Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:35, шпаргалка

Описание

1. Понятие, сущность и назначение уголовного процесса.
2. Стадии уголовного процесса.
3. Нравственные основы уголовно-процессуального права.

Работа состоит из  1 файл

Любимый.doc

— 779.50 Кб (Скачать документ)

Содержание призумпции невиновности заключается в том, что в силу прямого предписания К. РФ лицо, в отношении кот. осущ-ся уг. преследование, считается невиновным, вплоть до определенного законом момента, независимо от убеждения лиц, ведущих произ-во по делу.

Только в момент вступления обвинительного приговора в законную силу осужденный может считаться виновным в совершении прест-ия и подвергаться мерам уг. наказания. До этого момента любые публичные утверждения о виновности лица, либо ограничение его прав – нарушение этого принципа.

Обвиняемый м/ б признан виновным только в том случае, если его вина будет доказана «в соответствии с законом», т.е. надлежащими субъектами по установленной законом процедуре, с соблюдением всех прав обвиняемого.

   Подозреваемый или обвиняемый не обязаны доказывать свою невиновность, бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, проводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого , лежит на стороне обвинения. Отказ обвиняемого от дачи показаний не должен влечь для него никаких негативных последствий.

Презумпция невиновности предполагает, что виновность обвиняемого должна быть доказана без неустранимых сомнений – именно поэтому все сомнения в виновности обвиняемого, кот. не м/б устранены толкуются в пользу обвиняемого.

 

19. Гарантии неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве.

Принцип неприкосновенности личности в уголовном процессе подчеркивает значение обоснованности и законных оснований для ареста и задержания человека в качестве подозреваемого в совершении преступления, соблюдения норм его содержания под стражей, а также помещения в медицинское учреждение лишь на основании решения суда.

Для заключения под стражу как крайней меры ограничения свободы требуются особо веские основания. Оно возможно лишь по делам о преступлениях, которые предусматривают наказание в виде лишения свободы, и если суд придет к выводу, что привлекаемый к уголовной ответственности, будучи на свободе, может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать ходу следствия либо встанет на путь совершения нового преступления.

 

20. Понятие и система участников уголовного судопроизводства.

Участники уголовного процессы – это лица участвующие в нем. В зависимости от выполняемых процессуальных функций УПК РФ классифицирует участников уголовного процесса следу¬ющим образом:

1) суд, выполняющий функцию правосудия;

2) участники уголовного судопроизводства со стороны обвине¬ния, выполняющие функцию обвинения и осуществляющие уголов¬ное преследование (прокурор, следователь, начальник следствен-ного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя);

3) участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, выполняющие функцию защиты - подозреваемый, обвиняемый, за¬конные представители несовершеннолетнего обвиняемого, защит¬ник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика;

4) иные участники уголовного судопроизводства. Они не вы¬полняют уголовно-процессуальных функций, их участие, как пра¬вило, носит эпизодический характер и собственного интереса в де¬ле они не имеют. К этой группе относятся перечисленные в гл. 8 УПК свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. К ним можно также отнести поручителей, залогодателей, секрета¬рей судебных заседаний.

 

21. Суд как орган судебной власти в уголовном судопроизводстве. Полномочия суда на различных стадиях процесса.

Суд как вершина правовой системы поставлен на более высокую ступень по сравнению с иными правоохранительными органами.

В соответствии со ст. 29 УПК только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующих судебных экспертиз; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска (за исключением случаев личного обыска при задержании, заключении под стражу, при производстве обыска, например, в помещении, если имеются достаточные основания полагать, что присутствующий на обыске скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела); о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемке в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности, кроме отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Сохранено жесткое правило о том, что судья не может участвовать в повторном рассмотрении уголовного дела, если им ранее принималось решение, поэтому делу; судья не может участвовать в судебном разбирательстве, если им принималось решение об аресте, о продлении срока содержания под стражей, если он рассматривал жалобу по этим вопросам.

 

22. Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе. Его основные функции и полномочия при предварительном следствии, дознании и судебном разбирательстве.

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе определяется задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

По существу, прокурор возглавляет всю деятельность по уголовному преследованию, поскольку на нем лежит обязанность возбудить уголовное дело или дать согласие на его возбуждение следователю и др.; участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия; давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Он поручает органу дознания производство следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор должен предотвращать или отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к нему меры пресечения и др., принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и всех иных участников уголовного судопроизводства, рассматривать и разрешать их ходатайства и жалобы. При отсутствии к тому оснований прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования, а в суде отказ прокурора от обвинения - прекращение дела.

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого.

От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой об его устранении. Это не означает надзора прокурора за судебной деятельностью. В тех случаях, когда государственный обвинитель не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в соответствующую судебную инстанцию представление.

В стадиях апелляционного, кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает представление, принесенное им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений и обоснованности принесенных жалоб другими участниками процесса.

В стадиях исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.

 

23. Органы предварительного следствия в уголовном процессе: краткая характеристика.

Следователь - это должностное лицо, осуществляющее предварительное расследование уголовных дел в форме предварительного следствия. Законодательством следователь отнесен законом к участникам уголовного процесса со стороны обвинения. Но на него возлагаются функции не только по изобличению лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, но и по установлению обстоятельств, смягчающих ответственность обвиняемого, исключающих преступность и наказуемость его деяния, а также влекущих за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. 73 и ст. 85 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Для решения задач в ходе предварительного расследования дел следователям предоставлены сравнительно широкие процессуальные полномочия. Эти полномочия перечислены в ч. 2 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

При производстве предварительного следствия следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Это проявляется в том, что он может сам направлять ход расследования, а также при определенных в законе (ч. 3 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ) обстоятельствах не подчиняться указаниям прокурора. Он вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-разыскных и иных действий по делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Начальник следственного отдела (его заместитель) – должностное лицо, осуществляющее функции надзора за организацией следствия, его сроками, принятием мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия (п. 18 ст. 5 и ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Процессуальными полномочиями начальника следственного отдела наделены начальники: Следственного комитета при МВД РФ, управлений, отделов, отделений, групп при органах внутренних дел, соответствующих подразделений органов прокуратуры, федеральных служб безопасности и наркоконтроля, а также их заместители, действующие в пределах своей компетенции.

Перечень полномочий начальника следственного отдела приведен в ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Указания даются им в письменной форме и обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурором. Обжалование не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Следователь имеет право представить прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника следственного отдела.

Указания прокурора по уголовным делам обязательны для начальника следственного отдела, а обжалование им таких указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

 

24. Органы дознания в уголовном процессе: краткая характеристика.

Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К ним относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственной противопожарной службы; капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ; органы Госнаркоконтроля; органы пограничной службы РФ; таможенные органы РФ.

Все перечисленные выше органы дознания, кроме капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, а также глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, наделены полномочиями по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно и выполнению неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Что же касается капитанов судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений, то эти органы дознания полномочны лишь возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных по месту их нахождения или в пределах их территории.

Поскольку основными задачами полиции являются охрана общественного порядка, общественной безопасности и борьба с преступностью, она первая обнаруживает большую часть преступлений, поэтому закон наделяет ее правом производства дознания по всем делам, кроме дел, отнесенных к компетенции других органов дознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"