Принцип независимости судей в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование и анализ, нормативных положений, регламентирующих реализацию принципа независимости судей и подчинение их только закону, в уголовном процессе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие и раскрыть содержание конституционного принципа независимости судей как составляющей независимости судебной власти;
рассмотреть действующую систему гарантий независимости судей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….... 3
Глава I «Независимость судьи как составляющая независимости судебной власти….................................................................................................................................... 5
Глава II «Гарантии независимости судьи при осуществлении правосудия» ….. 11

II.I Организационно-правовые и социальные гарантии независимости судьи... …………………………………………………………………………………………………11
II.II Процессуальные гарантии независимости судьи ……………………………17
Заключение ………………………………………………………………………………..25
Библиографический список …………………………………………………………. 27

Работа состоит из  1 файл

титульник курсовая по процессу.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

II.II

Процессуальные  гарантии независимости  судьи 

        Провозглашение принципа независимости судьи без соответствующих надлежащих мер, являющихся гарантиями его реализации, было бы пустой декларацией. Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовным процессуальным кодексом и другими правовыми актами.

       Действующим законодательством установлен особый порядок привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности судей, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи. Конституционный. Суд РФ в Постановлении от 7 марта 1996 года №П-6 «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша» установил, что при наличии достаточных оснований и с соблюдением, установленных в федеральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи, с чем возможно не только приостановление, но и прекращение его полномочий (ст. 13 и 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Неприкосновенность судьи, основываясь на правовой природе судебной власти, включает в себя комплекс процессуальных действий, строго регламентированных законодательством, Положение о неприкосновенности судей распространяется на всех судей независимо от должности, на все сферы судебной деятельности независимо от вида, категории рассматриваемых дел (уголовных, гражданских и т.д.), а также касается и его внеслужебной деятельности на время нахождения его в этой должности.

       Вопросы ответственности судей  решаются с учетом того, что  Конституцией и законодательством  Российской Федерации судьи наделены  особым статусом.  Конституция  Российской Федерации (ч.1 ст.122) провозгласила  неприкосновенность судей в качестве  принципа, исходя из которого решаются конкретные вопросы ответственности судей. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным: законом (ч.2 ст.122).

       Так, согласно п. 3 ст. 16 Закона  Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" решение, по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

  • в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
  • в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем   Следственного    комитета    при    прокуратуре    Российской    Федерации на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
  • в отношении судьи иного суда – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

       Согласно с. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

  • в отношении судьи Конституционного (гуда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора. Российской Федерации;
  • в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

       Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п. 6 ст. 16).

        При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий (п. 8 ст. 16).

       Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации (п.11 ст.16).

     Привлечение судьи к уголовной ответственности принимается в особом, усложненном порядке (глава 52 УПК РФ). УПК РФ 2001 года предусматривает целый комплекс процессуальных гарантий для лиц, определенных законом (ст.447 УПК РФ). Особенности уголовного судопроизводства, определяемые главой 52 УПК РФ, затрагивают процедуру возбуждения уголовного дела (ст.448), уголовно-процессуального задержания (ст.449), избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст.450), а также направления уголовного дела в суд (ст.451, 452).

      Особый  порядок привлечения судьи к  уголовной ответственности закреплен в ч.1 ст.448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

  • в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации па основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
  • в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значении, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
  • в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

       Установленное правило о недопустимости возбуждения уголовного дела в отношении судьи без согласия на то квалификационной коллегии из трех судей выступает одной из гарантий неприкосновенности судей. Отказ Конституционного Суда РФ, соответствующей квалификационной коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, и влечет за собой принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дола в соответствии с п.6 ч.1 ст. 24 УПК РФ.

       Согласно ч.5 ст. 448 УПК РФ решение  Конституционного Суда РФ, а также  соответствующей квалификационной  коллегии судей о даче согласия  либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дола в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. То есть Конституционный Суд РФ и квалификационная коллегия судей должны установить, содержатся ли в действиях судьи признаки преступления. Согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи в качестве обвиняемого требуется как в случае, когда уголовное дело возбуждено в отношении судьи, так и в случае, если дело было возбуждено в отношении другого лица, либо по факту совершения преступления.

       В масштабах России статистика  привлечения судей к уголовной  ответственности выглядят более  чем скромно, В I полугодии 2003 года судами уровня субъектов  Российской Федерации против  лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование, других представителей власти рассмотрено всего 2 дела.9 В I полугодии 2005 года верховными судами республик и равным им судами по 1 инстанции рассмотрено 10 представлений о даче заключений о наличии преступлений в действиях судей, удовлетворено 7.10 В 2003 году Верховным Судом РФ рассмотрено 13 дел по жалобам на действия квалификационных коллегий судей.11

        Статус судьи заключается не  только в неприкосновенности  и независимости. С приобретением  высокого статуса судьи, дающего ему уникальное право отправлять правосудие, на судью возлагаются и огромные обязанности. Судейский статус предопределяет такую линию служебного и внеслужебного поведения, которая позволяла бы любому гражданину сказать, что этот судья настоящий профессионал и ему можно доверить рассмотрение любого дела. В ч.2 ст.3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» указано, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

       В Кодексе судейской этики,  утвержденном 2 декабря 2004 года VI Всероссийским съездом судей РФ, содержатся этические требования, предъявляемые к судье, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. Кодекс чести предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности {гл.4).

       Дополнениями к закону «О статусе  судей в Российской Федерации»  от 15 декабря 2001 года восстановлена  дисциплинарная и административная  ответственность судей. В качестве мер дисциплинарного воздействия предусмотрены два взыскания: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

      Порядок привлечения к дисциплинарной  ответственности судей Конституционного  Суда Российской Федерации определяется  Федеральным конституционным законом: "О Конституционном Суде Российской Федерации".

        По данным Высшей квалификационной  коллегии судей Российской Федерации,  только за последние четыре  года квалификационные коллегии судей прекратили полномочия около 400 судей за совершение проступков, несовместимых с судебной деятельностью, то есть почти 100 судей в год.

       Для сравнения: по всей судебной системе (включая данные Высшей квалификационной коллегии судей) были досрочно прекращены полномочия судей и руководителей судов: в 2001 году - 115, в 2002 году - 92, в 2005 году - 75, в 2008 году - 45 (в этом году полномочия судей военных судов по прекращались), в 2010 году - 36 (из них 6 мировых судей, одного заместителя председателя арбитражного суда, одного судьи и одного председателя гарнизонного военного суда).12

       Из анализа решений квалификационных коллегий судей следует, что в большинстве случаев судьями и руководителями судов были допущены грубые или систематические нарушения процессуальных законов, повлекшие волокиту при рассмотрении судебных дел и материалов, в той или иной мере ущемляющие права и законные интересы граждан, позорящие авторитет судебной власти.

       Выражая озабоченность фактами нарушения судьями правил Кодекса судейской этики, Совет судей в 2003 году обратил внимание судей Российской Федерации на необходимость всемерного повышения авторитета судебной власти, строгого и неуклонного выполнения каждым из них требования закона и правил судебной этики и рекомендовал органам судейского сообщества Российской Федерации своевременно принимать меры, предусмотренные ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принцип независимости судей в уголовном процессе