Охрана земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ1, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности

Работа состоит из  1 файл

Контрольная – охрана земель – 21.02.2013.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

Контрольная – охрана земель – 21.02.2013, 89128154583, alya_barda@mail.ru

 

Охрана земель.

 

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ1, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности  земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления  хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения,  захламления, нарушения земель, других  негативных (вредных) воздействий  хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления  земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В ст. 9 Конституции РФ2 определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта норма воспроизводится ст. 12 ЗК, так как служит основой прав и обязанностей для определения цели охраны земель субъектами землепользования и собственниками земли.

В силу особой значимости земли и  природных ресурсов большое значение имеют способы их использования. Для обеспечения их адекватности значению земли был принят ФЗ "Об охране окружающей среды", который содержит ряд требований: по обеспечению экологической безопасности; по рациональному использованию природных ресурсов; по борьбе с загрязнением природной среды промышленными и бытовыми отходами; по борьбе с неправильным захоронением и утилизацией радиоактивных, ядерных, химических и иных токсичных веществ; по созданию экологически чистых технологий; по нецелевому использованию, необоснованному переводу или изъятию земель из сельскохозяйственного оборота и др.

Особое значение земля имеет  еще и потому, что является средством  производства в сельском и лесном хозяйстве, основой хозяйственной  деятельности и развития промышленности и должна при использовании сохранять свою продуктивность, в связи с чем в указанном Законе содержатся требования по обеспечению охраны земель3.

Земля, являясь неотъемлемой составной  частью всей экологической системы  нашей планеты, неразрывно связана с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными ископаемыми и иными ценностями недр земли. Без земли практически невозможно использование других природных ресурсов, при этом бесхозяйственность по отношению к ней немедленно или в недалеком будущем будет наносить вред всей окружающей природной среде. Происходят не только разрушение отдельных участков земли, их эрозия, засоление, заболачивание, химическое и радиоактивное загрязнение, но и экологическое ухудшение всего природного комплекса4.

Охране подлежат все категории  земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного  использования. Но приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного  назначения и земли особо охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.).

В целях усиления охраны сельскохозяйственных угодий издан Федеральный закон  от 16 июля 1998 г. "О государственном  регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"5.

Статья 8 данного Закона предписывает, чтобы производство сельскохозяйственной продукции осуществлялось способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду, чтобы соблюдались стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Работы по охране земель и почв должны, как правило, проводить ее правообладатели: собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы - за свой счет. В случаях причинения вреда земле и почвам другими субъектами он возмещается за счет причинителей вреда. В необходимых случаях на помощь пользователям земли приходит государство, выделяя средства из бюджета, ибо не всегда возможно осуществить правоохранные меры только за счет субъектов права на землю, особенно когда требуются крупные затраты средств и труда.

Принимаются целевая федеральная  программа и региональные программы охраны земель. Субъекты Российской Федерации и местные администрации принимают специальные экологические программы, в которых предусматривается комплекс мероприятий по охране земель, почв и других природных объектов. В названных программах намечаются конкретные работы по предупреждению порчи земель (меры профилактики), а также по освоению (рекультивации и мелиорации) временно "заброшенных" земель, улучшению используемых сельскохозяйственных угодий, проведению работ по восстановлению плодородия деградированных земель и земель, подлежащих консервации, и др. Такой широкий круг вопросов определяется с учетом местных, региональных условий. Так, Федеральная целевая программа "Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" включает немало природоохранных мероприятий, необходимых для данного города. Предлагается предусмотреть строительство на территории Сочинского национального парка в рамках названной Федеральной программы экологического образовательного и научного центра. Другое предложение - разработать комплексную схему управления отходами по принципу "ноль отходов", т.е. создать в городе комплекс предприятий по переработке мусора. Также необходимо создать реабилитационный центр для диких животных на базе Кавказского государственного биосферного заповедника, обустроить экскурсионный комплекс Хостинской тисо-самшитовой рощи, провести работы по берегоукреплению реки Мзымта и построить противопаводковые инженерные сооружения. Все эти мероприятия планируется финансировать за счет не только бюджета, но и частных инвесторов6.

