Источники земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:09, практическая работа

Описание

В системе социальных правил (моральных, религиозных, технических) и норм право выделяется общеобязательным, письменным, категорическим характером, влекущим негативные последствия, санкции за несоблюдение и неисполнение (т.е. наказание) либо - за добросовестное исполнение -стимулирующие, поощрительные воздействия. Данная особенность правовых предписаний обусловливается априорной компетентностью,

Содержание

Теоретическая часть:
1.Понятие источников земельного права………………………………...3
2. Система источников земельного права………………………………...4
3.Конституционные основы земельного права…………………….…….5
4.Федеральные законы в системе источников земельного права……….9
5.Иные источники земельного права……………………………….……20
Практическая часть:
Задача 1……………………………………………………………….……24
Библиографический список………………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная земельное право.docx

— 61.49 Кб (Скачать документ)

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Теоретическая часть:

1.Понятие источников земельного права………………………………...3

2. Система источников земельного права………………………………...4

3.Конституционные основы  земельного права…………………….…….5

4.Федеральные законы в системе источников земельного права……….9

5.Иные источники земельного  права……………………………….……20

Практическая часть:

Задача 1……………………………………………………………….……24

Библиографический список……………………………………………….…….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1.ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ  ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

В системе социальных правил (моральных, религиозных, технических) и норм право выделяется общеобязательным, письменным, категорическим характером, влекущим негативные последствия, санкции за несоблюдение и неисполнение (т.е. наказание) либо - за добросовестное исполнение -стимулирующие, поощрительные воздействия. Данная особенность правовых предписаний обусловливается априорной компетентностью, полномочностью принимающих и устанавливающих их органов и внешним проявлением и закреплением в источниках права, логичном и последовательном расположении этих предписаний и содержащих их норм, правовых институтов. Призванное быть регулятором общественных отношений, право должно получать внешнее выражение, приобретать различные, действующие с разной степенью категоричности и эффективности юридические формы. Именно эти формы, с помощью которых воля общества или его части становится обязательной, обозначаются термином «источники права» или «формы права». В рамках правовой системы источники права выстраиваются по принципу их соподчиненности в иерархическую пирамиду. В многонациональном федеративном государстве, претендующем на то, чтобы стать правовым, это особенно важно для налаживания надлежащей правотворческой деятельности органов государства и его субъектов и обеспечения режима законности и правопорядка. Единство и соподчиненность источников права, обеспеченные с помощью организационных, юридических механизмов и законодательной техники, способствуют единству государственной власти, сохранению, укреплению ее вертикали и неуклонному, единообразному применению, соблюдению и исполнению правовых требований. Не является исключением и земельное право. Здесь многочисленные и нередко весьма запутанные предписания были разбросаны по различным этажам правовой системы, находились на разных уровнях источников права, причем не только на федеральном, но и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований.

2.СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ  ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Источники земельного права  в своей совокупности рассматриваются как образующие систему источников этого права. Эта система включает в себя следующие элементы:

  • Конституция РФ;
  • международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • федеральные законы;
  • нормативные правовые акты Президента РФ;
  • нормативные правовые акты Правительства РФ;
  • ведомственные нормативные правовые акты;
  • конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • нормативные  правовые  акты  органов  местного   самоуправления;
  • локальные нормативные правовые акты.

В правовой литературе традиционным является деление нормативных  правовых актов в  отдельные виды в зависимости от их юридической силы. Традиционно  членение источников земельного права по данному признаку может быть дополнено классификацией множественных нормативных правовых актов по содержанию акта, процедуре его принятия, органу, принимающему акт. Нормы земельного права могут быть закреплены в Конституции РФ, конституциях республик-субъектов Федерации, уставах остальных субъектов Федерации, конституционных федеральных законах. Далее следуют разнообразного вида обычные законы, в том числе и кодексы, которые широко используются как на федеральном, так и региональном уровне.  

 

3.КОНСТИТУЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Конституция РФ, принятая народом  России в 1993 году на общенациональном референдуме, является Основным Законом российского государства и обладает следующими основными свойствами:

  1. верховенство (ст. 4 Конституции);
  2. высшая юридическая сила (ст. 15 Конституции);
  3. прямое действие конституционных норм (ст. 15 Конституции);
  4. действие на всей территории страны (ст. 15 Конституции);
  5. является ядром всей правовой системы России;
  6. является объектом особой охраны со стороны государства.

Конституция РФ - основной источник земельного права.

Именно в Конституции  РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений. В Конституции содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране.

Ряд положений Конституции  РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

1.    Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в частности, находятся:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);
  • разграничение  государственной  собственности,   в  том числе и на землю (п. «г»);
  • природопользование   (в  том  числе  землепользование), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»);
  • земельное законодательство (п. «к»).

Согласно ст. 76 (п. 2) Конституции  РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует федеральный закон. В то же время, при отсутствии федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону, а также привести в соответствие с принятым федеральным законом свои нормативные правовые акты.

2.    В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ (п.  «в»)  сказано, что  Правительство  РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, имеющее непосредственное отношение к обеспечению охраны земель. Кроме того, Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, в том числе землями, находящимися в федеральной собственности.

3. Конституция РФ закрепила  полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти и структура которых определяется местным населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Так, согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

4. Часть 1 ст. 9 Конституции  РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих   на   соответствующей   территории.   По мнению О.И. Крассова1, эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Согласно ст. 36 Конституции  РФ, собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться специальным федеральным законом - Земельным кодексом РФ.

5. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч. 2) предусматривает  возможность  существования  многообразия форм права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Кроме того, ст. 36 (ч. 1) Конституции РФ отдельно закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. В то же время, в этой же статье определены пределы осуществления собственником своих правомочий. Как уже упоминалось выше, владение, пользование распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Право частной собственности на землю, согласно ст. 17 Конституции РФ, рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.  В ст.  35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности.   Право   частной   собственности   охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

6. Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа.

7. Огромное значение для совершенствования земельного законодательства имеют конституционные нормы, посвященные охране окружающей среды в целом, в том числе и земли, которая является неотъемлемой составной частью (компонентом) природной среды. Так, ст. 42 Конституции РФ впервые в истории России закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущеp6a, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается путем реализации комплекса мер и мероприятий, закрепленных в ряде действующих федеральных законах и иных нормативных правовых актов, и прежде всего - в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также рядом специальных земельно-правовых и иных норм.

Необходимо также отметить, что наряду с этим правом ст. 58 Конституции  РФ закрепляет обязанность каждого  сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данное конституционное положение нашло дальнейшее развитие в иных федеральных законах. В частности, согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

4.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Законы как источники  земельного права, представляют собой  нормативные правовые акты, принимаемые  представительным и законодательным  органом Российской Федерации -Федеральным Собранием, состоящих из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума). К числу федеральных законов относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией РФ, и иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных.

Порядок принятия федеральных  законодательных актов установлен Федеральным законом от 14.06.94 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания». Этот Закон предусматривает, что на территории РФ применяются только те федеральные  конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Информация о работе Источники земельного права