучастников преступления, в иных местах. Затем, когда у него будет произведен обыск, расхититель стремится возвратить свои ценности для предотвращения их присвоения лицами, которым он передал их на хранение, либо обнаружения этих ценностей при возможных обысках в квартирах этих лиц. Поэтому повторно произведенный обыск у расхитителя во многих случаях позволяет обнаружить и изъять искомые предметы.
По форме организации обыск подразделяют на единичный (обыск у одного лица, в одном помещении или одном ином месте) и групповой. Под последним понимается одновременное производство обыска у всех или нескольких лиц, причастных к совершению преступления, одновременно в нескольких помещениях или иных местах (естественно, при наличии фактических и процессуальных оснований для каждого обыска).
Производство обыска регламентируется ст. 168 — 173 УПК. В ст. 168 УПК говорится, что следователь для производства обыска должен иметь «достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении, или ином месте, или у какого-либо лица находятся...». По мнению О.Я. Баева, основаниями для обыска являются лишь фактические данные, полученные как из процессуальных источников (доказательства), так и из источников непроцессуальных (в результате оперативной и розыскной деятельности).10
При производстве обыска обязательно присутствие понятых. К этому положению относится все, сказанное о понятых в предыдущей главе данной работы. Общие положения и правила применительно к такому специфическому следственному действию, как обыск, нуждаются в определенных уточнениях, носящих и нравственную, и тактическую значимость.
Своеобразие обыска заключается в том, что, принимая решение о его производстве, следователь не имеет однозначной убежденности в том, находятся ли вообще искомые им предметы или документы в обыскиваемом помещении, ином месте или у данного лица. Обыск состоит в необходимости внезапного вторжения в личную жизнь граждан, возможно, даже непосредственно непричастных к расследуемому преступлению и в любом случае — в личную жизнь членов семьи лица, совершившего преступление, не имеющих к этому преступлению никакого отношения. Это и обусловило в законе обязанности следователя принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц.
При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. В случае невозможности их присутствия, приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации, исполнительного комитета, поселкового или сельского совета. На практике случаи приглашения для обыска представителей жилищно-эксплуатационной организации очень редки, хотя этого требует ст. 169 ч. 3 УПК.
Обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя с обязательным присутствием при таком обыске прокурора и представителя Министерства иностранных дел (ст. 173 УПК).
Наблюдение за поведением обыскиваемого в процессе обыска, так называемые его поведенческие реакции в ряде случаев позволяют определить места сокрытия искомых предметов. Поэтому, помимо приведенных положений, решение должно основываться и на данных о личности обыскиваемого, его психологических свойствах и качествах.
Производство обыска в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств, не допускается. Из данного требования вытекает, что следователь, планируя производство обыска, должен рассчитать время так, чтобы закончить обыск до 22 ч. (ночным признается время с 22 до 6 ч. — п. 15 ст. 34 УПК).11 Если же обыск к данному времени не окончен, то при наличии возможности обыскиваемое помещение или иное место необходимо опечатать и обеспечить его охрану до окончания ночного времени, после чего продолжить обыск. При отсутствии такой возможности обыск должен быть продолжен и в ночное время (как разновидность предусмотренных законом случаев обыска, не терпящих отлагательств).
Для участия в производстве обыска следователь вправе вызвать соответствующего специалиста. Участие специалистов в обыске в целом обусловливается теми же причинами, что и их привлечение к следственному осмотру. Учитывая также, что искомые следователем ценности и предметы к моменту обыска могут быть тщательно сокрыты, следы преступления, по представлению преступника, уничтожены (смыты следы крови с пола, счищены со стен, которые затем вновь побелены, и т.п.), привлечение для их обнаружения соответствующих специалистов и использование ими при обыске сложных новейших технико-криминалистических поисковых и других средств будут способствовать успешному проведению обыска.
Следователь вправе ограничиться изъятием добровольно выданных предметов и не производить дальнейших поисков, если нет оснований опасаться сокрытия других разыскиваемых предметов и документов. Ситуации, при которых следователю целесообразно использовать названное право, достаточно редки, хотя и оптимальны, так как исключают необходимость дальнейших принудительных действий по отношению к обыскиваемому и другим лицам, находящимся в месте обыска. К ним можно отнести: а) производство обыска, направленного на изъятие совершенно определенных предметов, ценностей или документов у лиц, непосредственно не причастных к совершению преступления; б) производство обыска у лиц, чья преступная деятельность, как предполагается на данный момент следователем, ограничена конкретным эпизодом (или эпизодами), связанным с искомыми предметами или документами.
