Наследование земельных участков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание

Земельное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, охране жизни и здоровья человека и сочетание интересов общества, а также законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание

Принципы земельного права..........................................................3
Наследование земельных участков.................................................8
Список использованной литературы..............................................

Работа состоит из  1 файл

Земельное право.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Принципы  земельного права..........................................................3

Наследование  земельных участков.................................................8

Список  использованной литературы..............................................13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  земельного права

     Земельное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения  по управлению, использованию и охране с целью обеспечения рационального  использования земельных ресурсов, охране жизни и здоровья человека и сочетание интересов общества, а также законных интересов физических и юридических лиц.

     Земельному  праву как самостоятельной отрасли  права присущи свои определенные общие принципы. Анализ современного земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса) позволяет выделить несколько таких принципов.1 К ним относятся:

     1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

     2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

     Имеется в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды, разработка конкретных эффективных мер по ее охране, различающихся в зависимости от особенностей самих земель и той или иной хозяйственной деятельности;

     3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.2

     Данный  принцип логично вытекает из первого  и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует  охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли;

     4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.3

     Этот  принцип, по сути, воспроизводит положения  Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (СЗ РФ - 1995 № 21 - ст. 1930), который определяет права общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и способы их реализации (ст.ст. 17 и 27);

     5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

     6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

     7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим  названием "Платность использования  земли" понимает земельный налог и арендную плату за землю. Между тем правовая природа этих двух видов платы за землю различна. Земельный налог представляет собой властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган и только на основании закона. Арендная плата - предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора, в то время как земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены законом о плате за землю;

     8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

     Принадлежность  земель к той или иной категории (их по Земельному кодексу семь - ст. 7) предопределяет основное их целевое  назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категории и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется в ст. 8 Земельного кодекса РФ, но никак не самими пользователями земли;

     9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

     В настоящее время названное разграничение  определяется Федеральным законом  от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ "О разграничении  государственной собственности  на землю";

     10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

     11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.4

     Так, например, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой - гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст.ст. 60-63 Земельного кодекса РФ).

     Приведенный перечень принципов земельного права, на которых должна строиться и  государственная политика в сфере  землепользования, не является исчерпывающим  и может быть дополнен путем принятия других федеральных законов. На это прямо указывает п. 2 ст. 1 Земельного кодекса.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Наследование  земельных участков

     Принадлежавшие  наследодателю на праве собственности  земельный участок или право  пожизненного наследуемого владения земельный участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. На принятие наследства, в состав которого входит земельный участок, специальное разрешение не требуется.

     При наследовании земельного участка или  права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

     Гражданский кодекс РФ предусматривает наследование по закону либо по завещанию. Земельные  участки имеют различное целевое  назначение, разрешенный режим использования  и охраны, ограничения по предельному  размеру. Особенности, связанные с  целевым назначением, разрешенным режимом использования, должны учитываться. Например, когда земельный участок окажется в собственности иностранного гражданина или лица без гражданства, которым они не вправе обладать, то предусматривается соответствующий порядок отчуждения такого участка.6

     При этом предусматриваются особые правила  наследования определенных земельных  участков.

     Законом « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что «садовые, огородные и дачные земельные  участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону». Следовательно, наследование таких земельных участков по завещанию запрещено.

     Гражданским кодексом РФ предусмотрены особенности  в отношении земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, в соответствии со ст.258 ГК РФ земельный участок крестьянского (фермерского) хозяйства разделу не подлежит, кроме случаев прекращения крестьянского хозяйства. Следовательно, если наследников права пожизненного наследуемого владения несколько, а участок разделу не подлежит, то решается вопрос о переходе права пожизненного наследуемого владения земельным участком к одному из наследников и выплате остальным компенсации их доли.

     Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

     В случаях, когда право на участок  принадлежит нескольким лицам, в  качестве наследства будет выступать  доля в праве общей собственности на земельный участок.

     Основным  принципом земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных  участков и прочно связанных с  ними объектов, согласно которому все  подобные объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением  случаев, установленных федеральным законом. Также установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий и сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. Когда право собственности на земельный участок и строение переходит к разным лицам, суд, разрешая спор между собственником недвижимости, расположенной на земельном участке, и собственником этого участка может признать за той или иной стороной право приобрести собственность другого участника спора или установит условия пользования земельным участком собственником недвижимости.

     Как уже говорилось, пожизненное наследуемое  владение - своеобразное ограниченное право собственности на землю.

     Распоряжение  земельным участком, находящимся  на праве пожизненно наследуемого владения (например, купля-продажа), не допускается, за исключением перехода права пожизненно наследуемого владения по наследству. В последнем варианте производится государственная регистрация перехода права пожизненно наследуемого владения по наследству на основании свидетельства о праве на наследство.7

     То  есть гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (землевладелец), имеет только права владения и  пользования земельным участком и передачи его по наследству. Землевладелец  вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, регистрировать на них права собственности. Кроме того, землевладелец (обладатель земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения) может также передавать земельный участок в аренду без права выкупа или в безвозмездное срочное пользование.

     Продажа, залог и другие сделки (те, что  могут повлечь отчуждение земли) земельного участка, принадлежащего обладателю на праве пожизненно наследуемого владения, не допускаются.

     В соответствии с п. 3 ст. 21 Земельного Кодекса РФ, отмененной "дачной амнистией", граждане, имеющие земельные участки на правах пожизненно наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность.

Информация о работе Наследование земельных участков