Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:32, доклад
Идея столыпинской реформы заключалась в разверста-нии общинной собственности и упрочении земли в качестве личной собственности крестьян. Общинное землепользование в силу неподвижности данной формы земельной собственности-сковывало сельскохозяйственное производство, а учитывая место последнего в общественном производстве, — и экономику в целом.
История реформирования земельных отношений в России
Идея столыпинской реформы
заключалась в разверста-нии
Аграрная реформа была
рассчитана на 20 лет. Основными ее направлениями
были создание земельного фонда за
счет покупки частных и
Длительный срок проведения
столыпинской реформы предполагал,
естественно, сосуществование общинного
и частного земледелия. Но вектор преобразования
земельных отношений указывал в
сторону формирования частной земельной
собственности в качестве преобладающей.
В результате за 1906—1915 г. г. доля личных
крестьянских хозяйств в общей площади
сельскохозяйственных угодий достигла
14%, а в 1913 г. Россия по производству
зерна вышла на второе место в
мире после США. Ценность столыпинской
реформы для наших дней состоит
в том, что реформирование отношений
земельной собственности
Переход от плана к рынку застает положение, когда земельный фонд страны, находящийся в государственной собственности, передан в бессрочное пользование колхозам и совхозам. Попытки в течение 1991—1996 г. г. изменить сущность земельных отношений не увенчались успехом. В результате сохраняются коллективные сельскохозяйственные предприятия, использующие 83% площади сельскохозяйственных угодий в стране и производящие только 60% сельскохозяйственной продукции, тогда как остальные 40% продукции производится в личных подсобных хозяйствах, использующих 5% площади сельскохозяйственных угодий.
При таком соотношении
основных показателей
Основная проблема состоит
в том, каким путем, методом трансформировать
земельные отношения. Если исходить
из законов рыночной экономики, то принцип
тут такой: либо соединение земли
как объекта собственности и
объекта хозяйствования в руках
одного физического или юридического
лица, например, фермерского хозяйства,
либо разъединение, то есть аренда земли.
В странах с нормальной рыночной
экономикой господствующими являются
данные формы земельных отношений.
Высокая эффективность
Каким образом преобразовать земельные отношения переходной российской экономики на основе рыночных принципов?
Рассмотрим несколько возможных направлений.
В настоящее время реформирование
земельных отношений
На преодоление недостатков принятой схемы паевой приватизации земли был, очевидно, направлен Указ Президента Российской Федерации "О реализации конституционных прав граждан на землю". При всей его рыночной направленности нельзя не отметить внутренней противоречивости данного акта. С одной стороны, право частной собственности на землю и земельный рынок становится вроде бы экономической реальностью. Так, в 1996 г. предусматривалось завершить выдачу членам сельскохозяйственных организаций — собственникам земельных паев свидетельств на право собственности на земельные доли, с выделением таковых в натуре. В Указе содержится право отчуждать земельный пай в разной форме (продажа, аренда и т.д.). С другой стороны, предписывается пользователям земельных участков, сиречь коллективным сельскохозяйственным предприятиям, в течение 1996 г. заключить договоры со всеми собственниками земельных долей. То есть Указ содержит фактически две основополагающие и вместе с тем взаимоисключающие друг друга правовые нормы. Если все собственники земельных долей заключат с коллективным сельскохозяйственным предприятием договоры того или иного вида, то коллективное сельскохозяйственное предприятие как было, так и остается юридическим лицом. Собственник земельной доли как был членом коллективного сельскохозяйственного предприятия, так им и остается. То есть реализация данного Указа сохраняет на экономической арене коллективные сельскохозяйственные предприятия в качестве субъектов земельных отношений. Тем самым сохраняются и все проблемы, которые так или иначе связаны с этими предприятиями в современной российской экономике. Больше того, положение коллективных сельскохозяйственных предприятий даже упрочивается, как это ни парадоксально. Если раньше они были только бессрочными пользователеми, то теперь их статус расширяется за счет права владения, пользования и распоряжения землей. А право собственников земельных долей отчуждать эти доли сворачивается. Тем самым основная идея земельной реформы на современном этапе развития российской экономики — привести в движение отношения земельной собственности — фактически не реализуется. Правовая неопределенность земельных отношений не устраняется, а, пожалуй, только усиливается.
Какой же оказывается земельная
собственность, которую использует
коллективное сельскохозяйственное предприятие
в результате паевой приватизации земли?
