Возбужление уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:29, реферат

Описание

Возбуждение уголовного дела - первая и обязательная стадия уголовного процесса, которая предшествует производству по уголовному делу в других стадиях уголовного судопроизводства. Непосредственные задачи стадии возбуждения уголовного дела:
1) обнаружение деяний с признаками совершенных или подготавливаемых преступлений;
2) определение правовых оснований для принятия решений и их юридических последствий;
3) предотвращение форм досудебного уголовно-процессуального производства (дознания или предварительного следствия), когда в них отсутствует объективная необходимость.

Работа состоит из  1 файл

Возбуждение уголовного дела.docx

— 33.43 Кб (Скачать документ)

Возбуждение уголовного дела.

1. Понятие, сущность и значение  стадии возбуждения уголовного  дела.

Возбуждение уголовного дела - первая и обязательная стадия уголовного процесса, которая предшествует производству по уголовному делу в других стадиях  уголовного судопроизводства. Непосредственные задачи стадии возбуждения уголовного дела:

1) обнаружение деяний с признаками совершенных или подготавливаемых преступлений;

2) определение правовых оснований для принятия решений и их юридических последствий;

3) предотвращение форм досудебного уголовно-процессуального производства (дознания или предварительного следствия), когда в них отсутствует объективная необходимость.

К участникам уголовного процесса, непосредственно решающих задачи в стадии возбуждения уголовного дела, относятся орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа и в ограниченных пределах прокурор и судья районного суда. Ограниченность деятельности прокурора по надзору определяется тем, что лица, перечисленные выше, ставят его в известность о возбуждении уголовного дела путем направления ему копии постановления. Судья принимает участие в этой стадии также в ограниченных пределах, когда участники уголовного процесса обжалуют решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела или в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица или когда эти решения затрудняют доступ граждан к правосудию.

В рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства принимает  участие такой специфический  участник уголовного процесса, как  заявитель, т.е. лицо, сообщающее о подготавливаемом или совершенном преступлении.

Таким образом, возбуждение  уголовного дела - обязательная и первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся  в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа при ограниченном контроле прокурора (за деятельностью органов следствия) и суда по установлению наличия или  отсутствия фактических и юридических  оснований для начала производства предварительного расследования или  судебного разбирательства по делам частного обвинения (при определяющей роли мирового судьи).

Социально-правовое значение стадии возбуждения уголовного дела определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, своевременное, законное и обоснованное возбуждение уголовного дела обеспечивает незамедлительное реагирование на каждое преступление и немедленное  начало установления фактических его  обстоятельств и лиц, совершивших  это преступное посягательство.

Во-вторых, акт возбуждения  уголовного дела определяет границу  между непроцессуальной деятельностью по обнаружению преступлений и совершивших их лиц специальными методами (мероприятиями оперативно-розыскной деятельности) и процессуальной деятельностью по установлению фактических обстоятельств совершения преступлений и виновности лиц, их совершивших.

В-третьих, этот акт служит правовым основанием для производства следственных, судебных и иных процессуальных действий и принятия процессуальных решений по существу уголовного дела, а также для применения к участникам уголовного процесса мер уголовно-процессуального  принуждения.

В-четвертых, стадия возбуждения  уголовного дела представляет собой  своеобразный "фильтр", позволяющий:

1) не допускать в уголовное  судопроизводство правонарушения, не влекущие за собой уголовной  ответственности и уголовного  наказания;

2) сосредоточить усилия  государственных органов и должностных  лиц, осуществляющих уголовное  судопроизводство, на борьбе именно  с преступлениями, на контроле  над состоянием преступности  в стране.

2. Поводы и основания к возбуждению  уголовного дела.

Начало стадии возбуждения  уголовного дела определяются моментом получения заявления или сообщения о преступлении либо обнаружения соответствующими государственными органами или их должностными лицами деяний с признаками состава преступления, предусмотренного статьями Особенной части УК. Эти сообщения и заявления получили название "поводы для возбуждения уголовного дела", под которыми понимают:

1) источник сведений о  готовящемся или совершенном  преступлении;

2) указанный источник  и одновременно юридический факт;

3) источник получения  информации о преступлении и  одновременно процессуальную предпосылку  начала уголовно-процессуальной  деятельности;

4) факт получения (поступления,  принятия, обнаружения) органом дознания, дознавателем, следователем или  прокурором информации о преступлении.

В соответствии со ст. 140 УПК  поводом для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявления граждан и  иных лиц о совершенном или  готовящемся преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявления о готовящемся  или совершенном преступлении - устные или письменные сообщения о преступлении, исходящие от определенных физических, в том числе должностных, лиц.

Анонимные сообщения о  совершении преступления - заявления  и письма:

1) не содержащие сведений о реальном авторе;

2) исполненные от имени вымышленных лиц;

3) исполненные от реально  существующих лиц, но не писавших  эти письма или заявления.

Устные заявления о  совершении преступления оформляются  протоколом его принятия, который  состоит из вводной, описательной и  заключительной частей.

