Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа
В уголовном процессе нормы права о мерах пресечения уста¬новлены ст. 97 - 110 и рядом других статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ)*. Помимо этого к мерам пресечения относимы ряд статей Конституции Российской Федерации (ст. 22; ч. 2 ст. 6 разд. 2), законодательства о прокуратуре Российской Федерации, а также Феде¬рального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и об¬виняемых в совершении преступлений»**, ряда других законода¬тельных актов России.
Введение. ------------------------------------------------------------------------3
1. Понятие и виды мер пресечения. Различия между мерами пресечения и мерам процессуального принуждения.-------------------6
2. Основания, условия применения мер пресечения и обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения.----14
3. Процессуальный порядок применения, изменения или отмены мер пресечения.-----------------------------------------------------18
Заключение.-------------------------------------------------------------------24
Список используемой литературы. ---------------------------------------26
Министерство внутренних дел РФ Московский университет факультет заочного и вечернего обучения
109028 Малый Ивановский пер. дом 2 |
Кафедра уголовного процесса
Курсовая работа
по дисциплине
«Уголовный процесс»
на тему:
«Теория и практика применения
мер пресечения».
Ф. Можина И. Ольга О. Юрьевна Курс 2 сокращенной на базе высшего образования (набор 2008 г.) формы обучения № зачетной книжки 2125 № варианта 5 № группы 1
|
Дата получения работы секретариатом Дата получения работы кафедрой
_________________________
Дата сдачи работы секретариатом
Дата окончания проверки работы
преподавателем
_________________________
2009 год
Содержание работы:
Введение. ------------------------------
Заключение.-------------------
Список используемой литературы. ------------------------------
Введение.
Центральное место в системе
мер уголовно-процессуального
В уголовном процессе нормы права о мерах пресечения установлены ст. 97 - 110 и рядом других статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ)*. Помимо этого к мерам пресечения относимы ряд статей Конституции Российской Федерации (ст. 22; ч. 2 ст. 6 разд. 2), законодательства о прокуратуре Российской Федерации, а также Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»**, ряда других законодательных актов России. Меры пресечения в уголовном судопроизводстве применяются также с учетом важнейших положений международных актов, в которых декларированы общечеловеческие ценности и принципы уважения личности, охраны жизни, здоровья, гражданских прав и свобод человека. В данном случае имеются в виду прежде всего: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Международный пакт о
* Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 18.07.2009) // "Российская газета" от 22.07.2009;
** Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 30.10.2007) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (принят ГД ФС РФ 21.06.1995) // "Российская газета", N 139, 20.07.1995.
гражданских и политических правах (1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки. 1975 1.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.). Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.). Декларация о защите всех лип от пыток и других жестоких видов обращения и наказания (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г.), Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1911г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.). Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.), а также ряд других международно-правовых актов.
Вопросы организации применения мер пресечения, особенно такой, как заключение под стражу, урегулированы приказами и указаниями Генерального Прокурора Российской Федерации. Важнейшие руководящие разъяснения по вопросам применения мер пресечения содержатся в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации.
В теории уголовного процесса общепринятым является суждение, что меры пресечения - это разновидность мер уголовно-процессуального принуждения, что все признаки, которыми обладает уголовно-процессуальное принуждение, в равной мере имеют прямое отношение и к мерам пресечения. Весьма распространенным. доминирующим в теории уголовного процесса является также суждение о том. что меры пресечения не являются юридической ответственностью либо проявлением уголовной ответственности. поскольку ответственность наступает лишь тогда, когда виновно совершается конкретное правонарушение. Меры же пресечения применяются не к виновным в совершении уголовно-процессуального правонарушения, а к лицам, лишь обвиняемым в совершении преступлений, в связи с чем применение меры пресечения, как и само привлечение в качестве обвиняемых, никоим образом не предрешает результаты разрешения дела и применения наказания судом. Помимо указанных выше, в литературе называют и другие признаки, присущие мерям пресечения. В частности, указывается, что применение мер пресечения оказывает на обвиняемою (подозреваемою) моральное воздействие, что меры пресечения ограждают общество от опасных лиц, оказывают превентивное воздействие не только на обвиняемых (подозреваемых), но и на других участников уголовного процесса и в целом на граждан.
В тоже время, необходимым
условием применения мер
В данной работе будет рассмотрено понятие мер пресечения, основания и порядок их применения, виды мер пресечения, а также причины изменения или отмены мер пресечения.
На мой взгляд, существуют ситуации, когда общественные интересы диктуют необходимость прямого вторжения государства в сферу прав людей.
В их числе:
· необходимость борьбы с преступниками и другими правонарушителями;
· преодоление неблагоприятной ситуации, вызванной эпидемией или стихийным бедствием и их последствиями;
· осуществление военного положения.
Представляется, что борьба с преступностью и укрепление общественного правопорядка занимает особое место. Борьба с преступностью является одной из функций государства, но в тоже время это часть его правового режима, правовой системы, при стабильности которой и только тогда возможны действительная защита и уважение прав и достоинства личности*.
Кроме того, социальная обусловленность
существования и применения мер
уголовно-процессуального
Меры уголовно-процессуального
пресечения (гл. 13 Уголовно-процессуального
кодекса РФ, далее УПК РФ) являются
основной составной частью института
мер уголовно-процессуального
* Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991, стр. 36.
** Стойко Н.Г. Новое уголовно-процессуальное право России и проект Уголовно-процессуального кодекса РФ // Российский бюллетень по правам человека, 2000. Выпуск 13, стр. 85.
представляют
собой способ обеспечения деятельности
правосудия в отношении лиц, привлекаемых
к уголовной ответственности, а
в исключительных случаях, в отношении
лиц, подозреваемых в совершении
преступления. Меры пресечения составляют
весьма значительную часть мер уголовно-
В науке уголовного процесса под мерами пресечения понимаются меры принудительного характера, установленные уголовно-процессуальным законом, ограничивающие свободу обвиняемого (подозреваемого) в целях предотвращения возможности скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по уголовному делу, угрожать свидетелям, а также для обеспечения исполнения приговора*.
Как было отмечено выше, меры пресечения являются разновидностью мер процессуального принуждения и предназначены для устранения препятствий, которые могут возникнуть при расследовании и судебной разбирательстве уголовных дел. К общим признакам мер уголовно - процессуального принуждения относится, то, что они:
- применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер;
- применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий;
- применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создаёт или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства;
* Уголовно-процессуальное право: Учебник для юридических вузов / Под общей редакцией В.И. Рохлина - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004, стр.195.
- имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства;
- применяются при наличии предусмотренных законом оснований и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность;
- имеют особое содержание и характер.
Общей для всех мер уголовно - процессуального принуждения также является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются.
Действующий закон предусматривает
семь мер пресечения, располагая их
по степени интенсивности
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве обвиняемого (подозреваемого) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда; в назначенный срок являться по их вызовам; иным путем не препятствовать производству по делу (ст. 102 УПК).
Конституционный Суд РФ в своем определении отметил, что "такая мера процессуального принуждения, как подписка о невыезде, ограничивает право свободно передвигаться, выбирать место жительства, выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27 Конституции РФ), т.е. порождает последствия, выходящие за режим уголовного процесса, при том, что эти последствия могут иметь длительный характер, поскольку предельный срок предварительного следствия, в ходе которого допускается действие этой меры пресечения, ограничен лишь сроками давности (ст.78 УК РФ)"*.
* П. 3 Определения
Конституционного Суда РФ по
жалобе граждан Лазарева А.В.,
Руслановой Е.С., и Эрнезакса О.В.
на нарушение их
Кроме того, помимо ограничения свободы передвижения, у лиц, чья работа связана с длительными, частыми разъездами, ограничивается также и право на труд, выбор рода деятельности и профессию, закрепленное в ч.1 ст.37 Конституции РФ. Кроме того, данная мера пресечения может повлечь за собой ограничение права свободного выбора места отдыха, права свидания с родственниками и друзьями, проживающими за пределами данной местности.
Надлежащее поведение
Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что он ручается за надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (ст. 103 УПК). Надлежащее поведение обвиняемого обеспечивается непроцессуальными действиями личного поручителя.
Информация о работе Теория и практика применения мер пресечения