Объекты земельных отношений: понятие и общий правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание

Земля является важным природным богатством, а также пространственным базисом для деятельности субъектов права. В ряде отраслей экономики земля выступает в качестве основного производственного ресурса.

Содержание

Введение 3
1. Понятие объектов земельных правоотношений 5
2. Общий правовой режим земель 10
Заключение 16
Библиографический список 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных  границ. Общий правовой режим можно  подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц.

Объектом особого правового  режима являются земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

3. Важным элементом  правового режима земель является  порядок государственного регулирования  использования земель, в котором  можно выделить следующие аспекты:

а) органы, осуществляющие это регулирование. К их числу  относятся государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.                    

Данная градация основана на тех видах функций, которые  эти органы осуществляют в соответствии со своими полномочиями в отношении земель. Например, если сельская, поселковая администрация осуществляет все виды предоставления земельных участков из земель муниципальной собственности в любую форму использования, то комитет по земельным ресурсам и землеустройству на местах выдает разрешения (лицензии) для проведения работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;

б) формы регулирования  земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие  формы регулирования:

установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования. Так, ЗК РФ определяет порядок регулирования государственными органами процедуры получения земельных участков в собственность и другие основания использования; пожизненно наследуемое владение; постоянное (бессрочное) пользование и т. д.; основания и порядок принятия участка к использованию; общие правила и обязанности лиц, использующих землю; основания прекращения прав на использование земли и т. п.;

контролирование отдельных  видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными органами;

вмешательство в эту  деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей. Так, органы комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) органами, специально на то уполномоченными, для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.                             

4. Третьим элементом  правового режима земель является  наличие круга субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

а) лица, использующие землю  на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования. Например, если собственники земель обладают всеми правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых прав, предусмотренных этим кодексом. Конкретные права землевладельцев и землепользователей по использованию земельных участков, устанавливаются договором, по которому получен земельный участок;

б) лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом  деятельности обязанные соблюдать  правовой режим земель. Так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

5. Четвертым элементом  правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель.

Эти права и обязанности  зависят от:

а)объекта земельно-правового  режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

б) от субъектов земельных  правоотношений, находящихся в сфере  действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий;

в) от особенностей правового  режима категорий земель и земельных  угодий. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

г) от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент. Так, в местностях, объявленных  в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования (п. 3 ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»), а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования (п. 2 ст. 59 указ. Закона).

6. Наконец, пятым элементом  правового режима земель является  наличие эффективного правового  механизма, обеспечивающего охрану  правового режима использования  земель от нарушений, которые  выражаются в следующем:

а) наличие мер юридической  ответственности за нарушения правового режима;

б) наличие правового  механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные  в нарушение установленного правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения;

в) наличие правового  механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие  в законодательстве профилактических правовых мер.

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы.

1. Понятие «правовой  режим земель» лишь упоминается  в действующем законодательстве, однако не раскрывается его  содержание, которое позволило бы  наиболее полно и системно  усвоить содержание земельно-правового  регулирования.

2. Правовой режим земель  — установленный законом порядок  государственного регулирования  и охраны земли, обеспеченный  мерами предупреждения правонарушений  и установленной ответственности  за их совершение.            

3. Обязательными элементами  и признаками правового режима земель является наличие объекта (категории земель или земельного участия) государственного регулирования данного режима (органов, форм регулирования); круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать правила земельного режима; прав и обязанностей субъектов, которые зависят от особенностей объекта земельного режима, от особенностей земли как объекта правового режима, от обстановки, существующей на данном земельном режиме; системы правовых мер, обеспечивающих охрану данного режима от нарушений.

4. Правовой режим земель  можно подразделить на общий,  присущий всему составу земель  Российской Федерации; особенный,  присущий отдельным категориям  земель; и специальный (конкретный), присущий конкретным земельным  участкам.

5. Общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима,, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима. 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 В заключение следует отметить, что Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Предмет земельного права — это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Участниками земельных  отношений являются граждане, юридические  лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования. Права иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами. Для целей Земельного Кодекса используются следующие понятия и определения:

  • собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений  являются:

1) земля как природный  объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных  участков.

Под понятием «правовой режим» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию земель. Этот режим может быть установлен для всех земель Российской Федерации, а может быть особенным для определенных категорий земель и местностей. Правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.            

Для достижения поставленных целей в данной работе были выполнены  следующие задачи:

    • изучено понятие и содержание объектов земельных правоотношений;
    • изучен общий правовой режим земель.

 

Библиографический список

Нормативные акты:

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 . М.: «Проспект». 2006
  2. Земельный кодекс РФ. М.,2007г.;
  3. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"//Российская газета 02.01.2011 г..
  4. Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Российская газета №3005 от 27.07.2002 г.

Литература:

  1. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006г.;
  2. Дегтев А. Земля - объект земельных и гражданских правоотношений // Право и экономика. 2005. N 8 г;
  3. Ерофеев Б.В. Земельное право России. М.: Юрайт-Издат, 2004 г;
  4. Земельный участок: вопросы и ответы: под ред. Боголюбова С.А., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юстицинформ», 2006 г.;
  5. Крассов О.И. Юридическое понятие "земельный участок" // Экологическое право. 2004. N 2;

 

 

 

1 Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006 С.124

2 Земельный участок: вопросы и ответы: под ред. Боголюбова С.А., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юстицинформ», 2006 г. С.45

3 Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"//Российская газета 02.01.2011 г.

4 Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Российская газета №3005 от 27.07.2002 г.

5 Дегтев А. Земля - объект земельных и гражданских правоотношений // Право и экономика. 2005. N 8. С. 55

Информация о работе Объекты земельных отношений: понятие и общий правовой режим