Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:47, курсовая работа
Целью настоящей работы является описание особенностей уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
Задачами работы станет изучение следующих вопросов:
1) категории лиц, обладающих процессуальным иммунитетом,
2) особенности досудебного производства по уголовному делу,
3) порядок направления уголовного дела.
Введение 3
1. Общие положения производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. 5
2. Порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого в отношении отдельной категории лиц. 7
2.1. Особенности производства по уголовным делам в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления. 9
2.2. Особенности производства по уголовным делам в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты Российской Федерации. 10
2.3. Особенности производства по уголовным делам в отношении следователя и адвоката. 11
2.4. Производство по уголовным делам в отношении прокурора. 14
2.5. Особенности производства по уголовным делам в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (экс-президента). 17
2.6. Особенности производства по уголовным делам в отношении судий, а также присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия. 18
2.7. Особенности производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. 21
3. Задержание лица, избрание меры пресечения, производство отдельных следственных действий и направление уголовного дела в суд 24
Заключение 29
Список литературы 30
Министерство образования и науки
Тихоокеанский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»
на тему:
«Особенности
производства по уголовным делам в отношении
отдельных категорий лиц»
студентка 4 курса гр. Ю-83
Игнатенко Е.А.
Ст. преподаватель
Ахметшин Р.Э.
Хабаровск – 2011
Содержание
Введение
Раздел XVII УПК РФ, регулирующий вопросы уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий должностных лиц, перечисленных в статье 447 УПК РФ, имеет положительное значение в уголовно-процессуальном законодательстве, так как в одном нормативном акте перечислены все субъекты, в отношении которых закон допускает определенные исключения по вопросам возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел. Это депутаты, судьи, работники Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, бывшие президенты РФ, прокуроры, следователи, адвокаты и члены избирательных комиссий.
Несомненно,
указанными нормами закон ввел повышенную
защиту сферы деятельности перечисленных
лиц, дополнительно создав гарантии их
независимости при исполнении ими своих
должностных полномочий. И несмотря на
критические замечания о том, что эта “VIP-глава”
в УПК РФ нарушает конституционный принцип
равенства граждан перед законом, создает
необоснованные привилегии узкому кругу
лиц при совершении ими преступлений,
все же необходимость выделения определенных
должностей в уголовном судопроизводстве
с целью их неприкосновенности имеется./23/
Закон предусмотрел те категории должностных
лиц, решения которых создают определенные
правовые последствия и существенно затрагивают
права и интересы граждан, влияя при этом
на общественные взаимоотношения, государственную
политику и экономику. Соответственно
лица, принимающие такие решения, нуждаются
в повышенной защите и иммунитете от необоснованного
уголовного преследования./29/
В целях создания полной и эффективной
системы гарантий деятельности некоторых
категорий выборных и должностных лиц
УПК предусматривает ряд особенностей
производства по уголовным делам, возбуждаемым
в отношении указанных лиц либо по которым
указанные лица подозреваются или обвиняются
в отношении преступления.
Уголовно-процессуальные нормы, закрепляющие эти правила-изъятия, являются дополнительными мерами защиты от воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, расправы над ними за их принципиальную политическую или профессиональную позицию, от произвола и незаконного уголовного преследования и в совокупности составляют институт процессуального иммунитета некоторых категорий выборных и должностных лиц./24/
В разное
время этими вопросами
Целью
настоящей работы является описание
особенностей уголовного судопроизводства
в отношении отдельных категорий лиц.
Задачами работы станет изучение следующих
вопросов:
1) категории
лиц, обладающих процессуальным иммунитетом,
2) особенности досудебного производства
по уголовному делу,
3) порядок направления уголовного дела.
Таким образом, особенности производства в отношении отдельных категорий лиц, получившие закрепление в УПК, необходимо рассматривать как совокупность исключительных управомочивающих, обязывающих и запрещающих юридических норм, регулирующих особый порядок производства процессуальных и следственных действий в отношении либо с участием определенной законом категории граждан. Назначение особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц состоит в том, что законодатель исходя из той роли, которую определенные лица играют в государстве и обществе, в целях обеспечения их непрерывной и бесперебойной деятельности, повышения независимости, а также для охраны нравственных и моральных ценностей установил особые процедуры привлечения их к уголовной ответственности./16/
1. Общие положения производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
По Конституции РФ процессуальной неприкосновенностью обладают:
Президент Российской Федерации (ст. 91), члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 98), судьи (ст. 122).
Уголовно-процессуальный кодекс расширил круг лиц, в отношении которых осуществляется особый порядок производства по уголовным делам (ст. 447 УПК). К ним закон относит:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судью Конституционного Суда РФ, судью федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судью и судью конституционного суда субъекта Российской Федерации, присяжного и арбитражного заседателя в период осуществления им правосудии
3) Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов;
4) Уполномоченного
по правам человека в
5) Президента
Российской Федерации,
6) прокурора;
7) следователя;
8) адвоката./3/
Производство по уголовным делам в отношении этих лиц проводится по нормам, установленным УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 52, а также статьями уголовно-процессуального закона, определяющими: подследственность (п. "б" ч. 2 ст. 151 УПК) и подсудность уголовного дела (ч. 4 ст. 31 УПК РФ); право на свидетельский иммунитет (ч. 3 ст. 56 УПК РФ); временное отстранение от должности высшего должностного лица субъекта РФ (ч. 5 ст. 114 УПК РФ) и др.
Следует отметить, что Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, но в случае отрешения его от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93 Конституции РФ), он не входит в перечень лиц, в отношении которых на основании ст. 447 УПК РФ применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц заключаются в особых правилах возбуждения уголовного дела; задержания лица, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий; направления уголовного дела в суд.
2. Порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого в отношении отдельной категории лиц.
Закон
устанавливает усложненный
К числу общих правил производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц необходимо отнести и особенности возникновения у них права на реабилитацию. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ такое право появляется у подозреваемого или обвиняемого, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пп. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и пп. 1, 4-7 ч. 1 ст. 27 УПК. РФ В п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ речь идет о том, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае отсутствия согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, т.е. в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора Российской Федерации, судей федеральных судов и судов субъектов федерации, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, следователя, адвоката. Пункты 6 - 7 ч. 1 ст. 27 УПК РФ предписывают прекратить уголовное преследование при отказе:
Совета Федерации или Государственной Думы в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора о направлении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в суд в соответствии с ч. 2 ст. 451 УПК РФ;
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица./10/
Таким образом, большинство лиц, упомянутых в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, в сравнении с остальными гражданами имеют некоторые преимущества в реализации права на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных и иных правах, что необходимо учитывать при решении вопроса об осуществлении в отношении них уголовного преследования.
Как отмечалось ранее, порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ неодинаков. Он варьируется в зависимости от того, к какой категории, обозначенной в указанной правовой норме, относится тот или иной субъект. Сообразно этому дальнейшее рассмотрение вопроса мы будем осуществлять применительно к каждой группе должностных лиц и в порядке возрастания сложности процедуры./19/
2.1. Особенности производства по уголовным делам в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления.
По
численному составу эта
депутаты (входящие в представительный орган местного самоуправления), избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
глава муниципального образования, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц