Предмет, методы и принципы уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:04, реферат

Описание

Уголовно-исполнительное право, как все другие юридико-отраслевые учебные дисциплины, имеет три смысла, три взаимосвязанных и взаимообусловленных значения, без уяснения которых в процессе изучения учебного курса происходят недоразумения, а на экзаменах — досадные ответы. Дело в том, что, казалось бы, однозначному понятию придаются разные значения, но, однако, взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Содержание

Введение
1. Предмет и система уголовно-исполнительного права
2. Система принципов уголовно-исполнительного законодательства и права

Работа состоит из  1 файл

Уголовно-исполнительное право.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

 

Принцип гуманизма выражается также  в тех целях, которые ставит государство  при исполнении наказания: исправление  осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.

 

Принцип демократизма

 

Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного  права. Прежде всего, он реализуется  в признании осужденного субъектом  этой отрасли права. В Международном  пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности” (Международная конвенция прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.40.). Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

 

Принцип равенство осужденных перед  законом

 

Истоком данною принципа является конституционный  принцип равенства всех перед законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (ООН) принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима” (ст. 6).

 

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с международными положениями ( Пекинскими правилами ООН ) для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

 

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания

 

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания - производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных, принятая в УИК, и распределение их по видам исправительных учреждений. Данные принцип нашел свое отражение в ст.ст. 74, 78 УИК и др.

 

Принцип индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применятся с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

 

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления  осужденных и стимулирования их правопослушного  поведения

 

В Уголовно-исполнительном кодексе  этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

 

Принцип стимулирования правопослушного  поведения отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные  нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

 

Рациональное применение средств  исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных.

 

Принцип соединения наказания с  исправительным воздействием

 

При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных  мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда.

 

Соединение исполнения наказания  с мерами исправительного воздействия  образует карательно-воспитательный процесс.

 

Соблюдение всех принципов уголовно-исполнительного законодательства способствует успеху всей работы по исправлению осужденных.

 

3. Понятие уголовно-исполнительного  права. Его место в системе  отраслей российского права.  

 