Во вводной части протокола  указываются:

1) наименование процессуального  документа;

2) место и время принятия  устного заявления;

3) должность, звание или  классный чин, фамилия и инициалы  лица, принявшего заявление, со  ссылкой на ст. 141 УПК;

4) основные установочные (персонографические) данные о заявителе;

5) сведения о документе,  удостоверяющем личность заявителя;

6) предупреждение об уголовной  ответственности за заведомо  ложный донос в соответствии  со ст. 306 УК, удостоверяемое подписью  заявителя.

В описательной части протокола  излагается сущность заявления о  совершенном или готовящемся преступлении. К сожалению, в уголовно-процессуальном законе упущено требование о том, что заявление должно быть сделано и оформлено от первого лица, т.е. от имени заявителя.

В заключительной части протокола  отражаются сведения об ознакомлении с ним заявителя лично или  с помощью других лиц, правильности всех записей со слов заявителя и  о наличии или отсутствии у  него замечаний и дополнений к  содержанию протокола. Протокол устного  заявления подписывается заявителем и лицом, принявшим его заявление (ст. 141 УПК).

Если устное сообщение  о преступлении сделано при производстве следственного действия или в  ходе судебного разбирательства, то оно заносится в протоколы  соответственно следственного действия или судебного заседания (судебного  разбирательства).

При невозможности заявителя  лично присутствовать при составлении  рассматриваемого протокола его  сообщение, например, по телефону, оформляется  в порядке, установленном ст. 143 УПК, т.е. рапортом должностного лица об обнаружении признаков преступления.

Явка с повинной - добровольное заявление лица о совершенном им лично преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК, т.е. в порядке, предусмотренном для принятия заявлений граждан, сообщающих о подготавливаемом или совершенном преступлении.

Явка с повинной оформляется  протоколом, форма и содержание которого близки к форме и содержанию протокола  устного заявления граждан о  преступлении. Единственное процессуальное различие в этих документах состоит  в том, что явившееся с повинной лицо не предупреждается об уголовной  ответственности за заведомо ложный донос.

Под "иными источниками" понимается:

1) публикации и передачи  соответственно в печатных и электронных сми;

2) анонимные сообщения  о тяжких и особо тяжких  преступлениях, требующие обязательной  проверки;

3) данные, полученные в  результате оперативно-розыскной  деятельности;

4) сведения, полученные сотрудниками  патрульно-постовой службы органов  внутренних дел, вневедомственной  охраны и т.п.

Непосредственное обнаружение  признаков преступления - самостоятельное  выявление государственными органами и должностными лицами, осуществляющими  уголовный процесс, данных, указывающих  на признаки состава преступления, при осуществлении ими своих  полномочий вне зависимости от наличия  у них какого-либо заявления, сообщения.

Рапорт об обнаружении  признаков преступления - процессуальный документ об обнаружении признаков  преступления из иных источников, чем  официальное заявление гражданина или явка с повинной, адресованный должностным лицам, правомочным  принимать решения в стадии возбуждения  уголовного дела.

Значение повода для стадии возбуждения уголовного дела состоит  в том, что только он может вызвать  к жизни публичную деятельность в сфере уголовного процесса. В  связи с этим уголовное судопроизводство начинается не в момент принятия итоговых решений в стадии возбуждения  уголовного дела, а с момента поступления  сообщения о преступлении в государственный  орган или к должностному лицу, осуществляющим уголовный процесс. В то же время ни один из перечисленных  поводов не влечет за собой автоматического  принятия решения о возбуждении  уголовного дела. Такой подход законодателя к правовому регулированию данного  вопроса обусловлен тем, что повод  или другие материалы, собранные  в связи с проверкой сообщения  о преступлении, должны содержать  основание для возбуждения уголовного дела.

Основание к возбуждению  уголовного дела - наличие достаточных  данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Достаточные данные - совокупность следов (или информации, признаков, свойств), установленных оперативно-розыскными или уголовно-процессуальными средствами, которые указывают на отдельные  элементы состава преступления.

Проверка поступившего заявления  или сообщения о преступлении - самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Цель проверки - установление наличия или отсутствия фактических  и юридических оснований для  возбуждения дела.

Пределы проверки - завершение проверки немедленно (или незамедлительно, по мнению законодателя) после установления наличия или отсутствия фактических  и юридических оснований для  возбуждения дела и возможности  принятия иного итогового решения.

Срок проверки - период времени, в течение которого отечественный  законодатель разрешает проводить  проверочные действия. Проверочные  действия должны быть осуществлены в  срок не более трех суток с момента  получения заявления или сообщения  о готовящемся или совершенном  деянии с признаками преступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток  руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя  и дознавателя. При необходимости  проведения документальных проверок или  ревизий руководитель следственного  органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток по ходатайствам соответственно следователя и дознавателя.

Методы (способы) проверки поступивших  заявлений и сообщений о преступлениях:

1) истребование необходимых  материалов в виде предметов,  документов и иных объектов;

2) получение объяснений  от лиц, обладающих информацией  об исследуемом событии;

3) осмотр места происшествия (ст. 176 УПК), осмотр трупа (ст. 178 УПК), освидетельствование (ст. 179 УПК);

4) производство ревизий,  инвентаризаций и иных документальных  проверок;

5) производство оперативно-розыскных  действий;

6) производство мероприятий,  предусмотренных Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".

Информация о работе Возбужление уголовного дела