Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:59, доклад
Для того чтобы осветить проблемы становления судебной власти и судебной системы в России, необходимо обратиться к недавнему прошлому, к началу работы над судебной реформой, определить ее составляющие и пути реализации, а также роль судов в решении этой достаточно сложной как теоретически так и практически задачи реформирования российского правосудия.
В данный момент можно констатировать, что судебно-правовая реформа, хотя не так успешно и быстро, как хотелось бы, идет в том принципиальном направлении, которое предусмотрено разработанной и утвержденной Верховным Советом концепцией. Есть реальная надежда на то, что при поддержке судейского корпуса и научной общественности можно преодолеть и те трудности, которые неизбежно сопровождают любую реформу.
Суд присяжных – центральный институт судебных реформ 1864 и 1993 г.
Современная концепция судебной
реформы в Российской Федерации
отводит суду присяжных центральную
роль в демократизации уголовной
юстиции, рассматривая его как институт,
призванный стимулировать состязательность
процесса «подтянуть» следствие, повысить
профессиональный уровень юристов.
Конечно, надеяться на то, что с
введением суда присяжных вся
система уголовного судопроизводства
автоматически приобретает
От появления идеи суда присяжных на волне демократических преобразований второй половины 80-х годов XX в. до практической реализации института прошло довольно много времени.
Реформы второй половины XIX
в. в России привлекают умением правительства
Александра II с относительно малыми
потерями на рубеже 50-60-х годов выйти
из кризисной ситуации, определить
оптимальное направление
Либеральное округление Александра II, не меняя основ государственного устройства – были сохранены форма правления в виде абсолютной монархии, система органов управления как в центре, так и на местах, - определенно приоритетные направления реформ, обеспечивающих экономическое и социальное развитие страны. Была проведена судебная реформа 1864 г., обеспечившая защиту отношений собственности и прав личности. Были образованы органы земского и городского самоуправления, взявшие на себя решение вопросов в хозяйственной и социальной сферах на уровне губерний и уездов.
В XX в., в ходе преобразований
80-90-х годов, реформировались одновременно
институт президента, парламентаризма,
государственно-
Конечно, проще восстановить ход подготовки преобразований 60-70-х годов XIX в., нежели сегодняшних. Так, на подготовку судебных уставов 1864 г. ушло, по меньшей мере семь лет.
К сожалению, в проводимых в наши дни преобразованиях судебной реформе не отводиться первоочередная роль, как в прошлом столетии. Недооценка суда, места и роли его в обществе и государстве уходит корнями в советское прошлое, когда суд не являлся ветвью государственной власти, самостоятельной и независимой от двух других властей – законодательной и исполнительной. Как следствие – и в официальных документах того времени в общем перечне правоохранительных органов суд занимал место после милиции и прокуратуры.
Между тем успех других
реформ в значительной степени обусловлен
состоянием дел в сфере судоустройства
и судопроизводства. Надлежащего
судебно-правового обеспечения
Проводя параллели меду судебной реформой 1864 г. в России и нынешней, нельзя не отметить, что во второй половине XIX в. реформировались одновременно вся система судоустройства и судопроизводства.
В отличие от этого 80-90-х годах XX в совсем не имелось в виду сломать существующую судебную систему, а затем учредить новый суд. Предполагалось постепенно трансформировать ее, дополнить новыми типами юстиции, формами судопроизводства, демократическими принципами и институтами судоустройства и судопроизводства с учетом потребностей общества и государства, принимая во внимание зарубежный и собственный дореволюционный опыт.
Среди направлений судебной реформы в Российской Федерации можно выделить:
повышение статуса судьи как носителя судебной власти, самостоятельной и судебной;
введение конституционной
концепции для обеспечения
создание системы арбитражных судов для разрешения конфликтных ситуаций в сфере экономики между субъектами различных форм собственности;
введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Такие принципы судопроизводства, как состязательность, право обвиняемого, подсудимого на защиту, презумпция невиновности, должны быть более полно воплощены в жизнь, будет создан правовой механизм их последовательной реализации.
Путь радикального реформирования,
коренной ломки старой и создания
новой судебной системы, предпринятый
«отцами» судебной реформы 1864 г., требует
большей подготовки, больших усилий.
Путь постепенного «врастания» суда
в новые общественно-
Опыт проведения государственно-правовых реформ в России показывает, что наибольший эффект в обновлении форм и сущности институтов достигался в том случае, когда реформы проводились в комплексе, взаимозависимости, когда изменениям скоодинированно подвергались различные сферы государственной и общественной жизни: социальной, духовной, экономической, культурной, политической.
Список используемой литературы:
Информация о работе Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и развитие