По своему содержанию Уголовно-исполнительный кодекс расширил нормативную базу уголовно-исполнительной деятельности, предусмотрев порядок  исполнения всех наказаний, выносимых по приговорам судов, в то время как в нормах исправительно-трудового законодательства предусматривалось лишь регулирование порядка исполнения наказаний, соединяемых с исправительно-трудовым воздействием на осужденных в процессе отбывания исполнения. Во втором значении уголовно-исполнительное право рассматривается как часть (отрасль) юридической науки со своим предметом и методом, связью с другими науками. В третьем значении уголовно-исполнительное право – это учебная дисциплина со своим предметом, методом изучения, структурой к графикам. Как известно, отрасль права является наиболее значимой составной частью права, всего правового пространства государства. Она складывается из массива правовых норм, регулирующих определенную и весьма значительную, относительно обособленную сферу общественных отношений. В зависимости от того, какая сфера общественных отношений регулируется данной совокупностью правовых норм, различают отдельные отрасли права. Правда, здесь имеет значение не только предмет регулирования – сфера общественных отношений, но и метод (способы, приемы), т.е., каким образом это регулирование происходит. Отсюда, если разобраться в специфике предмета и метода регулирования определенного круга (сферы) общественных отношений, то нетрудно будет установить исконное понятие уголовно-исполнительного права. Согласно статья 1. Уголовно-исполнительного кодекса РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправления осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является регулирование порядка и условий исполнения отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Что же касается норм и институтов уголовно-исполнительного права как отрасли права, то в них подробно определяются все вопросы уголовно-исполнительного процесса, сама уголовно-исполнительная система в лице соответствующих органов, учреждений служб, должностных лиц и всех других участников процесса исполнения наказания и осуществления исправительно-воспитательного воздействия на осужденных. С другой стороны определены общие положения правового статуса осужденных, их обязанности и права, льготы и прерогативы, все стороны жизнедеятельности, связанные с отбыванием наказания и процессом исправительно-воспитательного воздействия на них. Далее — вопросы внутреннего распорядка (основные атрибуты режима наказания); вопросы трудовой занятости осужденных, их социальной защиты и реабилитации. Многообразие методов правового регулирования в сфере уголовно-исполнительного права объясняется множественными связями этой отрасли права с другими отраслями Российского права. Прежде всего, надо отметить, что эта отрасль права имеет генетическую связь с отраслями материально-уголовного права и уголовно-процессуального права. Триада уголовное право–уголовно-процессуальное право –уголовно-исполнительное право – образует контактное единство, взаимосвязанное и взаимообусловливающее. В нем проявляется отправление уголовной политики государства, осуществляющего борьбу с преступностью с помощью уголовной ответственности и наказания. Система осуществления этой борьбы имеет свою логическую обусловленность и генетически обозначенную связь. Нормы уголовного (материального) права предусматривают основные принципы и практические положения реализации уголовной ответственности и наказания за совершение преступления: а) криминализируют все общественно-опасные деяния, признаваемые преступлениями, давая им с помощью санкций соответствующую оценку, угрозу наказанием; б) определяют систему уголовных наказаний, их ранжированное соотношение, виды и размеры в определенных пределах; в) устанавливают общие начала и порядок назначения наказания на основе дифференцированных критериев; г) устанавливают обстоятельства, при наличии которых причиненный охраняемым законом интересам вред считается правомерным, а действия по их применению — допустимыми, и, следовательно, исключающими уголовную ответственность; ж) определяют ответственность за множественность преступлений, с одной стороны, а за соучастие совершения преступления, с другой; з) устанавливают порядок и рамки ответственности за предварительную преступную деятельность. Все перечисленные нормы и институты материального уголовного права реализуются, приобретают материальную силу в форме и порядке, предусмотренных нормами и институтами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. В нормах уголовно-процессуального права установлен порядок процессуально-практического реагирования на факты совершения преступления: от возбуждения уголовного дела, предварительного расследования, судебного разбирательства уголовного дела и до вынесения приговора с определением вида и размера основного наказания, а, если требуется, и дополнительного наказания. В сфере уголовного процесса решаются и вопросы приведения наказания к исполнению, судом наказание «обращается» к исполнению особым распоряжением, адресованным компетентным органам, учреждениям и службам. Далее, на арену выступают нормы и институты уголовно-исполнительного права, в которых предусмотрены принципы и общие положения уголовно-исполнительной политики и определен порядок исполнения (отбывания) каждого наказания и порядок организации и осуществления исправительно-воспитательного воздействия на осужденных. Как отмечено выше, указанные вопросы подробно будут рассмотрены в самостоятельных лекциях. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ 1996 года все нормы и институты данной отрасли разбиты на две самостоятельные части: Общую часть (состоит из 24 статей, объединенных в 3 главы) и Особенную часть (состоит из 166 статей, объединенных в 21 главу). Всего в УИК 190 статей. Важным положением, влияющим на условия и порядок отбывания наказания является положение судебного приговора о режиме отбывания избранного вида наказания. Продолжая вопрос о связях уголовно-исполнительного права с другими отраслями Российского права, нужно  отметить тенденцию к расширению этих связей вследствие существенных перемен, например в исправительных учреждениях. Отбывая в них наказание по новому УИК осужденные получают гораздо больше преимуществ и прав, льгот, чем они имели по старому Исправительно-трудовому кодексу. Сейчас осужденный чаще может выступать в качестве участника гражданских, семейно-брачных, трудовых и социальных отношений. Естественно, некоторые нормы соответствующих отраслей права находят свою трансформационную реализацию в уголовно-исполнительных правоотношениях. Определенную роль в развитии уголовно-исполнительного права ныне играют акты международно-правового характера. Мы и их коснемся в ряде последующих тем и, прежде всего, при характеристике источников уголовно-исполнительного права. Наука уголовно-исполнительного права (уголовно-исполнительная наука) – это отраслевая юридическая наука, служащая соответствующей отрасли права, а в данном случае – уголовно-исполнительному праву. Как и любая другая, уголовно-исполнительная наука – это система апробированных знаний, взглядов и концепций по проблемам уголовно-исполнительного права и реализации его норм.  Она имеет свой предмет, т.е. ею изучаются, анализируются, исследуются, интерпретируются все вопросы, связанные с исполнением наказания (т.е. поясняются). При этом задачей уголовно-исполнительной науки является выявление закономерностей и объективных связей в процессах исполнения уголовных наказаний и осуществления исправительно-воспитательного воздействия на осужденных. Метод норм уголовно-исполнительного права – эта система приемов и способов собирания информации о предмете исследования, обработка этой информации и выработка соответствующих выводов и рекомендаций. Предметом уголовно-исполнительной науки являются не только нынешние реалии, действующее законодательство и основанная на нем практическая деятельность, но и история развития карательно-исправительного дела в мировой практике, развитие его в Российской Федерации в различные периоды. Уголовно-исполнительное право как наука имеет тесную связь с экономическими науками.

 

 Заключение

 Самостоятельная  отрасль права РФ, представляющая  собой совокупность юридических  норм, регулирующих порядок и  условия исполнения и отбывания наказаний. Под уголовно-исполнительным правом понимаются так же соответствующая наука и учебный курс. Уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. В задачи уголовно-исполнительного законодательства входят: определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Основным источником уголовно-исполнительного права является Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ). Новое уголовно-исполнительное законодательство пошло по пути закрепления основных положений политики государства в сфере исполнения наказаний в различных статьях Уголовно-исполнительного кодекса. В соответствии с общими принципами российского уголовно-исполнительного права исполнение уголовного наказания является не только карой за совершенное преступление, но и должно быть направлено на исправление и перевоспитание осужденных. Уголовно-исполнительная политика призвана направлять законотворческую деятельность соответствующих органов государства и общественности в сфере исполнения уголовных наказаний. Исполнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Основанием отбывания уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу.  

 

 

Список литературы

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят

ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 27.12.2009) КонсультантПлюс. – 2010. – Вып. 11.

Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»

 

КонсультантПлюс. – 2011. – Вып. 13. Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. А.С. Михлина. — М.: Высш. образование, 2008.- 288 с. Уголовно-исполнительное право

 

России: учеб. пособие / под ред. О.Г. Перминова. —  М.: Изд-во «Юридическая литература», 2001.- 260 с.

 

Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В.И. Селиверстова. — 4-е изд., перераб. и  доп. — М.: Юристъ, 2007. — 572 с.

Уголовно-исполнительное право: курс лекций / отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.А.

 

Толкаченко. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 377 с.

 

Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: учебник для вузов / под ред. А.И. Зубкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 720 с.


Информация о работе Предмет, методы и принципы уголовно-исполнительного права