В терминах Гражданского кодекса
это будет, очевидно, коллективно-долевая
собственность. Исходя из сущности этой
формы собственности, распоряжение,
владение и пользование имуществом,
находящимся в долевой
В рыночной экономике, применительно к вещественным факторам производства, в данном случае — к землям сельскохозяйственного назначения, могут иметь место разные титулы земельной собственности, согласующиеся в той или иной мере с характером экономического оборота то-варо-материальных ценностей. Но нельзя не видеть различной интенсивности движения разных форм собственности, вытекающих из разного объема прав, которыми обладает земледелец. Одно дело, когда он обладает правом владения, пользования и распоряжения объектом собственности, равно как и результатами своего труда. Другое дело, когда право собственности на средства производства и продукты труда принадлежит разным лицам в виде, например, коллективно-долевой собственности.
Поэтому если речь идет о
создании земельных отношений в
рамках рыночной экономики, то становится
очевидно, что сфера действия в
экономическом пространстве форм земельной
собственности, которые в силу их
юридической сущности ведут к
ограничению прав владения и распоряжения
объектами собственности и
Основная проблема состоит
в том, как создать частную
земельную собственность и
Необходим, видимо, еще один законодательный акт, в котором на основе Конституции и Гражданского кодекса был бы непротиворечиво изложен порядок приватизации и разгосударствления земли главным образом сельскохозяйственного назначения. При этом схема паевой приватизации земли должна быть скорректирована в части принципов. Речь должна идти об установлении статуса коллективных сельскохозяйственных предприятий и их судьбы как земельных собственников.
Представляется, что надо
пересмотреть положение, в соответствии
с которым коллективное сельскохозяйственное
предприятие остается в качестве
пользователя или владельца земли,
исходя из чего собственники земельных
долей должны заключать с ним
договор той или иной формы. Объявление
получателя земельной доли собственником
ее с правом отчуяедения таковой
всеми регламентируемыми
В этом случае наиболее естественным способом распоряжения земельным собственником своей долей будет, скорее всего, присоединение ее к площади земельного участка, находящегося в личном подсобном хозяйстве. Напомним, что эти хозяйства производят в настоящее время около 40% валовой продукции сельского хозяйства и используют только 5% площади сельскохозяйственных угодий в стране, то есть примерно 0,05 га на одно хозяйство, тогда как на одно коллективное хозяйство приходится порядка 20 тыс. га, на одно фермерское хозяйство —40 га. В США на одно фермерское хозяйство приходится в среднем 100—200 га.
Право реализации собственниками
земельных долей не коллективному
сельскохозяйственному
Представляется, что предложенная
схема трансформации
Конечно, необходим
Земельный кодекс как несущая
конструкция земельного права.
В его основе должно лежать
понимание титула земельной
Приватизация земель, служащих
пространственным базисом (земли населенных
пунктов, промышленности, транспорта и
т.д.), в определенной мере обеспечена
действующим законодательством. Среди
этих земель первоочередное значение
имеют земли городов. Хотя эти
земли занимают не больше 1% общей
земельной площади страны, но в
городах проживает большая
Действующее пореформенное
законодательство, регламентирующее приватизацию
земли и ее стоимостную оценку,
разработано в основном применительно
к землям сельскохозяйственного
назначения и населенных пунктов. Земли
лесного и водного фондов в
соответствии с действующим
Законодательство, однако, и в данном случае страдает нечеткостью и противоречивостью. Лесной фонд остается в собственности государства. Все остальные субъекты лесных отношений выступают либо владельцами лесного фонда, либо его пользователями. Элементом рыночных отношений является только аренда лесного фонда. Но в условиях, когда лесной фонд является исключительной собственностью государства, а рынок лесного фонда отсутствует, арендные отношения превращаются в номинальные, то есть их воздействие на эффективность производства минимальна. Арендные отношения могут удовлетворительно работать только в контексте с другими рыночными формами. Это же касается и платы за пользование лесным фондом. Государство, вводя плату за пользование каким-либо производственным ресурсом, одновременно должно предоставлять хозяйствующему субъекту возможность воздействовать на эту плату. Это достигается с помощью частной собственности и рынка продуктов и ресурсов. Если же этих экономических форм почему-либо нет, то плата за ресурсы превращается в инструмент однонаправленного действия — перемещения части стоимости продукции от хозяйствующего субъекта к государству.
Информация о работе История реформирования земельных отношений в России