Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:42, курсовая работа
Целью работы является исследование и анализ, нормативных положений, регламентирующих реализацию принципа независимости судей и подчинение их только закону, в уголовном процессе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие и раскрыть содержание конституционного принципа независимости судей как составляющей независимости судебной власти;
рассмотреть действующую систему гарантий независимости судей.
Введение ………………………………………………………………………………….... 3
Глава I «Независимость судьи как составляющая независимости судебной власти….................................................................................................................................... 5
Глава II «Гарантии независимости судьи при осуществлении правосудия» ….. 11
II.I Организационно-правовые и социальные гарантии независимости судьи... …………………………………………………………………………………………………11
II.II Процессуальные гарантии независимости судьи ……………………………17
Заключение ………………………………………………………………………………..25
Библиографический список …………………………………………………………. 27
II.II
Процессуальные
гарантии независимости
судьи
Провозглашение принципа независимости судьи без соответствующих надлежащих мер, являющихся гарантиями его реализации, было бы пустой декларацией. Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовным процессуальным кодексом и другими правовыми актами.
Действующим законодательством установлен особый порядок привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности судей, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи. Конституционный. Суд РФ в Постановлении от 7 марта 1996 года №П-6 «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша» установил, что при наличии достаточных оснований и с соблюдением, установленных в федеральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи, с чем возможно не только приостановление, но и прекращение его полномочий (ст. 13 и 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Неприкосновенность судьи, основываясь на правовой природе судебной власти, включает в себя комплекс процессуальных действий, строго регламентированных законодательством, Положение о неприкосновенности судей распространяется на всех судей независимо от должности, на все сферы судебной деятельности независимо от вида, категории рассматриваемых дел (уголовных, гражданских и т.д.), а также касается и его внеслужебной деятельности на время нахождения его в этой должности.
Вопросы ответственности судей
решаются с учетом того, что
Конституцией и
Так, согласно п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" решение, по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
Согласно с. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:
Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п. 6 ст. 16).
При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий (п. 8 ст. 16).
Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации (п.11 ст.16).
Привлечение судьи к уголовной ответственности принимается в особом, усложненном порядке (глава 52 УПК РФ). УПК РФ 2001 года предусматривает целый комплекс процессуальных гарантий для лиц, определенных законом (ст.447 УПК РФ). Особенности уголовного судопроизводства, определяемые главой 52 УПК РФ, затрагивают процедуру возбуждения уголовного дела (ст.448), уголовно-процессуального задержания (ст.449), избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст.450), а также направления уголовного дела в суд (ст.451, 452).
Особый порядок привлечения судьи к уголовной ответственности закреплен в ч.1 ст.448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
Установленное правило о недопустимости возбуждения уголовного дела в отношении судьи без согласия на то квалификационной коллегии из трех судей выступает одной из гарантий неприкосновенности судей. Отказ Конституционного Суда РФ, соответствующей квалификационной коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, и влечет за собой принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дола в соответствии с п.6 ч.1 ст. 24 УПК РФ.
Согласно ч.5 ст. 448 УПК РФ решение
Конституционного Суда РФ, а также
соответствующей
В масштабах России статистика
привлечения судей к уголовной
ответственности выглядят
Статус судьи заключается не
только в неприкосновенности
и независимости. С
В Кодексе судейской этики, утвержденном 2 декабря 2004 года VI Всероссийским съездом судей РФ, содержатся этические требования, предъявляемые к судье, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. Кодекс чести предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности {гл.4).
Дополнениями к закону «О
Порядок привлечения к
По данным Высшей
Для сравнения: по всей судебной системе (включая данные Высшей квалификационной коллегии судей) были досрочно прекращены полномочия судей и руководителей судов: в 2001 году - 115, в 2002 году - 92, в 2005 году - 75, в 2008 году - 45 (в этом году полномочия судей военных судов по прекращались), в 2010 году - 36 (из них 6 мировых судей, одного заместителя председателя арбитражного суда, одного судьи и одного председателя гарнизонного военного суда).12
Из анализа решений квалификационных коллегий судей следует, что в большинстве случаев судьями и руководителями судов были допущены грубые или систематические нарушения процессуальных законов, повлекшие волокиту при рассмотрении судебных дел и материалов, в той или иной мере ущемляющие права и законные интересы граждан, позорящие авторитет судебной власти.
Выражая озабоченность фактами нарушения
судьями правил Кодекса судейской этики,
Совет судей в 2003 году обратил внимание
судей Российской Федерации на необходимость
всемерного повышения авторитета судебной
власти, строгого и неуклонного выполнения
каждым из них требования закона и правил
судебной этики и рекомендовал органам
судейского сообщества Российской Федерации
своевременно принимать меры, предусмотренные
ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской
Федерации».13
Информация о работе Принцип независимости судей в уголовном процессе