Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:46, контрольная работа
Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства. Соответственно, как справедливо заметил Н.И. Краснов, гражданское и земельное право базируются на разных принципах правового регулирования имущественных отношений. Гражданское право основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное - на обеспечении рационального использования и охраны земли. Эти отличия в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они существуют в наше время независимо от социального строя и форм собственности на землю2.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и виды источников земельного права…………………………..6
Правовые формы использования земель: право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования…………..18
Система органов государственного управления земельным фондом…25
Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………
К числу специальных источников земельного права относится Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ, в нем урегулированы полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; закреплены меры государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области и некоторые другие. В Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ, закреплены понятия различных типов и видов мелиорации земель; урегулированы вопросы права собственности на мелиоративные системы и гидротехнические сооружения; определена система государственного управления в области мелиорации земель; установлен порядок мелиорации земель и финансирования таких работ. В Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ, закреплена компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определены состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ регулирует порядок землеустроительных работ в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.17 июля был принят Федеральный закон, определивший правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Вопросы реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002г. № 101-ФЗ.
Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как источники земельного права.
Использование природных
Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля1992 г. «О недрах». Согласно статье 11 этого Закона лицензии на пользование недрами предоставляются при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Статья 19 Закона регулирует вопросы использования недр собственниками, владельцами земельных участков. Закон предусматривает комплекс мер по охране недр. Один из способов обеспечения охраны недр – регулирование застройки площадей залегания полезных ископаемых.
Источником земельного права является Лесной кодекс РФ 1997г. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда.
16 ноября 1995г. был принят Водный кодекс РФ. В нем содержится довольно большое число норм, регулирующих земельные отношения.
Федеральный закон от 24 апреля 1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» также относится к числу источников земельного права. Закон устанавливает различного рода ограничения в сфере хозяйственной деятельности, в том числе связанной с использованием земли в интересах охраны среды обитания животного мира. Также источниками земельного права являются: Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон направлен на обеспечение сохранности земли как природного объекта, однако некоторые нормы этого акта специально регулируют такие вопросы и непосредственно связаны с земельным законодательством. Федеральный закон от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в нем содержатся санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», урегулирован порядок применения пестицидов и агрохимикатов. Федеральный закон от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Эти нормы касаются главным образом требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности. Федеральные законы от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Федеральный закон от 1 мая 1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Федеральный закон от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Иные законодательные акты как источники земельного права.
Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. В Гражданском кодексе закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. Гражданский кодекс РФ предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками. Однако следует иметь в виду, что нормы Гражданского права должны применяться с учетом положений Земельного кодекса, внесших в них соответствующие изменения.5
Источниками земельного права являются также федеральные законы, содержащие нормы, относящиеся к земельному праву. Например, такие как Федеральный закон от 17 ноября 1995г. № 169-ФЗ « Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», регулирующий правила застройки, Федеральный закон от 15 апреля 1998г. № 66-ФЗ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», регулирующий предоставление земель для этих целей, и другие.
Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права
Указы Президента РФ. Согласно статье 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента РФ также являются источниками земельного права.
Нормативные правовые акты Правительства РФ. Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Такие акты относятся к категории подзаконных актов.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.
В числе подзаконных нормативных актов, регулирующих земельные отношения, следует выделить постановления Правительства РФ. Содержание постановлений должно соответствовать действующему федеральному земельному законодательству. Основная задача постановлений Правительства РФ – конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ.6 Основанием такой конкретизации нередко являются нормы Земельного кодекса, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ. Возможны случаи, когда Правительство РФ в пределах своих полномочий принимает постановления, регулирующие отношения по вопросам, по которым отсутствуют прямые указания в федеральных законах.
Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
В сфере регулирования земельных отношений следует отметить в первую очередь ведомственные нормативные акты, принятые Федеральной службой земельного кадастра России. К ее компетенции относится, в частности, участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценке земель, мониторинга земель и государственного контроля за исполнением и охраной земель. Приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты, принятые Росземкадастром, имеют обязательную силу для всех субъектов земельных отношений. Нормативные предписания по регулированию использования и охраны земель могут издаваться и другими федеральными органами исполнительной власти, например, Министерством природных ресурсов РФ.
Законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации, поэтому субъекты РФ проявляют большую активность в сфере регулирования земельных отношений.
Характер и содержание законов и иных нормативных правовых актов, принятых в субъектах РФ, определяются многими факторами. Значительное влияние на характер правотворчества оказывают природные условия на территории субъекта Федерации, уровень экономического развития, а также политическая ориентация органов государственной власти субъекта РФ.7
Во многих субъектах Федерации приняты законодательные акты, предметом правового регулирования которых является весь комплекс земельных отношений. В одних субъектах РФ действуют земельные кодексы, в других – законы о земле или законы о регулировании земельных отношений. Учитывая актуальность обеспечения охраны земель, в ряде субъектов РФ приняты законы, основной целью которых является решение этой проблемы.
В законодательстве субъектов Федерации регулируются вопросы предоставления и изъятия земель, а также предоставления земельных участков для различных целей. Некоторыми субъектами Федерации приняты законодательные акты, специально регулирующие отношения частной, муниципальной и государственной собственности на землю и др. В ряде субъектов Федерации приняты законы о землеустройстве и земельном кадастре. В целом земельное законодательство субъектов РФ отличает значительное несоответствие некоторых его положений действующему федеральному законодательству.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Действующее законодательство определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнес к компетенции ведения органов местного самоуправления решение таких вопросов, как планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки, изъятие земельных участков и др.
В Градостроительном кодексе РФ закреплены некоторые полномочия органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений: принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении и другие вопросы..
Акты (решения, постановления) органов местной администрации относятся к числу источников земельного права в тех случаях, когда они носят нормативный характер, т.е. изданы в пределах компетенции и устанавливают общие правила поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего муниципального образования: поселка, села, района, города.8
Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"