Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве. Особенности коммуникативной деятельности адвоката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 19:01, реферат

Описание

Судебно-психологическая экспертиза - один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств.
Возникновение судебно-психологической экспертизы относится к рубежу XIX и XX вв. Развитие теории доказательств и экспериментальной психологии создало объективную предпосылку для учета психологических факторов в судопроизводстве.

Содержание

1.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.
2. Особенности коммуникативной деятельности адвоката.

Работа состоит из  1 файл

Вариант 9.docx

— 39.25 Кб (Скачать документ)

Вариант 9

1.Судебно-психологическая  экспертиза в уголовном судопроизводстве.

2. Особенности коммуникативной  деятельности адвоката.

 

  1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

Судебно-психологическая  экспертиза - один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. 
Возникновение судебно-психологической экспертизы относится к рубежу XIX и XX вв. Развитие теории доказательств и экспериментальной психологии создало объективную предпосылку для учета психологических факторов в судопроизводстве.1

Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) являются любые психологические особенности психически здоровых людей. Например, предметом судебно-психологической экспертизы является не установление достоверности показаний, что относиться к компетенции следователя, суда, а особенности протекания у лица (свидетеля, потерпевшего и др.) психических процессов объективно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения, входящих в предмет доказывания.

Объектом судебно-психологической экспертизы служит живой человек. Однако судебно-следственной практике известны случаи проведения судебно-психологической экспертизы в отсутствии человека, например, когда он умер до суда. Посмертная экспертиза в осуществляется только по материалам дела (протоколы допросов, письма, дневники, записки, магнитофонные и видеозаписи и др.).

Вопросы, разрешаемые судебно-психологическими экспертизами, дают возможность систематизировать их по направлениям:

1.     Экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подсудимого) (т.е. анализ психологической характеристики личности) и их влияние на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Экспертное заключение судебного психолога может быть использовано в целях индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Например, эксперт отвечает на вопрос о соответствии возраста психического развития хронологически достигнутому.

2.     Экспертиза психологического состояния (аффекта, стресса, фрустрации, депрессии др.) у обвиняемого (подсудимого) в момент инкриминируемых ему деяний. Экспертное заключение используется для установления состояния сильного душевного волнения (аффекта) обвиняемого в момент совершения преступления. Определение состояния аффекта имеет значение для квалификации по ст. 107 УК РФ и ст. 113 УК РФ.

3.     Экспертиза склонности несовершеннолетних (малолетних) к повышенной внушаемости, фантазированию.

4.     Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать себе отчет в своих действиях.

5.     Способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника и оказывать ему сопротивление.

6.     Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего объективно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные мнения.

7.     Экспертиза наличия или отсутствия у лица в период предшествующих смерти, психологического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

8.     Экспертиза обстоятельств, связанных с управлением техникой.

9.     Экспертиза возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступления.2

Судебно-психологическая  экспертиза некомпетентна решать  вопросы юридического содержания —  определять достоверность  показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать  форму вины и т. п.  Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий  высшее психологическое или медицинское  образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответствуют профессиональной специализации  данного лица.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых  обстоятельств.3

Методика проведения судебно-психологической экспертизы в каждом конкретном случае с учетом задач, выдвигаемых правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования:4

  • изучение материалов дела и документов, имеющих к нему отношение;
  • ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;
  • знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
  • беседа с ним и другими участниками уголовного процесса;
  • экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.

Исходя из структуры предмета общей психологии, изучающей психические  процессы, состояния, свойства личности, а также из практики использования  судебно-психологической экспертизы правоохранительными органами, выделяют следующие направления судебно-психологической экспертизы:5

1. Исследование личности  обвиняемого – в соответствии  с общими началами назначения  наказания понятие индивидуализации  охватывает в комплексе оценку  деяния, личности виновного, обстоятельств,  смягчающих и отягчающих ответственность.  Значимы здесь личностные особенности,  которые влияли на выбор и  реализацию противоправного варианта  поведения, затрудняли (облегчали  его), а равно сказывались на  отношении к содеянному.

2. Исследование психологических  мотивов конкретного преступного  поведения. Мотив - побуждение  к деятельности направленной  на удовлетворение потребностей  субъекта, предмет, ради которого  деятельность осуществляется. Уголовное  право для обозначения мотивов  поведения оперирует такими понятиями  - месть, корысть, ревность, хулиганские  побуждения и др. Некоторые эти  понятия могут включать в себя  различные психологические мотивы. Исследование психологических мотивов  деяния углубляет познание юридически значимых побуждений, лежащих в основе правонарушения.

3. Диагностика аффекта  у обвиняемого в момент совершения  им преступления. Психологическая  диагностика аффекта у субъекта  на момент совершения инкриминируемых  действий включает в себя: а)  ретроспективный анализ психического  состояния субъекта, его влияния  на сознание и деятельность; б)  изучение индивидуально-психологических  особенностей подэкспертного, степени  его устойчивости к эмоциогенным  ситуациям, склонности к аккумуляции  аффективных переживаний; влияния  возрастных особенностей; временно  ослабляющих организм факторов; в) изучение и психологическую  оценку ситуации, в которой совершено  преступление.

4. Диагностика эмоционального  состояния обвиняемого на момент  совершения преступления (помимо  аффекта), существенно влияющего  на способность правильно осознавать  явления действительности, содержание  конкретной ситуации и на способность  произвольно регулировать свое  поведение. К компетенции психолога  в таких случаях относится  изучение психологических обстоятельств,  имеющих значение для установления  истины.

5. Установление способности  несовершеннолетних обвиняемых, имеющих  признаки отставания в психическом  развитии, не связанного с психическим  расстройством, полностью сознавать  значение своих действий и  определение меры их способности  руководить своим поведением. Экспертное  психологическое исследование всегда  касается сугубо конкретных действий, совершенных в конкретных условиях. Поэтому судебно-психологической  экспертизой поведение испытуемого  рассматривается в единстве с  ситуацией, в которой были совершены  противоправные поступки.

6. Применительно к потерпевшему  также может возникать необходимость  в постановке перед экспертом  вопроса о его личности, мотивации действий. Однако на практике чаще требуется: установление способности понимать значение собственных действий и действий, связанных с посягательствами на него и способности оказывать сопротивление таким действиям.

7. В отношении свидетелей  и потерпевших перед судебно-  психологической экспертизой может  быть поставлен вопрос об их  принципиальной способности, с  учетом индивидуально-психологических  и возрастных особенностей, уровня  психического развития, правильно  воспринимать имеющие значение  для дела обстоятельства и  давать о них правильные показания. 

8. Эксперт-психолог может  провести посмертную экспертизу  для выяснения вопроса, находился  ли умерший в период, предшествующий  смерти, в психическом состоянии,  предрасполагающем к самоубийству  и, если находился в этом  состоянии, чем оно могло быть  вызвано. В практике встречаются  случаи инсценировок убийств  под самоубийства, что приводит  к необходимости проведения посмертной  судебно-психологической экспертизы.

В  современной  практике  проводятся  следующие  основные виды экспертиз: 

-  экспертиза аффекта  и иных эмоциональных состояний; 

-  экспертиза индивидуально-психологических  особенностей;  

- экспертиза  способности   осознавать  фактический характер  и общественную опасность своих  действий и руководить ими;  

- экспертиза  способности  правильно  воспринимать  важные  для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;  

- экспертиза  способности  понимать  характер  и  значение  сексуального  насилия  и оказывать  сопротивление  действиям  обвиняемого; 

- экспертиза психического состояния жертвы суицида.  Относительно новыми направлениям СПЭ являются: 

- экспертиза порока воли (по гражданским делам – ст.ст.  177–179 ГК РФ); 

- экспертиза морального вреда;  

- экспертиза детско-родительских отношений (по делам о  месте  проживания ребенка, участии в воспитании,  целесообразности усыновления и прочим);  

- экспертиза  иерархии  преступной  группы  и  индивидуально-ролевого статуса ее членов;

- экспертиза  соответствия  психофизиологических  особенностей  субъекта  требованиям  деятельности  в  объективно  сложной ситуации (в т.ч. по делам об авариях на транспорте и  производстве); 

- экспертиза  психологических  мотивов  противоправных  действий; 

- экспертиза достоверности показаний; 

- экспертиза психологического воздействия и психического насилия; 

- экспертиза социального взаимодействия.  В современную практику входят также новые направления комплексных исследований: 

- психолого-лингвистическая  экспертиза  устной  и  письменной речи;

- психолого-лингвистическая экспертиза текста; 

- психолого-искусствоведческая  экспертиза  фото-  и  видеопродукции.6

Базисные  принципы этики судебного эксперта-психолога  совпадают с наиболее общими принципами этики практической психологии и  биомедицины - гуманизма, ответственности, не причинения вреда, благодеяния, справедливости. Однако использование заключения судебно-психологической  экспертизы судебно-следственными  органами определяет некоторую специфику  практического применения этических  норм экспертом-психологом, в отличие  от использования этих же норм психологами, осуществляющими консультирование, диагностику в условиях психиатрической  клиники, психотерапию и психокоррекцию, другие виды оказания психологической  помощи. Эти отличия детерминируются  тремя важными обстоятельствами.

Во-первых, судебный эксперт-психолог взаимодействует не с пациентами, которые нуждаются в психологической помощи и подвергаются психодиагностическому исследованию добровольно, исходя из своих потребностей и личной заинтересованности, а осуществляет исследование испытуемых, либо преступивших закон, либо ставших жертвами противоправных действий, что определяет своеобразие социального взаимодействия, общения между ними.

Во-вторых, эксперт-психолог в силу своего процессуального положения обладает большой властью над испытуемыми - от его выводов часто зависит дальнейшая судьба подэкспертного лица, например, для обвиняемых - квалификация статей Уголовного кодекса (с разными мерами и сроками наказания), назначение наказания с учетом смягчающих обстоятельств и т.д. Зависимость подэкспертных лиц от психодиагностических выводов психолога, используемых в судопроизводстве, накладывает на эксперта огромную ответственность за свои решения.

Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве. Особенности коммуникативной деятельности адвоката