Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:01, доклад
Российский нотариат представляет собой, прежде всего, систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельств с документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируются нотариальная деятельность.
Доклад
Российский нотариат представляет
собой, прежде всего, систему органов,
на которую возложено
История российского нотариата начинается с шестнадцатого века. У него были и времена взлета, и времена, когда он как институт переставал существовать в нашей стране (после Революции 1917 года) или его роль заметно уменьшалась в системе государственных органов. После принятия Положения о государственном нотариате в 1922 году в России на долгие годы утвердился государственный нотариат. Так было вплоть до 1993 года, когда были приняты Основы законодательства РФ о нотариате и в нашу страну вернулся частный нотариат, и он стал существовать наравне с государственным.
Основами законодательства РФ о нотариате регулируется механизм наделения лица полномочиями нотариуса и прекращения этих полномочий. Однако нотариальная и судебная практика со всей очевидностью свидетельствуют о несовершенстве соответствующих норм, о сложности их применения ввиду неясности, а порой и противоречивости законодательных формулировок.
Так, например принцип независимости нотариуса находит свое выражение также и в установлении особого порядка лишения нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью. В соответствии со ст. 12 Основ о нотариате нотариус может быть лишен права заниматься нотариальной деятельностью только в судебном порядке. Однако судебная практика по этой категории дел неоднородна, что также объясняется нечеткостью законодательных формулировок.
Определенную сложность представляет вопрос о природе решения суда о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. К сожалению, формулировка ч. 5 ст. 12 Основ о нотариате не облегчает его решения. В частности, неоднозначное толкование возможно в отношении судебного порядка лишения нотариуса права нотариальной деятельности в случае его осуждения за умышленное преступление. В Определении Верховного Суда РФ от 17 октября 2007 г. по делу N 5-ГО7-77 лишение права нотариальной деятельности в случае осуждения нотариуса за умышленное преступление рассматривается как дополнительное наказание, не требующее подтверждения судебным решением, принятым в порядке гражданского судопроизводства. Однако если при осуждении нотариуса за умышленное преступление к нему не было применено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, то, логически рассуждая, можно прийти к выводу о том, что лишение нотариуса права нотариальной деятельности возможно только на основании решения об этом, принятого в порядке гражданского судопроизводства после вступления приговора в законную силу. Однако такой вывод, как представляется, противоречит заложенному в ст. 12 Основ о нотариате.
Как представляется, нотариус, осужденный за умышленное преступление, после вступления приговора в законную силу не может ни при каких условиях сохранять статус нотариуса и продолжать заниматься нотариальной деятельностью. Приговор суда, вступивший в законную силу, даже если в нем не применено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной (нотариальной) деятельностью, не подлежит свободной оценке органами управления и контроля над нотариатом как основание для прекращения статуса нотариуса. Точно так же признание нотариуса недееспособным или ограниченно дееспособным безоговорочно исключает сохранение лицом статуса нотариуса. И в том и в другом случае решение суда о лишении права нотариальной деятельности было бы лишено своего предмета.
Нарушение нотариусом законодательства также может пониматься неоднозначно. Можно привести немало примеров из судебной практики, когда под нарушение законодательства подводится неправильное применение нотариусом нормы права к конкретному случаю, незаконное по существу нотариальное действие. На наш взгляд, такой подход совершенно неверен и противоречит принципу независимости нотариуса. Органы контроля над нотариатом, осуществляя проверки деятельности нотариусов, не могут оценивать совершенные нотариальные действия по существу (это предмет исключительно судебного контроля). Для них предметом контроля может быть только профессиональная деятельность нотариуса: соблюдение нотариусом правил делопроизводства и исполнение профессиональных обязанностей, предусмотренных законодательством о нотариате. Соответственно, и основанием лишения права нотариальной деятельности могут быть исключительно нарушения законодательства о нотариате. Если же нотариус допустил ошибку при применении нормы материального права, совершил незаконный нотариальный акт, то в решении вопроса о последствиях такого нарушения для нотариуса следует исходить из тех критериев, которые установлены уголовным законом: вина в форме умысла и тяжесть наступивших последствий (ст. 202 УК РФ). Осуждение нотариуса за умышленное преступление выступает самостоятельным основанием прекращения статуса нотариуса.
В новом законе о нотариате следовало бы предусмотреть дифференцированный порядок и основания отстранения нотариуса от должности. Безусловно, должен быть сохранен судебный порядок лишения нотариуса права нотариальной деятельности. Однако в законе следовало бы различать случаи, когда лишение права выступает императивным следствием осуждения нотариуса за умышленное преступление (что невозможно иначе, чем по приговору суда) или признания нотариуса недееспособным, ограниченно дееспособным (что также возможно исключительно в судебном порядке), следует во всех случаях рассматривать вопрос о привлечении нотариуса в качестве надлежащего ответчика, когда возникает спор о праве, основанный на нотариальном действии, и случаи, когда лишение права нотариальной деятельности выступает мерой профессиональной ответственности нотариуса, привлечение к которой по закону должно быть поставлено под контроль суда.