Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 14:11, реферат

Описание

Вопросы изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд регламентированы главой 7 Кодекса о земле (ст. 39-42).

Работа состоит из  1 файл

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.docx

— 22.00 Кб (Скачать документ)

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  И ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Вопросы изъятия земельных  участков для государственных и  общественных нужд регламентированы главой 7 Кодекса о земле (ст. 39-42).

В зависимости от того, из каких земель производится изъятие  земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов, а также с учетом того, для чьих нужд изымаются земельные участки, изъятие производится на основании  решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и  распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Принудительное изъятие  земельных участков для государственных  и общественных нужд у собственников  земельных участков осуществляется по решению суда.

В силу ст. 271 ГК Республики Беларусь земельный участок может  быть изъят у собственника (владельца, пользователя) в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством.

Изъятие земельных  участков для государственных и  общественных нужд - одно из специальных  и исключительных основании прекращения прав на земельные участки.

Хотя законодатель и не перечисляет всех возможных  случаев, при которых допускается  изъятие земельного участка для  государственных и общественных нужд, он одновременно устанавливает  возможность обжалования любого решения о таком изъятии. Кроме  того, установлена недопустимость изъятия  особо ценных земель, а также названы  условия, при которых допускается  изъятие отдельных земельных  участков.

Так, не допускается  изъятие:

сельскохозяйственных  земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для  несельскохозяйственных нужд,

земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резерватов для строительства объектов, не связанных  с их целевым назначением.

Допускается лишь в  случаях особой необходимости изъятие:

иных сельскохозяйственных земель, кроме перечисленных выше,

земель пригородных  и зеленых зон, опытных полей  научно-исследовательских учреждений и учебных заведений,

лесов первой группы,

земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и  историко-культурного назначения.

Требуется решение  Президента Республики Беларусь или  по его поручению - Совета Министров  Республики Беларусь для изъятия:

сельскохозяйственных  земель с кадастровой оценкой  выше 40 баллов,

земель опытных  полей научно-исследовательских  учреждений и учебных заведений  для несельскохозяйственных нужд,

земель заказников республиканского значения,

курортных земель,

земель лесов с  особым режимом лесопользования (лесопарки, городские леса, лесопарковые части  зеленых зон, противоэрозионные  леса) для целей, не связанных с  ведением лесного хозяйства.

Только в отдельных  случаях, когда изъятие данных земель производится для предоставления их в последующем во временное краткосрочное  пользование для строительства  линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов и других линейных сооружений, такое решение вправе принять  областной исполнительный и распорядительный орган.

Важная гарантия недопустимости произвольного изъятия земель установлена  ст. 41 Кодекса о земле. Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, местными исполнительными и распорядительными органами, а также с другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель и лесов, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода. При этом учитываются условия отвода земель и обеспечение комплексного развития территории. Причем финансирование проектных работ до такого предварительного согласования не допускается.

Землепользователи, землевладельцы или собственники земельного участка, изымаемого для государственных  и общественных нужд, вправе обжаловать в суд решение сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного  органа об изъятии у них земельного участка.

Обжалование решения  сельского (поселкового), городского (городов  областного подчинения и города Минска), районного, областного исполнительного  и распорядительного органа приостанавливает его исполнение.

Новый ЗК Российской Федерации в статье 49 приводит только два возможных основания изъятия, в том числе путем выкупа, земельных  участков для государственных или  муниципальных нужд. Это, во-первых, выполнение Российской Федерацией международных обязательств и, во-вторых, необходимость размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Иные случаи изъятия земель для государственных или муниципальных нужд могут быть установлены федеральными законами. Законами субъектов Российской Федерации могут быть дополнительно предусмотрены только случаи изъятия таких земельных участков, которые находятся в собственности самих субъектов Российской Федерации либо в муниципальной собственности.

В отличие от Республики Беларусь в Российской Федерации  порядок выкупа земельного участка  для государственных или муниципальных  нужд у его собственника; порядок  определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для таких  нужд; равно как и сам порядок  прекращения прав владения и пользования  земельным участком при его изъятии  для государственных или муниципальных  нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для  государственных или муниципальных  нужд, устанавливаются гражданским  законодательством.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных  или муниципальных нужд может  быть проведено только при условии  предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2 ст. 55 ЗК Российской Федерации). Еще одной  гарантией прав собственников земельных  участков является установленное законодательством  Российской Федерации требование об обязательном письменном (не позднее чем за год до предстоящего изъятия) уведомлении собственника земельного участка о предстоящем его изъятии органом, принявшим такое решение.

Земельное законодательство в качестве важнейших гарантий прав землевладельцев, землепользователей и собственников земли предусматривает:

признание этих прав за юридическими и физическими лицами, получившими земельные участки  в установленном порядке;

недопустимость произвольного  ограничения прав землевладельцев, землепользователей и собственников  земельных участков;

восстановление нарушенных прав землевладельцев, землепользователей и собственников в порядке, предусмотренном  законодательством Республики Беларусь;

возмещение в полном объеме правомерных убытков землевладельцев, землепользователей и собственников  земельных участков;

судебную защиту важнейших  прав землевладельцев, 
землепользователей и собственников земельных участков.

За гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами закрепляется ряд дополнительных гарантий при  изъятии земельных участков для  государственных и общественных нужд (ст. 68 Кодекса о земле).

Порядок возмещения убытков  землепользователям, землевладельцам  и собственникам земельных участков в самых общих чертах установлен ст. 133 Кодекса о земле. Причем возмещению подлежат правомерные убытки, вызванные:

изъятием земельных  участков;

временным занятием земельных  участков;

ограничением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, в том числе арендаторов;

ухудшением качества земель в результате влияния, 
вызванного деятельностью юридических и физических лиц. споров существенно сузилась. Это обстоятельство, а также отнесение земельных споров в Российской Федерации к судебной подведомственности способствовали тому, что ряд представителей науки земельного права не включают разрешение земельных споров в число функций управления. Они полагают, что рассматривать разрешение земельных споров как одну из функций управления означало бы нарушение принципа разделения властей1.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам и  юридическим лицам предоставлен широкий круг прав, в том числе  и в области земельных правоотношений. Эти права включают в себя как  содержащиеся в ранее действовавшем  законодательстве, так и принципиально  новые, определяющие содержание землевладения, собственности на землю, а также  иных вещных и обязательственных  прав на землю.

Законодательство  обеспечивает восстановление этих прав от нарушений различными способами. Один из них -возможность обратиться за разрешением земельных споров, потребовать возмещения в полном объеме убытков, включая и неполученные доходы, причиненные правонарушением.

Разрешение судами земельных споров способствует защите прав и законных интересов собственников  земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов. За последние  годы число гражданских дел по искам, вытекающим из земельных правоотношений, увеличилось, они значительно усложнились. Наметились две тенденции, связанные  с разрешением земельных споров: расширился круг гражданских дел, рассмотрение которых отнесено к подведомственности судов, и, кроме того, усложнился их характер. Земельное законодательство, реформированное за последние годы, наряду с административным, предусмотрело и значительно расширило судебный порядок разрешения земельных споров.

В связи с включением земельных участков в гражданский  оборот, формированием новых институтов (залога, аренды, купли-продажи земельных  участков) усложнилось содержание земельных  споров, расширился круг их участников и объектов. Это - споры, связанные  с подтверждением (установлением) прав на земельный участок и защитой  этих прав, взысканием ущерба, причиненного собственнику, владельцу и пользователю земли. В них тесно переплетаются гражданские, кооперативные, трудовые, семейные, наследственные и иные правоотношения. И не случайно поэтому земельные споры являются достаточно сложными, требуют квалифицированного рассмотрения.

Значительное число  физических и юридических лиц  является сегодня субъектами земельного рынка. Практика подтверждает непреложный  вывод о том, что земельные  споры сдерживают развитие рынка, поскольку  все еще отсутствует четкое оформление прав на землю, нередки случаи превышения полномочий местных органов власти при изъятии и предоставлении земель.

Что следует понимать под земельными спорами? Земельные  споры - это неурегулированные конфликты  по поводу предоставления и изъятия  земель, установления прав на них, установления и ограничения полномочий собственников, владельцев и пользователей земли, нарушения имущественных прав и  защищаемых интересов участников земельных  отношений.

Но мнению профессора Н.Н. Осокина, земельным признается спор по поводу наличного субъективного  права на конкретный земельный участок  у лица, которому он предоставлен (отведен  в установленном порядке)1.

Определить порядок  рассмотрения того или иного спора - это установить, какой государственный  орган правомочен его разрешить.

При разрешении вопроса  о подведомственности споров, вытекающих из земельных правоотношений, следует  обратить внимание на то, какие из числа  земельных споров подлежат разрешению в административном порядке и  какие подведомственны общим  и хозяйственным судам.

По общему правилу  компетенция местных исполнительных и распорядительных органов по разрешению споров определяется местом нахождения спорного участка и характером правоотношений, возникающих между владельцами, пользователями земли и местной  администрацией или между владельцами  и пользователями земли.

Споры землепользователей и землевладельцев одной области  по вопросам владения и пользования  землей на территории другой области  разрешаются областным исполнительным и распорядительным органом по месту  нахождения земельного участка, по которому возник спор.

Споры землепользователей и землевладельцев по вопросам владения и пользования землей на территории разных районов данной области разрешаются  областным исполнительным и распорядительным органом или судом.

Споры землепользователей и землевладельцев по вопросам владения и пользования землей на территории района разрешаются районным исполнительным и распорядительным органом. Исключение из данного правила составляют споры, отнесенные к ведению городского и сельского исполнительного  и распорядительного органа или  к компетенции суда.

Информация о работе Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд в Республике Беларусь