Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:04, реферат
Впервые в России наведением порядка (межеванием) в земельной собственности, определением границ частных владений, выделением государственных (казенных) земель, введением кадастровых (писцовых, межевых) книг занялся Иван IV c середины XVI века.
До начала межевания юридическим документом на землю была "крепость", или "купчая", а затем - "крепостная дача" (раздача земель государем или князем за службу), т.е. земля, обведенная круговыми межами. "Дачи" были как с правами полной частной собственности - наследуемые "вотчины" (известны с XI века), так и с правами условного, временного и личного владения - "поместья" (с XVI века).
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ.
1.1.
История развития межевания
в России.
Впервые в России наведением порядка (межеванием) в земельной собственности, определением границ частных владений, выделением государственных (казенных) земель, введением кадастровых (писцовых, межевых) книг занялся Иван IV c середины XVI века.
До
начала межевания юридическим
После введения самоуправления по всем областям (Земская реформа 1555 г.) началось общее межевание всех земель Российского государства. В 1556 г. был издан Писцовый наказ (прообраз кадастровых книг) и Правила к исчислению плоскостей (площадей участка). Нужно было разделить государственные ("черные", облагаемые налогом) земли и частные ("белые"), не облагаемые налогом имения. Имения (дачи) описывались как географические единицы, а примеренные земли (излишки) изымались.
Соборным
уложением (1649 г.) слободы и дворы
были слиты в единый "государев
посад" (государственную
В
1680-1684 гг. в соответствии с писцовым
наказом вновь стали
В
начале XVIII века при Петре I усиление
центральной власти сделало государство
главным строительным заказчиком. В
1709 г. в Петербурге была основана первая
Комиссия строений, которая стала
органом государственного проектирования
и взяла в свои руки строительный
контроль. Указы Петра о "красных
линиях", о противопожарном
Тогда же возникла строительная полиция, которая следила за соблюдением "регулярства" и следованием образцовым проектам. Если частный застройщик нарушал правила, скажем, заступал за "красную линию", его штрафовали и даже могли конфисковать неправильно построенный дом. К 1720 г. перешли к регулярной планировке и застройке во всех вновь основанных городах, включая столицу. Начал использоваться более совершенный способ межевания земель - геометрический с употреблением астролябии. В 1714 г. было введено понятие "недвижимое имущество" по отношению к земле - в определении "недвижимое имение вотчина" соединили земли, находящиеся в бессрочном (вотчина) и срочном (поместье) владении. В 1754 г. орудием межевания стали уже не веревка и сажень, а десятисаженная цепь, а единица меры - десятина (10,9 кв.м). К межевщику приставили военного и геодезиста с астролябией. Излишки земли, в отличие от 1684г., уже не оставлялись никому, а отрезались и делились между смежными владельцами за определенную плату в пользу казны. Но работы шли чрезвычайно медленно и так и не завершились. К концу правления Елизаветы Петровны (1761 г.) не был размежеван даже Московский уезд.
Екатерина
II в 1765 г. создала Комиссию о генеральном
межевании и издала манифест, который
призывал всех владельцев засвидетельствовать
границы своих владений на момент
выхода манифеста, не захватывать новые
земли и ждать прихода
К концу XVIII века (правление Екатерины II) генеральное межевание было закончено в 18 губерниях. Эта работа показала, что необходимы четкие правила застройки участков и права застройщиков. Первыми узаконенными правилами (еще при Петре I) были противопожарные разрывы в застройке, "красные линии", готовые образцы (типовые и повторные проекты зданий), различающиеся по сословиям общества. Они касались частных и казенных строений, а также планировки населенных мест и были предельно централизованы. Централизованное проектирование просуществовало до городовой реформы 1785 г., а после роспуска Комиссии строений в следующем году было передано на места. За время существования Комиссии были перепланированы 416 из 497 городов. Принцип типизации и повторности, в особенности в государственном (казенном) строительстве, существовал в России в XVIII - первой трети XIX века.
Строительное законодательство в дореволюционной России Строительное законодательство появилось в России в XVII веке. В 1832 г. Устав строительный объединил все существовавшие тогда в России законы в данной сфере. Каждые 10 лет выпускали его новые издания (1832, 1842, 1857, 1900 г.). В соответствии с Городовыми реформами 1870 и 1892 годов, города получили права издавать постановления городских дум по строительству, а в Уставе остались более общие положения. Действовал он вплоть до национализации земли в 1917 г., когда в городах стали допускаться отклонения от правил Устава, они стали так толковаться, что больше свободы появилось у частных застройщиков. К концу XIX века частная собственность юридически оформилась в современном понимании: после введения крепостные дела перешли из палат суда к нотариусам. Регулировать права и защищать интересы стали специальные институты на основе гражданского права, норм и правил. Сама частная собственность на землю определялась так: "Собственник имеет право полного и исключительного господства над поверхностью своего участка в пределах его границ, вверх над определенным пространством воздуха и вниз над недрами земли".
