Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 14:11, реферат
Вопросы изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд регламентированы главой 7 Кодекса о земле (ст. 39-42).
ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Вопросы изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд регламентированы главой 7 Кодекса о земле (ст. 39-42).
В зависимости от того, из каких земель производится изъятие земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов, а также с учетом того, для чьих нужд изымаются земельные участки, изъятие производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Принудительное изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд у собственников земельных участков осуществляется по решению суда.
В силу ст. 271 ГК Республики
Беларусь земельный участок может
быть изъят у собственника (владельца,
пользователя) в случаях и порядке,
предусмотренных земельным
Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд - одно из специальных и исключительных основании прекращения прав на земельные участки.
Хотя законодатель и не перечисляет всех возможных случаев, при которых допускается изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд, он одновременно устанавливает возможность обжалования любого решения о таком изъятии. Кроме того, установлена недопустимость изъятия особо ценных земель, а также названы условия, при которых допускается изъятие отдельных земельных участков.
Так, не допускается изъятие:
сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для несельскохозяйственных нужд,
земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резерватов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением.
Допускается лишь в случаях особой необходимости изъятие:
иных сельскохозяйственных земель, кроме перечисленных выше,
земель пригородных
и зеленых зон, опытных полей
научно-исследовательских
лесов первой группы,
земель природоохранного,
оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного
Требуется решение Президента Республики Беларусь или по его поручению - Совета Министров Республики Беларусь для изъятия:
сельскохозяйственных земель с кадастровой оценкой выше 40 баллов,
земель опытных
полей научно-
земель заказников республиканского значения,
курортных земель,
земель лесов с особым режимом лесопользования (лесопарки, городские леса, лесопарковые части зеленых зон, противоэрозионные леса) для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Только в отдельных случаях, когда изъятие данных земель производится для предоставления их в последующем во временное краткосрочное пользование для строительства линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов и других линейных сооружений, такое решение вправе принять областной исполнительный и распорядительный орган.
Важная гарантия недопустимости произвольного изъятия земель установлена ст. 41 Кодекса о земле. Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, местными исполнительными и распорядительными органами, а также с другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель и лесов, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода. При этом учитываются условия отвода земель и обеспечение комплексного развития территории. Причем финансирование проектных работ до такого предварительного согласования не допускается.
Землепользователи, землевладельцы
или собственники земельного участка,
изымаемого для государственных
и общественных нужд, вправе обжаловать
в суд решение сельского (поселкового),
городского (городов областного подчинения
и города Минска), районного, областного
исполнительного и
Обжалование решения сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа приостанавливает его исполнение.
Новый ЗК Российской
Федерации в статье 49 приводит только
два возможных основания
В отличие от Республики
Беларусь в Российской Федерации
порядок выкупа земельного участка
для государственных или
Принудительное отчуждение
земельного участка для государственных
или муниципальных нужд может
быть проведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения
стоимости земельного участка на
основании решения суда (п. 2 ст. 55
ЗК Российской Федерации). Еще одной
гарантией прав собственников земельных
участков является установленное
Земельное законодательство
в качестве важнейших гарантий прав
землевладельцев, землепользователей
и собственников земли
признание этих прав за юридическими и физическими лицами, получившими земельные участки в установленном порядке;
недопустимость произвольного ограничения прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков;
восстановление нарушенных прав землевладельцев, землепользователей и собственников в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
возмещение в полном
объеме правомерных убытков
судебную защиту важнейших
прав землевладельцев,
землепользователей и собственников земельных
участков.
За гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами закрепляется ряд дополнительных гарантий при изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд (ст. 68 Кодекса о земле).
Порядок возмещения убытков
землепользователям, землевладельцам
и собственникам земельных
изъятием земельных участков;
временным занятием земельных участков;
ограничением прав
землевладельцев, землепользователей
и собственников земельных
ухудшением качества
земель в результате влияния,
вызванного деятельностью юридических
и физических лиц. споров существенно
сузилась. Это обстоятельство, а также
отнесение земельных споров в Российской
Федерации к судебной подведомственности
способствовали тому, что ряд представителей
науки земельного права не включают разрешение
земельных споров в число функций управления.
Они полагают, что рассматривать разрешение
земельных споров как одну из функций
управления означало бы нарушение принципа
разделения властей1.
В соответствии с Конституцией
Республики Беларусь гражданам и
юридическим лицам предоставлен
широкий круг прав, в том числе
и в области земельных
Законодательство обеспечивает восстановление этих прав от нарушений различными способами. Один из них -возможность обратиться за разрешением земельных споров, потребовать возмещения в полном объеме убытков, включая и неполученные доходы, причиненные правонарушением.
Разрешение судами
земельных споров способствует защите
прав и законных интересов собственников
земли, землевладельцев, землепользователей,
в том числе арендаторов. За последние
годы число гражданских дел по
искам, вытекающим из земельных правоотношений,
увеличилось, они значительно усложнились.
Наметились две тенденции, связанные
с разрешением земельных
В связи с включением земельных участков в гражданский оборот, формированием новых институтов (залога, аренды, купли-продажи земельных участков) усложнилось содержание земельных споров, расширился круг их участников и объектов. Это - споры, связанные с подтверждением (установлением) прав на земельный участок и защитой этих прав, взысканием ущерба, причиненного собственнику, владельцу и пользователю земли. В них тесно переплетаются гражданские, кооперативные, трудовые, семейные, наследственные и иные правоотношения. И не случайно поэтому земельные споры являются достаточно сложными, требуют квалифицированного рассмотрения.
Значительное число физических и юридических лиц является сегодня субъектами земельного рынка. Практика подтверждает непреложный вывод о том, что земельные споры сдерживают развитие рынка, поскольку все еще отсутствует четкое оформление прав на землю, нередки случаи превышения полномочий местных органов власти при изъятии и предоставлении земель.
Что следует понимать
под земельными спорами? Земельные
споры - это неурегулированные
Но мнению профессора Н.Н. Осокина, земельным признается спор по поводу наличного субъективного права на конкретный земельный участок у лица, которому он предоставлен (отведен в установленном порядке)1.
Определить порядок рассмотрения того или иного спора - это установить, какой государственный орган правомочен его разрешить.
При разрешении вопроса о подведомственности споров, вытекающих из земельных правоотношений, следует обратить внимание на то, какие из числа земельных споров подлежат разрешению в административном порядке и какие подведомственны общим и хозяйственным судам.
По общему правилу
компетенция местных
Споры землепользователей
и землевладельцев одной
Споры землепользователей и землевладельцев по вопросам владения и пользования землей на территории разных районов данной области разрешаются областным исполнительным и распорядительным органом или судом.
Споры землепользователей и землевладельцев по вопросам владения и пользования землей на территории района разрешаются районным исполнительным и распорядительным органом. Исключение из данного правила составляют споры, отнесенные к ведению городского и сельского исполнительного и распорядительного органа или к компетенции суда.