Следователь вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их. Это право следователя еще раз подчеркивает принудительный характер рассматриваемого следственного действия. Как и применению любого иного средства принуждения, принудительному вскрытию должно предшествовать убеждение следователем обыскиваемого (или лица, в чьем присутствии производится обыск) в необходимости и целесообразности добровольно открыть помещение или хранилище, которые подлежат обыску. В частности, следователь должен со ссылкой на закон (УПК) разъяснить обыскиваемому свое право на принудительное их вскрытие и то, что несогласие на это обыскиваемого может привести к повреждению или порче вскрываемого объекта.
Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц. Сразу надо сказать, что следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены не только обстоятельства интимной, но и в целом личной жизни названных лиц. Для обеспечения неоглашения этих обстоятельств следователь прежде всего не должен акцентировать внимание участников обыска и понятых на таких документах или предметах, если, разумеется, они не имеют отношения к расследуемому делу и не подлежат изъятию.
Следователь
вправе подвергнуть личному обыску
лиц, находящихся в помещении
или ином месте, в котором производится обыск, при наличии оснований полагать, что
они скрывают на себе предметы или документы,
могущие иметь значение для дела. В соответствии
со ст. 172 УПК личный обыск в таких условиях
производится без вынесения о том отдельного
постановления и без санкции прокурора.
Производить личный обыск должно лицо
одного пола с обыскиваемым и в присутствии
понятых того же пола.
Заключение
Подводя итоги вышесказанному можно сделать ряд обобщений.
Выемка - следственное действие, заключающееся в изъятии у гражданина или из учреждения (предприятия, организации) конкретных предметов либо документов, обнаружение которых не требует поисковых мер. Основаниями для принятия решения о производстве выемки являются фактические данные, полученные самим следователем или сообщенные ему органом дознания, с достоверностью указывающие на нахождение подлежащих изъятию в интересах дела конкретных предметов и документов в определенном месте помещения, занимаемого учреждением, организацией, предприятием или гражданином. Выемка производится по мотивированному постановлению следователя. Выемка документов производится только с санкции прокурора или его заместителя.
Обыск представляет собой принудительное обследование помещения, сооружений, участка местности либо гражданина в целях отыскания и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела. Обыск может производиться также для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов. Некоторой особенностью процедуры, по сравнению с обыском в помещении или ином месте, отличается личный обыск, что позволяет различать две разновидности этого следственного действия. В случаях, не терпящих отлагательства, например, когда промедление с обыском может привести к уничтожению вещественных доказательств или документов, перепрятыванию ценностей, добытых преступным путем, закон разрешает производство обыска без санкции прокурора. Но в течение последующих суток прокурор должен быть уведомлен о произведенном обыске и его результатах.
Конституция РФ. М., 1993. – 78 с.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. –М., «Юристъ», 1999. – 126 с.
ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
ФЗ от З апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Ст. 10 // СЗ РФ. 1995. № 15.
Закон РСФСР «О милиции» СЗ РФ. 1994. № 27.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 г. № 5 «О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР (1924—1986). М., 1987.С. 805.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 ноября 1985 г. № 16 «О практике применения судами законодательства, гарантирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР (1924—1986). М., 1987. С. 846.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции РФ» // ВВС РФ. 1994. № 3.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 5 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // БВС РФ. 1996. № 1.
1. Баев О.Я. Тактика следственных действий: Учебное пособие — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 — 224 с.
2. Воронежские
3. Гутерман М.П. Следственные действия и некоторые спорные вопросы, связанные с их системой // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 42. М., 1985.
4. Добровольская С. Жизнь - штука сложная// «Бизнес-адвокат» № 7, 2000 г.
5. Добровольская С. Обыск и выемка по закону// «Бизнес-адвокат» № 11, 1997 г.
6. Исаева Л. Обыск: роль специалиста// «Законность» № 6, 2001 г.
7. Казинян Г.С., Соловьев А Б. Проблемы эффективности следственных действий Ереван, 1987.
8. Криминалистика: Учебник / Под ред. проф. А.Г. Филиппова (отв. редактор) и проф. А.Ф. Волынского. - М.: Издательство «Спарк», 1998. - 543 с.
9. Лапин С.Ю. Осмотр
места происшествия, обыск и выемка
по делам о преступных
10. Милова И. Участие
адвоката в следственных
11. Научно-практический
комментарий к Уголовно-
1 Российская юридическая энциклопедия. Под ред. А.Я. Сухарева — М.: Издательский Дом «ИНФРА-М» 1999. — 376 с.