Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 02:13, контрольная работа
Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия. Однако для следователей прокуратуры, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена возможность производства ими предварительного расследования в форме дознания. Следователь осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений.
Введение. 2
1. Понятие следователя как стороны обвинения в уголовном судопроизводстве. 2
2. Особенности органов предварительного следствия в системе МВД России. 4
3. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность. 6
4. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя. 20
Заключение. 25
Список используемой литературы. 27
Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия. Однако для следователей прокуратуры, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена возможность производства ими предварительного расследования в форме дознания. Следователь осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений. Для ее понимания, осуществления и совершенствования важно исследование сущности принципа процессуальной самостоятельности следователя как субъекта расследования. Следователь является основным субъектом расследования потому, что он самостоятельно производит основное количество следственных и иных процессуальных действий.
Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Предварительное следствие, безусловно, является основной формой расследования. Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Компетенция между ними распределяется в соответствии с установленной законом подследственностью уголовных дел. Однако независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены одинаковыми полномочиями.
Принято считать, что
следователь процессуально
Письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий обязательны для органа дознания. При этом следователь лишь формулирует задачу, а организация ее исполнения - функция органа дознания. Орган дознания сам определяет, кто конкретно будет производить требуемые действия. Следователь может обратиться к органу дознания (письменное обращение адресуется руководителю) с просьбой оказать содействие при осуществлении процессуальных действий.
В материалах уголовного дела обязательно должно сохраняться данное поручение, иначе все произведенные органом дознания следственные действия будут считаться незаконными, а полученные в результате доказательства утратят свое значение.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 3181-1 «Об оперативно-розыскной деятельности» следователь по уголовным делам, находящимся в его производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Давая поручения о производстве оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При этом он не вправе указывать, какие конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены.
Производство оперативно-розыск
Статья 38 УПК РФ не устанавливает срока, в течение которого орган дознания обязан исполнить поручение или указание следователя. Однако ст. 152 УПК РФ обязывает выполнять поручение следователя в 10-дневный срок. При этом следует иметь в виду, что выполнение поручений и указаний, даваемых следователем в порядке ст. 38, нередко предполагает довольно длительную деятельность органа дознания, не укладывающуюся в рамки десятидневного срока. В этом случае лицо, исполняющее поручение, должно по истечении 10 дней сообщить о проделанной работе и продолжить выполнение задания. Срок исполнения поручения или указания следователя органами дознания должен быть определен следователем с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела.2
Ныне действующий УПК РФ отнес фигуру следователя к стороне обвинения. Однако это не означает, что он должен собирать только доказательства вины подследственного. Осуществляя уголовное преследование, он должен в первую очередь руководствоваться принципами судопроизводства (гл. 2 УПК РФ), в том числе презумпцией невиновности и необходимостью защиты личности от необоснованного обвинения и ограничения прав и свобод.
Следователь по находящимся в его производстве делам вправе вызывать в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные УПК РФследственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, которые позволяют установить необходимые фактические данные по делу.
Следственный аппарат органов внутренних дел входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации установлено, что Следственный комитет при МВД РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации. Положением об органах предварительного следствия определены следующие их задачи: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.
Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Кроме этого органы предварительного следствия анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей; разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия и методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность; обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; выполняют и другие функции по обеспечению деятельности органов предварительного следствия.
Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:
Следственный комитет при
Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;
следственные управления (отделы, отделения,
группы) при органах внутренних дел в районах,
городах, округах, а также при органах
внутренних дел в закрытых административно-
следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Следственный комитет
В составе центрального аппарата существуют управления и отделы, которые осуществляют деятельность по руководству нижестоящими следственными подразделениями. В следственных подразделениях имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.
Деятельность следственных подразделений
этого уровня сосредоточена на организационно-методическом
руководстве деятельностью
Контрольные функции следственных управлений имеют рамки зонального контроля и методического обеспечения. Контроль в полной мере осуществляется по делам, подсудным областным и другим судам этого уровня. По этим делам контроль имеет определенную системность, а по другим делам он эпизодичен.3
Кроме этого следственное управление непосредственно расследует тяжкие, наиболее сложные и совершенные на территории нескольких районов или областей преступления, а также преступления, подсудные краевому, областному суду, Верховному Суду республики в составе Российской Федерации; готовит рекомендации по совершенствованию организации следственной работы, тактике и методике расследования отдельных видов преступлений; изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы и научные методы расследования, обеспечивает их внедрение в следственную практику; контролирует правильное использование в следственных подразделениях криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта, а также сохранность вещественных доказательств и изымаемых при расследовании ценностей; организует рассмотрение и разрешение в установленном порядке жалоб и заявлений по вопросам деятельности следственного аппарата; организует учебу и профессиональную подготовку следственных кадров.
Нижестоящим звеном органов предварительного следствия в составе МВД являются отделы, отделения, группы при органах внутренних дел в районах, городах, округах и других формированиях этого уровня, которые расследуют подавляющее число преступлений. В их штатах состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника горрайоргана внутренних дел — начальник следственного отдела. Основные задачи этой структуры: расследование и раскрытие преступлений, возмещение причиненного ущерба, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Организация деятельности
следственных подразделений проводится
на основе текущих и перспективных
планов работы органа внутренних дел
и его следственного
В ст. 5 УПК раскрывается значение основных уголовно-процессуальных понятий, в числе которых мы находим в п. 38 понятие розыскных мер, под которыми понимаются меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.
Благодаря законодательной формулировке розыскных мер можно выделить ряд признаков, присущих указанному понятию. Прежде всего это круг участников уголовного судопроизводства, наделенных правом применения розыскных мер. Таких участников трое: дознаватель, следователь и орган дознания, действующий по поручению дознавателя или следователя.
Вместе с тем в ч. 2 ст. 223 УПК предусмотрено, что дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, т.е. когда к моменту принятия этого процессуального решения установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления. Учитывая это положение закона, можно сделать вывод о том, что дознавателю, осуществляющему предварительное расследование в форме дознания, нет необходимости применять розыскные меры. Такая необходимость теоретически может возникнуть только до возбуждения уголовного дела, на этапе установления дознавателем наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Однако дознаватель, так же как и следователь, должен применять розыскные меры в процессе расследования уголовных дел. Это утверждение может послужить дополнительным аргументом для решения вопроса о внесении изменений в редакцию ч. 2 ст. 223 УПК, согласно которым дознание должно осуществляться не только по очевидным, а по всем преступлениям, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК.