Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:57, контрольная работа
Процесс формирования в нашей стране рыночной экономики и правового государства неизменно ставит перед законодателем и правоприменительной практикой проблемы, от своевременного и успешного решения которых напрямую зависит эффективность проводимых экономических и правовых реформ, судьба национальных проектов, являющихся на сегодняшний день приоритетными.
Введение……………………………………………………………..……….…3
Понятие и правовые основы ипотеки …………………..…..……………….5
Особенности ипотеки земельных участков по Российскому законодательству……………………………..................................................9
Государственная регистрация ипотеки земельных участков……………..21
Развитие системы ипотечного кредитования сделок с землей………….24
Заключение………………………………………………………………......27
Список использованной литературы………………..…….……29
Залогодатель имеет право без согласия залогодержателя возводить в установленном порядке здания или сооружения на заложенном земельном участке, но для этого нужно получение необходимых разрешений в государственных органах. При этом в договоре ипотеки может быть установлено либо запрещение их возведения, либо получение предварительного согласия залогодержателя на их возведение. Если возведенное на заложенном участке здание или сооружение влечет или может повлечь ухудшение обеспечения, предоставленного залогодержателю ипотекой этого имущества, залогодержатель вправе потребовать изменения договора об ипотеке, в том числе, если это необходимо, путем распространения ипотеки на возведенное здание или сооружение.
В соответствии со ст. 66 Закона об ипотеке в том случае, когда ипотека установлена на земельный участок, на котором находится здание или сооружение, принадлежащее не залогодателю, а другому лицу, при обращении залогодержателем взыскания на этот участок и его реализации к приобретателю участка переходят права и обязанности, которые в отношении этого лица имел залогодатель как владелец участка. Общим правилом является норма о том, что к приобретателю земельного участка от залогодателя-собственника переходят права и обязанности по отношению к другому лицу, являющемуся собственником здания (сооружения), расположенного на участке, на который залогодержателем было обращено взыскание.
Нормы об ипотеке, являющейся институтом гражданского права, должны занять чётко определённое место в системе норм гражданского права, содержащихся, прежде всего в ГК. В то же время ипотека не может не затрагивать и иные отрасли права - в первую очередь, земельное право.12
3. Государственная регистрация ипотеки
Ипотека подлежит государственной регистрации в учреждении юстиции в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация ипотеки осуществляется по месту нахождения имущества, являющегося предметом ипотеки. Государственная регистрация ипотеки осуществляется на основании заявления залогодателя. Для государственной регистрации ипотеки должны быть представлены:
нотариально удостоверенный договор об ипотеке и его копия;
документы, названные в договоре об ипотеке в качестве приложений;
доказательства уплаты регистрационного сбора;
документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой обязательства.
Если в договоре об ипотеке указано, что
права залогодержателя удостоверяются
закладной, в орган, осуществляющий государственную
регистрацию ипотеки, представляются
также: закладная и ее копия; документы,
названные в закладной в качестве приложений,
и их копии. Ипотека должна быть зарегистрирована
в течение одного месяца со дня поступления
необходимых для ее регистрации документов
в орган, осуществляющий государственную
регистрацию ипотеки. Государственная
регистрация ипотеки осуществляется путем
совершения регистрационной записи об
ипотеке в едином государственном реестре
прав на недвижимое имущество. Датой государственной
регистрации ипотеки является день совершения
регистрационной записи об ипотеке в едином
государственном реестре прав на недвижимое
имущество. Регистрационные записи в едином
государственном реестре прав на недвижимое
имущество совершаются в очередности,
определяемой на основании дат поступления
всех необходимых документов в орган,
осуществляющий ведение указанного реестра. Регистрационная
запись об ипотеке в едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество
должна содержать сведения о первоначальном
залогодержателе, предмете ипотеки и сумме
обеспеченного ею обязательства. Если
договор об ипотеке предусматривает, что
права залогодержателя удостоверяются
закладной, на это также указывается в
регистрационной записи об ипотеке. Эти
данные вносятся в регистрационную запись
об ипотеке на основании договора об ипотеке.
4. Развитие системы ипотечного кредитования сделок с землей
Современная земельная политика в России пытается стратегически решить проблемы земельных преобразований -- выработать наиболее эффективные механизмы хозяйствования в сфере прав на способы и результаты использования земельных ресурсов. Для становления и развития земельного рынка в России созданы объективные предпосылки, но нет условий для полноценного оборота земель и ипотечного кредитования под их залог. Земля до сих пор не стала гарантом инвестиций и условий их привлечения. Из-за отсутствия системы доступных инвестиционных ресурсов, слабого информационного обеспечения земельного рынка происходит сдерживание оборота земли. Кроме того, система налогообложения не выполняет свои функции по созданию финансовой базы и благоприятных условий для наилучшего использования земли и ее интенсивного оборота.
По мере развития рыночных отношений в экономике в целом и в сфере земельных отношений в частности, все больше оснований возникает для государственного регулирования происходящих процессов реформирования.
Эффективность реализации государственной земельной политики возможна при наличии действенно организованной системы управления земельными ресурсами и обязательного сочетания механизмов государственного регулирования и рыночных отношений.
В этих целях государством должна быть осуществлена разработка и стандартизация процедур предоставления ипотечных кредитов, проверки и подтверждения платежеспособности залогодателей, регистрации сделок, отработка на юридическую чистоту и финансовую прозрачность кредитно-финансового механизма.
До момента достижения устойчивого кредитного процесса крайне важно государственное регулирование залоговых операций посредством льготных кредитов, лицензирования, образования специальных залоговых фондов, финансирования исследовательских работ и подготовки кадров, законодательно-нормативного обеспечения, создания учреждений-гарантов.
При становлении кредитных земельных систем на первых порах очень важна роль государства, его активное участие в формировании сети земельных ипотечных банков, создании кредитных ресурсов, предоставлении льготных кредитов, удешевлении кредитов путем компенсации высоких процентных ставок, подготовке кадров, создании системы законодательной защиты прав на земельную собственность. По мере развития ипотечного кредитования потребность в кредитных ресурсах со стороны государства уменьшается.14
Создание и деятельность системы земельного ипотечного кредитования немыслимы без соответствующего расширения функций земельной инспекции, основу которой должны составить соответствующие структуры в районах и городах, с обязанностями осуществлять в реальном времени инспекторскую деятельность по соблюдению земельного законодательства и договоров.
Таким образом, практика управления земельными ресурсами в настоящее время показывает, что система кредитных услуг, связанных с использованием земли, может эффективно работать при наличии условий:
- формирования достоверной информации
о количестве и качестве
характеристик земель и ее упорядочении
в земельном кадастре как информационной
основы учета и формирования земельных
участков как предметов гражданско-правового
оборота;
- определения на законодательном уровне возможности оборота земель различных категорий, установления механизмов их целевого назначения с учетом реальной ситуации в экономической сфере;
- формирования нормативно-правового поля;
- формирования кредитной системы (земельные и коммерческие банки, небанковские кредитные организации и учреждения);
- содействия формированию земельного рынка и целенаправленного воздействия на него с целью экономической корректировки ценовых параметров с использованием экономических способов и механизмов;
- содействия стабилизации земельного рынка, формирования ценовой политики и политики структуризации землепользования;
- выделения и последующего объединения (укрупнения) выделенных земельных долей мелких землевладений;
- оказания государством содействия развитию ипотеки путем частичного или полного поручительства перед кредитными учреждениями и др.;
- упорядочивания юридических аспектов страхования в целом.
Если на сегодняшний день вопросы собственности на землю, операций с землей решены, то появляется необходимость определиться с решением законодательных вопросов по созданию нормативно-правовой базы залога земли и инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций по ипотечному кредитованию.15
Реализация указанных выше мероприятий позволит гарантировать соблюдение интересов залогодержателей, защитить права залогодателей, обеспечить эффективное использование и охрану земельных ресурсов. С другой стороны, создание и функционирование специализированного финансового механизма ипотечного кредитования позволит целенаправленно и профессионально решать проблемы земельной, агропромышленной и жилищно-коммунальной реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ипотека - залог недвижимого имущества. Институт ипотеки - активно развивающийся продукт современной экономики. К числу объектов недвижимости, которые могут быть предметом ипотеки, относятся, в том числе, земельные участки. Потенциальная возможность того или иного участка быть предметом ипотеки, а также принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости определил некоторую специфичность правовой регламентации нахождения земельных участков в гражданском обороте.
Изначально, при заключении договора об ипотеке, необходимо исходить из общих положений действующего законодательства об оборотоспособности того или иного земельного участка.
Передача в залог прав аренды земельного участка возможна лишь в пределах срока договора аренды земельного участка, чем обосновывается необходимость указания в договоре ипотеки срока основного договора аренды.
Юридическое оформление договора ипотеки земельных участков имеет свои особенности, урегулированные законодательством. Договор ипотеки земельного участка должен соответствовать всем правилам его оформления. Он подлежит государственной регистрации и вступает в силу именно с момента его государственной регистрации, и с этого же момента у залогодержателя возникает право залога на заложенное имущество (предмет ипотеки). При невыполнении залогодержателем требований договора, кредитор вправе наложить взыскание на заложенную недвижимость в судебном порядке.
Разработка системы ипотечного кредитования является начальным этапом пути к реальным и столь необходимым цивилизованным экономическим преобразованиям как в сфере управления недвижимостью, так и в области дальнейшего развития денежно-кредитного механизма в стране. Процесс привлечения инвестиций в промышленность и другие отрасли народного хозяйства невозможен без вовлечения в экономический оборот земельных ресурсов, что в свою очередь требует развития механизмов ипотечного кредитования под залог земельных участков. Вся необходимая законодательная база для этого сформирована. Нужно только понимание места и роли земельной ипотеки, прежде всего, региональными властями и осознание экономической заинтересованности власти в развитии земельной ипотеки как в единственно возможном средстве завершения земельной реформы при осуществлении выкупа земельных участков.
Ипотека, являясь универсальным средством обеспечения обязательств, открывает собственнику земли возможность, установив на эту недвижимость одну или несколько ипотек, получить кредит в размере, соответствующем всей или части стоимости недвижимости, не лишая себя пользования последней. Кредитор же получает право, в случае неисполнения должником обязательства, получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. Привлекательность залога недвижимого имущества (в том числе и земли) объясняется тем, что с его помощью проще произвести принудительное взыскание. В отличие от применения неустойки, поручительства или гарантии ипотека предполагает наличие заранее подготовленного для взыскания имущества, в данном случае - земельного участка.
Информация о работе Особенности ипотеки земельных участков по российскому законодательству