На основе такого определения и с учетом различных интересов строились правовые отношения между частными собственниками (соседское право), между частными собственниками и обществом (публичное право). Чтобы пользование землей не ущемляло интересы соседей и общества (города и горожан), вводились ограничения. Интересы общества были защищены, помимо законов, строительной полицией, которая следила за неукоснительным соблюдением всех строительных и прочих ограничений и предписаний, касающихся публичного права.
Соседское право определяло отношения между собственниками смежных земельных участков и городских зданий при условии, что "собственность признается полным и исключительным господством". Соседское право определяло границы правомочий собственника, кончавшиеся там, где начинались права другого собственника; совместное обладание объектами, находящимися на границах смежных владений и т.п. Правила оговаривали, где можно поставить дом относительно межи, могут ли окна смотреть во двор соседа и т.п. Вторжение в соседское пространство не допускалось и регулировалось соседским правом.
Дополнительные
ограничения на частный участок
накладывали сервитуты. Наиболее типичными
городскими сервитутами были: права
возводить строения, выдающиеся над
чужим пространством; пристроить здания
к стене соседского дома; укреплять
в соседском доме бревна; устраивать
сток; строить выше соседского здания;
право на свет и вид; право прохода
или проезда через чужой
Что же относилось к общественным интересам? Предупреждение опасности вследствие "неправильного возведения построек", которая может угрожать жизни и здоровью жителей данных домов и окрестного населения вследствие непрочной и небезопасной постройки или антигигиенического ее состояния, нарушения требований противопожарной безопасности, неправильного расположения здания, граничащих с общественными пространствами, снижения ценности находящихся на той же улице домов и имущества соседей из-за безобразного внешнего вида строений. Эти требования составили значительную часть Устава строительного.
Здания
должны были отвечать техническим и
санитарным требованиям по прочности,
высоте самого здания и внутренних
жилых помещений (не менее 2,5 м), уклону
крыш (при фиксированной ширине улиц),
нижним пределам размеров дворовых пространств.
Запрещались подвалы в
Должны были быть противопожарные разрывы в деревянной (8,5 м), смешанной и внутри дворовой каменной (4,25 м) застройки, брандмауэры в сплошной каменной жилой постройке, особый материал лестниц, перекрытий, крыш, проезды для пожарных машин (не менее 4,25 м) внутри одного владения при сплошной застройке. Наиболее подробно были расписаны требования к частным строениям, выходившим на городское (публичное) пространство. Границами с городским пространством являлись вертикальные плоскости, обращенные к улицам и площадям, и горизонтальные плоскости, ограничивающие владельца сверху. Вторжения в общественное пространство, как вверх за пределы допустимой высоты, так и в сторону улиц и площадей за пределы "красных линий", допускались, но строго ограничивались (в каждом городе индивидуально).
Вверх разрешалось выступать башнями, шпилями, бельведерами, аттиками на величину, измеряемую долей от длины фасада. В сторону улиц и площадей - эркерами, балконами. Насколько - это зависело от длины фасада, величины выноса и высоты над тротуаром. Размер выступа за "красную линию" колонн, пилястров, ступеней зависел от ширины тротуара. Подобные ограничения фиксировались в обязательных для жителей постановлениях Городской думы. За их исполнением следила в основном полиция, а также Дума через городскую управу. Отменить такие постановления мог только Сенат. Чтобы не ломать потом то, что не соответствовало правилам Устава строительного и обязательных постановлений, нужно было получить разрешение на новое строительство или капитальный ремонт (с возможными строительными изменениями). Утверждала планы и фасады частных зданий в городском поселении и выдавала разрешения на перестройку и капитальные исправления городская управа. Ходатайствовать о постройке или перестройке могли только собственники и владельцы земли.
Они
обязаны были соблюдать правила
эксплуатации, т.е. содержать в чистоте
и аккуратности ту часть своего владения,
которая "стыкуется" с общественным
пространством (все, что видно с
улицы) и саму общественную территорию,
прилегающую к частной
План составляла Городская дума. Затем он "высочайше" утверждался. Городской план охватывал только земли городской застройки, а все земли, отведенные городу в пределах городской черты, - план генерального межевания. Действие Устава строительного и обязательных постановлений Городской думы распространялось только на земли городской застройки. Городские планы обязательно составлялись для всех городов.
План представлял собой на много лет вперед проектированную сеть улиц и кварталов и выдавался городу "для введения в распланирование улиц, площадей и других общих мест пользования", для придания им "более совершенного устройства" и для соблюдения технико-строительных условий. Учитывалось размещение городских и общественных учреждений.
В
план не входили и решались на местном
уровне отвод или аренда участков
под временные сооружения (киоски
и т.п.), пользование городской
территорией для частной
К
изменениям плана, требующим утверждения,
относились: застройка оставленных
свободными по плану территорий (садов,
парков и пр.); возведение не того казенного
строения, которое предусмотрено
планом; изменение названий улиц и
других общественных пространств; превращение
частной усадьбы (или ее части) в
место общественного