Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:53, курсовая работа
Среди правовых средств, которые закон предоставляет правоохранительным органам для решения задач уголовного судопроизводства, задержание подозреваемого занимает важное место. Это эффективная мера, создающая необходимые условия для выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Своевременно предпринятое задержание подозреваемого исключает возможность скрыться ему от дознания и предварительного следствия, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, продолжить преступную деятельность.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовая природа института задержания подозреваемого…………………6
1.1. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения…………6
1.2. Основания задержания подозреваемого………………………………………….11
1.3. Требования к протоколу задержания в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ………..13
Глава 2. Процессуальный порядок задержания подозреваемого…………………….17
Глава 3. Различие между правовой природой меры процессуального принуждения задержания в качестве подозреваемого и мерой пресечения в виде заключения под стражу…………………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………………..29
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовая природа института задержания подозреваемого…………………6
1.1. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения…………6
1.2. Основания задержания подозреваемого…………………………………………
1.3. Требования к протоколу задержания в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ………..13
Глава 2. Процессуальный порядок задержания подозреваемого…………………….17
Глава 3. Различие между правовой природой меры процессуального принуждения задержания в качестве подозреваемого и мерой пресечения в виде заключения под стражу………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Введение
Тема нашей курсовой работы «Задержание подозреваемого».
Среди правовых средств, которые закон предоставляет правоохранительным органам для решения задач уголовного судопроизводства, задержание подозреваемого занимает важное место. Это эффективная мера, создающая необходимые условия для выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Своевременно предпринятое задержание подозреваемого исключает возможность скрыться ему от дознания и предварительного следствия, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, продолжить преступную деятельность. Задержание непосредственно затрагивает неприкосновенность личности, в связи с чем эта мера находится под особым контролем. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г., каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Столь значительное внимание, уделяемое задержанию подозреваемого, не случайно. Эта сфера деятельности протекает в условиях повышенной конфликтности, противостояния. Преодолевая сопротивление, правоохранительные органы нередко превышают установленные законом допустимые пределы применения принуждения. Это порождает многочисленные ошибки и нарушения, порой граничит со служебным злоупотреблением имеющимися властными полномочиями.
Вследствие этого правоохранительные органы нередко нарушают установленную законом процедуру задержания подозреваемого. На практике получили распространение случаи задержания до возбуждения уголовного дела, при отсутствии оснований и мотивов, с целью давления на подозреваемого и получения «признания» в совершении преступления; небрежного составления протокола задержания; фальсификации материалов задержания; несвоевременного уведомления прокурора о задержании; превышения сроков задержания и т. д.
Институт уголовно-процессуального принуждения является необходимым и социально обусловленным средством выполнения государством функции защиты общества от преступных посягательств, выявления и наказания преступников, обеспечения надлежащего уголовно-процессуального производства. Исследованию проблем уголовно-процессуального принуждения в разное время были посвящены работы 3.Д. Еникеева, 3.3. Зинатуллина, Е.М. Клюкова, 3.Ф. Ковриги, В.М. Корнукова, Ф.М. Кудина, Ю.Д. Лившица, И.Л. Петрухина, А.А. Чувилева, С.А. Шейфера и других.
Актуальность выбора темы данной курсовой работы, обусловлена тем, что задержание является одной из первых мер по пресечению правонарушителем своей преступной деятельности, а значит и наиболее интересной сферой исследования в области уголовно-процессуального принуждения, так как с задержания начинается все уголовное судопроизводство.
Цель нашей работы: комплексно-правовой анализ процессуального порядка задержания, в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение термину задержание подозреваемого в совершении преступления.
2. Выяснить основания, мотивы, условия и цели задержания.
3. Определить процессуальный порядок задержания подозреваемого.
4. Провести сравнительный анализ между правовой природой меры процессуального принуждения задержания и мерой пресечения в виде заключения под стражу.
Объект исследования: задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.
Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование задержания подозреваемого.
Методологической и теоретической основой исследования явились общие и частные научные методы познания объективной действительности. В работе использовались сравнительно-правовой, логико-юридический, конкретно-социологический, исторический методы исследования.
Глава 1. Правовая природа института задержания подозреваемого.
1.1. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения
Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). [3]
Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, которое, в силу своей неотложности не требует для его применения судебного решения.
Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91 - 96 УПК).
Задержание по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Мотивами же применения данной меры уголовно-процессуального принуждения принято считать основанные на объективных обстоятельствах дела, служащих основаниями для задержания, субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в преступлении: а) уклонилось от дознания или следствия; б) помешало производству по уголовному делу; в) продолжало преступную деятельность. [3; 425]
Условием задержания подозреваемого в преступлении является наличие возбужденного уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Без такого дела гражданин не может быть подвергнут краткосрочному досудебному лишению свободы. Задержание - следственное действие, после него незамедлительно производится другое следственное действие - допрос подозреваемого. Поэтому протокол задержания в материалах, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, находиться не может. Относительно широко распространенное мнение, будто в ряде случаев задержание предшествует возбуждению уголовного дела (например, когда лицо застигнуто на месте совершения преступления или же непосредственно после его совершения), ошибочно. Оно основано на смешении различных по своей природе мер государственного принуждения - задержания административного и задержания уголовно-процессуального, которыми на законном основании пользуются органы охраны правопорядка для пресечения правонарушений. Уголовно-процессуальное задержание потому так и называется, что производится по правилам УПК, т.е. по решению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, субъекта уголовно-процессуальных отношений. [1; 249]
Различаются два вида задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений: фактическое и уголовно-процессуальное. Фактическое задержание лица по подозрению в совершении преступления состоит в том, что сотрудники правоохранительных органов или граждане осуществляют захват такого лица, лишают его возможности скрыться и в принудительном порядке доставляют задержанного к следователю или дознавателю, который уполномочен законом произвести уголовно-процессуальное задержание. [4; 76]
Нередко лица, подозреваемые в совершении преступления, при попытке доставить их в правоохранительные органы отказываются идти туда добровольно, пытаются скрыться, оказывают физическое сопротивление, вплоть до вооруженного. Поэтому фактическое задержание, как правило, осуществляет не следователь, а сотрудники органов дознания, надлежащим образом экипированные и подготовленные для выполнения подобного рода операций.
Роль следователя в данном случае состоит в том, что решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, он облекает в форму постановления или письменного поручения органу дознания о задержании конкретного гражданина, а также в проведении инструктажа участников группы задержания по вопросам, какие меры следует предпринять по обеспечению сохранности доказательств, а также следов преступления, которые, судя по обстоятельствам дела, могут быть обнаружены на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище. В деятельности по задержанию различается два этапа: подготовка к задержанию и непосредственный захват (задержание) подозреваемого (подозреваемых).
Фактическое задержание начинается с момента захвата лица, подозреваемого в совершении преступления, и завершается передачей задержанного лица следователю или дознавателю, уполномоченному принять решение о применении уголовно-процессуального задержания либо об освобождении задержанного.
Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ч. 1 ст. 5 УПК РФ). [11; 147]
Согласно ст. 92 УПК РФ после доставления лица в орган дознания, к дознавателю или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого.
Протокол объявляется подозреваемому, при этом ему разъясняются его права, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
При задержании производится личный обыск у подозреваемого лицом одного пола с обыскиваемым в присутствии понятых и специалистов того же пола (ст. 93, 170, 184 УПК РФ).
При принятии решений о задержании необходимо руководствоваться следующими положениями. Не могут быть задержаны: 1) Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ); 2) глава представительства или член дипломатического представительства (ст. 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г.); 3) консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966г.).
В соответствии со ст. 449 УПК РФ не могут быть задержаны: член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий. Если они были задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ, после установления их личности они должны быть немедленно освобождены. Исключение составляют случаи задержания вышеперечисленных лиц на месте преступления. [17; 511]
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч. 3 ст. 92 УПК РФ). Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК РФ). При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части (ч. 2 ст. 96 УПК РФ). Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом уведомляется посольство или консульство этого государства (ч. 3 ст. 96 УПК РФ). [1; 312]
Уведомление может не производится с согласия прокурора при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания, за исключением случаев, когда подозреваемым является несовершеннолетний.
Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил принятие решения об избрании меры пресечения на срок не более чем 72 часа. При отложении принятия решения по ходатайству стороны для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания (ч. 6 ст. 108 УПК РФ).