В целях охраны земель используются поступающие в бюджет платежи за землю. Зачисляемые в  бюджет, они расходуются на различные  мероприятия по охране земель, материальное стимулирование пользователей земель, усиленно осуществляющих эти меры. Государственные средства расходуются также на проведение землеустройства и социальное развитие территории, в чем также заинтересованы все собственники, владельцы, пользователи, арендаторы.

Названные меры направлены прежде всего на охрану и повышение  плодородия сельскохозяйственных угодий. Свои задачи и особенности имеет  правовая охрана лесных земель.

Планы охраны и освоения лесов и лесохозяйственные регламенты (ст. ст. 85 - 89 Лесного кодекса РФ7), для каких бы целей ни использовались леса, должны предусматривать санитарно-оздоровительные мероприятия. Это повседневная работа владельцев и пользователей лесов (арендаторов, фермеров, собственников, других лесопользователей) по очистке леса от захламленности, загрязнения, вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений и т.п.

Согласно ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами и юридическими лицами санитарно-оздоровительных  мероприятий на участке леса, предоставленном  в пользование, служит основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Содержание охраны земель (в том числе почв) составляют конкретные обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по выполнению сложного комплекса мероприятий, осуществляемых в процессе хозяйственного использования земли в соответствии с целевым ее назначением.

Общие требования охраны земель и почв сформулированы в Федеральном  законе "Об охране окружающей среды"8. Они отражены в основных его принципах (ст. 3).

В заключение необходимо отметить один общий для охраны земель вопрос.

Ни статья 12, ни ст. 6 ЗК РФ, определяющие перечень объектов земельных  правоотношений, не называют в числе  их почвы. Однако из этого не следует, что поверхностный плодородный  слой земельных участков не подлежит правовой охране. Во-первых, ст. 6 признает земли "природным объектом и природным ресурсом", что не может быть без почв - принадлежности природно-естественной составляющей земельных участков. Во-вторых, в других статьях Кодекса почва и охрана ее плодородия многократно упоминаются, когда предписываются обязанности снимать и сохранять верхний плодородный слой при строительстве каких-либо объектов, при рекультивации земель, плодородие которых нарушено, мелиорации и химизации сельскохозяйственных угодий и т.д. Имеет ли практическое значение выделение почв в особый объект правовой охраны? Безусловно.

Правообладатель земельного участка (собственник, землевладелец, землепользователь, арендатор, срочный  безвозмездный пользователь земельного участка) получает землю в пользование, конечно, вместе с почвой, но никто не может распорядиться ею отдельно от земельного участка. Так, собственник земли, например иностранный инвестор, купив высокоплодородные сельскохозяйственные угодья (черноземы, например), не может снять, "оскальпировать" территорию и распродать почву как обычный товар. Он может продать земельный участок с почвой, но не отдельно почву. Если при различных нуждах строительства поверхностный слой почвы снимается, то собственник и другие правообладатели земли, имея право продать (передать) земельный участок, не могут этого сделать отдельно от почвы (без земельного участка). Следовательно, почва - национальное достояние России, не подлежащее свободной продаже, несмотря на то, что есть физическая возможность отделить ее от окружающей природной среды.

 

 

 

Список источников:

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Российская газета. – 2009. – № 7.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
  3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ: по сост. на 28.07.2012 // Российская газета. - 2006. - № 277.
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": по сост. на 25.06.2012 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
  5. Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения": по сост. на 19.07.2011 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 29. - Ст. 3399.
  6. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства: монография. - М.: Новый индекс, 2012. - 192 с.
  7. Болтанова Е.С., Женетль С.З. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). - М.: РИОР, Инфра-М, 2010. - 416 с.

1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Российская газета. 2009. № 7.

3 Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства: монография. М.: Новый индекс, 2012. С. 45.

4 Болтанова Е.С., Женетль С.З. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: РИОР, Инфра-М, 2010. С. 134.

5 Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения": по сост. на 19.07.2011 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

6 Болтанова Е.С., Женетль С.З. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: РИОР, Инфра-М, 2010. С. 142.

7 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ: по сост. на 28.07.2012 // Российская газета. 2006. № 277.

8 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": по сост. на 25.06.2012 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.


Информация о работе Охрана земель