Реформа следствия Николя Саркози во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:31, реферат

Описание

В настоящее время можно найти множество статей касающихся вопроса о использовании в России французского института следственного судьи. По данному вопросу можно назвать две великолепные статьи: «Институт следственных судей - необходимое условие состязательного судопроизводства» 1Тришевой А.А., опубликованной в ежемесячном правовой научно-практическом журнале Генеральной прокуратуры Российской Федерации и статья Карякина Е.А. «Оренбургская школа процессуалистов: в досудебном производстве по уголовному делу нужен следственный судья!».2

Работа состоит из  1 файл

Реформа Саркози.docx

— 32.79 Кб (Скачать документ)

 

Реформа следствия  Николя Саркози во Франции

    В настоящее время можно найти множество статей касающихся вопроса о использовании в России французского института следственного судьи. По данному вопросу можно назвать две великолепные статьи: «Институт следственных судей - необходимое условие состязательного судопроизводства» 1Тришевой А.А., опубликованной в ежемесячном правовой научно-практическом журнале Генеральной прокуратуры Российской Федерации и статья Карякина Е.А. «Оренбургская школа процессуалистов: в досудебном производстве по уголовному делу нужен следственный судья!».2

    Исходя из вышеперечисленных  и множества других статей  можно сделать вывод о актуальности данного вопроса сегодня,  и особенно учитывая то, что наш президент, Медведев Д.А., так стремиться создать правовое государство.

Также некоторые отечественные  теоретики права, что у нас  прозрачный для криминалитета следственный процесс и институт следственного судьи мог бы помочь в борьбе с организованной преступностью, а также, в свете недавних трагических событий в московском метро, и с терроризмом.

    Но большинство  статей не предусмотрели тот факт, что 6-ой французский президент Николя Саркози начал судебную реформу. Также данную реформу не без оснований  Дмитрий Гусев, правовой обозреватель RFI (Radio France International), называет реформой следствия.3 Что, собственно, и подтверждают французские судьи, клерки, адвокаты, тюремные надзиратели, которые 9-го марта провели очередную (уже третью или даже четвертую) забастовку протеста против нестандартной судебно-правовой точки зрения президента Франции. И в данном докладе мы постараемся устранить данный «пробел» в этом вопросе. Так что нужно понять почему, на мой взгляд, столь великолепный правой институт реформируется, а если говорить прямо - ликвидируется.

    Основная идея реформы Саркози – отмена во Франции института, пришедшего в страну еще с Наполеоном, и переход судопроизводства, в определенной отрасли, к англосаксонской или англо-американской модели. А именно, Франция лишится так называемых juge d’instruction. Перевод термина мало что дает, и юристы обычно называют этих правовых деятелей «следственными судьями». Во Франции они полностью независимы от государства и наделены одновременно полномочиями следователя, прокурора и судьи. Они вызывают свидетелей, собирают доказательства, назначают экспертов и решают, что стоит, а что не стоит включать в обвинительные заключения и предъявлять в суде. Ясно, что при таких широких полномочиях простор для злоупотреблений (намеренных или случайных) тоже широк. Такое уже бывало. И вот теперь институт будет упразднен, и судьи заменены государственными прокурорами, как, собственно, это принято в англо-американской правовой семье.4 Но с позицией Андрея Федяшина,  политического обозревателя РИА Новости, основанной, видимо на высказываниях Саркози, я позволю не согласиться. Во Франции есть инстанция контролирующая деятельность следственных судей - палата по обвинению. Это специальное подразделение апелляционного суда, состоящее из трех советников, из которых один руководит ее работой и имеет ранг председателя палаты. Она осуществляет судебный контроль по второй инстанции за актами расследования и решениями следственных судей (временное освобождение из-под стражи, ордонанс об отсутствии весомого обвинения, решение о направлении дела в суд и т. д.).5

    Сам Николя Саркози очень много раз высказался по данному вопросу:

    «Смешение следственных и судебных полномочий следственного судьи больше неприемлемо. Тот, кто ведет расследование, не может одновременно и сознательно следить за соблюдением прав подследственных. Я хочу внести ясность: личные свободы должны быть гарантированы, несмотря на тайну следствия. Сегодня это не так. Поэтому я обещаю эту ситуацию изменить. Следственный судья сегодня не может быть независимым арбитром».6

    «Следственный  судья в нынешнем виде не может быть арбитром (т.е. судьей в нашем понимании). … Путаница между полномочиями по расследованию и судебных полномочий судьи больше не является приемлемым…»7

     Николя Саркози также призывает к созданию реальной состязательности с самого начала судебного разбирательства: предлагает не только упразднить сам институт, но снять тайну следствия – допускать адвокатов ко всем материалам дела с первой минуты. По мнению Саркози, предъявлять обвинение и помещать под стражу нужно только в результате открытого заседания в суде.

    Забота о соблюдении прав подследственных – дело благое. Тем более во Франции у всех в памяти чудовищная ошибка, вскрывшаяся несколько лет назад на судебном процессе в городке «Утро». Из-за произвола следственного судьи 12 человек провели многие месяцы за решеткой по обвинению в педофилии. Один из подозреваемых умер в тюрьме. Суд оправдал всех, а во Франции разразился чудовищный скандал вокруг института всесильных следственных судей.

    Гарантии прав подследственных; открытость следствия; усиление роли адвокатов.… Почему же во Франции предложение упразднить следственных судей вызвало переполох и полемику? Что плохого в том, чтобы ограничить злого и бесконтрольного следователя?

    Дело в том, что свои широкие полномочия следственный судья может употреблять не только во зло, но и во благо. С 80-х годов эти следователи-судьи стали во Франции символом борьбы с коррупцией – в государстве, политике и экономике. Судья Эрик Альфен занимался злоупотреблениями в мэрии Парижа и партии бывшего президента Жака Ширака. Судьи-следователи выдвигали обвинения и сажали под арест президентов нефтяных компаний «Эльф» и «Тоталь». Именно следственные судьи занимались делом о незаконном финансировании  соцпартии Франции, и делом о поставках оружия в Анголу.

    И здесь мы  видим истинную причину реформы, хотя французские СМИ называют это не реформой, а ликвидацией института следственного судьи. Причина – лишить судебную власть независимости и подчинить ее Министерству Юстиции, т.е. власти политической. Франции просто некому станет беспокоить высокопоставленных коррупционеров. А следователи, думая о своей карьере, будут покорно выполнять указания очередного правительства.

Союз судей и организации адвокатов считают, что это будет означать конец независимости судебной власти.8

    Данная гипотеза  о причинах реформы косвенно  подтвердил и сам Саркози. "Отношения между политикой и судебной властью в нашей стране, выражают худшие традиции соперничества, много взаимного недоверия", сказал глава государства.

    Помимо Саркози,  как главы власти исполнительной, в реформе заинтересован сотрудники Министерства Юстиции, так как у них появиться «новый источник доходов» и устраниться, скажем так, конкурент по полномочиям.  "Эта реформа является необходимостью" - высказал Генеральный прокурор при апелляционном суде в Бурже9. Причем под необходимостью приводиться пример в городке «Утро», весьма изъезженный так сказать, т.к. другого весомого аргумента во всем французском, тем более русском интернете и не нашлось. Из этого можно сделать вывод, что Минюст Франции в этом заинтересован не меньше чем президент.

     По данному  вопросу есть другие мнения.  «…Правительство хочет, чтобы были «похоронены» дела «проблемных»?» - это вопрос, с которыми сталкиваются многие противники реформы, в частности, Реджина Варфоломея, адвокат из города Монпелье, экс-президент Союза юристов во Франции. - «Никто из основных судебных дел в последние годы не смог обойтись без упорства независимых судей (следственных судей)… Кажется, задача судебной реформы, которая планирует заменить независимых судей, «загнать» судей непосредственно в Министерство юстиции».10

    Именно эти независимые следователи ведут самые сложные, долгие и запутанные дела во Франции. Кому же теперь предлагает передать эти дела президент Саркози? Следователям прокуратуры, которые прямо подчинены министру юстиции, а, стало быть, политической власти. Вот от чего полемика и переполох. И можно понять её противников реформы, которые боятся, что завтра во Франции просто некому станет беспокоить высокопоставленных коррупционеров

    Стоит отметить, что сами следственные судьи  готовы идти на компромисс, готовы к сотрудничеству. У них есть целый сайт, посвященный этому вопросу. Также они умеют признавать свои ошибки. «Правосудие является одним из краеугольных камней демократии и верховенства права. Несколько недавних случаев выявили недостатки нашей судебной системы: все, что не всегда хорошо работать, великая реформа назрела необходимость дать Франции современное и эффективное правосудие». 11

    В целом, реформу, изучив по французским источникам, можно охарактеризовать так: «Теперь мы знаем, план проекта еще хуже, чем ожидалось»12.

    Подводя итог, мы можем предположить, что в России данный институт очень бы помог в борьбе с коррупцией и терроризмом, но, к сожалению, нынешние главенствующие политические силы РФ не допустят появление следственного судьи. В современных реалиях существование российского следственного судьи невозможно.

1 Правовая система «Консультант Плюс», http://cmt.consultant.ru/cji/doc37289.html

2 Международная ассоциация содействия правосудию, http://www.iuaj.net/lib/konf-MASP/karjakin.htm

3 Гусев Дмитрий, «Реформа следствия за и против», информационно-аналитическая служба RFI – Radio France International, http://www.rfi.fr/acturu/articles/109/article_2229.asp

4 Федяшин Андрей, «Стремительный Саркози: роль личности в судебной реформе», РИА Новости, http://www.rian.ru/analytics/20100310/213348709.html

5 Информационный сайт http://geo2000.nm.ru/data/euro/france/7.htm

6 Гусев Дмитрий, «Реформа следствия за и против», информационно-аналитическая служба RFI – Radio France International, http://www.rfi.fr/acturu/articles/109/article_2229.asp

7 Информационная служба Телевизион Франсез №1 - TF1 News, http://lci.tf1.fr/france/justice/2009-01/nicolas-sarkozy-enterre-le-juge-d-instruction-4867220.html

8Информационная служба Телевизион Франсез №1 - TF1 News, http://lci.tf1.fr/france/justice/2009-01/nicolas-sarkozy-enterre-le-juge-d-instruction-4867220.html

9 Сайт следственных судей – Le site official de juge d’instruction, http://www.jugedinstruction.fr/site/index.php

10 Сайт газеты Монпелье, La gazette de Montpellier, http://www.lagazettedemontpellier.fr/actualite/Juge-d-instruction-:--Pourquoi-la-reforme-de-la-justice-passe-mal-793.html

11 Сайт следственных судей – Le site official de juge d’instruction, http://www.jugedinstruction.fr/site/index.php

12  Blog Official du Comite Local, http://desirsdavenircastelnau-de-medoc.over-blog.fr/article-france-suppression-du-juge-d-instruction-revision-de-la-prescription-reforme-de-la-justice-ou-defense-des-copains-et-des-coquins-par-guy-dutron-45935247.html


Информация о работе Реформа следствия Николя Саркози во Франции