Особенности правового регулирования земельных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 01:50, реферат

Описание

Земельное право как отрасль представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, направленную на регулирование общественных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Специфика предмета земельных отношений 5
1.1 Понятие и правовое регулирование земельных правоотношений 5
1.2 Особенности земли как объекта правового регулирования. 8
Глава 2 Особенности правового регулирования земельных правоотношений 16
Заключение 24
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

реферат по ЗП.docx

— 60.10 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Введение 3
Глава 1 Специфика предмета земельных отношений 5
1.1 Понятие  и правовое регулирование земельных  правоотношений 5
1.2 Особенности  земли как объекта правового  регулирования. 8
Глава 2 Особенности правового регулирования  земельных правоотношений 16
Заключение 24
Библиографический список 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Земля — важнейший для человека объект материального мира. Не будь земли — не было бы человечества со всеми его проблемами.

     Человеческий  гений изобретает невиданные ранее  средства, которые устаревают, на их смену придут более совершенные, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми изобретениями. Однако всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени. Никакой иной объект материального мира никогда не заменит человечеству землю.

     Земля является предметом регулирования  значительного числа отраслей российского  права: конституционного — при определении  на ней государственных границ; административного  — при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского — при совершении сделок с земельными участками; семейного — при решении споров о разделе собственности супругов; финансового — при земельном налогообложении; аграрного — при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д. Однако еще в XIX в. юридическая мысль России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права1.

     В каждой из перечисленных отраслей предметом  правового регулирования выступают различные аспекты земельных отношений: пространственно-базисные, имущественные, земельно-производительные и т.д. Для земельного же права как самостоятельной отрасли права специфичным является экономический характер земельных отношений, т.е. использование земли в хозяйственных целях. В связи с этим главные элементы земельно-правового регулирования — это подразделение всего земельного фонда на определенные категории земель и сочетание единого правового режима земельного фонда с правовым режимом этих категорий.

      Земельное право как отрасль представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, направленную на регулирование общественных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства.

      Изучение  земельного права должно начинаться с изучения в первую очередь особенностей его - предмета. Раскрыть предмет отрасли  земельного права — значит раскрыть содержание и характер всех тех земельных  отношений, которые определяются формами  собственности на землю. В предмет  земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений из-за специфики объекта  правового регулирования земельного права — земли.

      В моем реферате будет рассмотрено именно специфика предмета земельных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Специфика предмета земельных отношений 

     1.1 Понятие и правовое  регулирование земельных  правоотношений

     Термин "земля" может рассматриваться в различных смыслах. Он может обозначать земной шар как нашу планету, космический объект и часть мирового пространства. В этой смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права. Земля может рассматриваться в качестве среды обитания человека, которая охватывает земную и воздушную оболочку земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля является объектом правового регулирования экологического и природоресурсного права. Третий смысл термину "земля" придается, когда она рассматривается в качестве объекта правового регулирования земельного права. Тогда под словом "земля" понимается часть земной коры, ее поверхностный слой, расположенный над недрами, в пределах территории, на которую распространяется суверенитет российского государства. Наиболее ценную часть этого поверхностного слоя составляют почвы. Под ними биологи понимают поверхностный слой земли, обладающий плодородием, насыщенный органоминеральным составом и особым, только ему присущим, профильным типом строения. В земельном законодательстве эта часть земной поверхности, как правило, составляет ее лучшую часть и относится к категории "земель сельскохозяйственного назначения".

     Земельное законодательство регулирует отношения  по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. Эти  отношения ЗК РФ именует земельными (п. 1 ст. 3). В этом понимании объектом использования и охраны выступают  земли всех категорий и назначения, относящиеся к территории, на которой  Российское государство вправе устанавливать  свой земельный правопорядок. Ее пределы  определены в Конституции РФ, в  которой сказано, что территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67). Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, признается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права.

     Общественные  отношения, регулируемые российским законодательством, зачастую не имеют четкой отраслевой однородности, их не всегда возможно "расселить" по однородным отраслевым группам, как  студентов по учебным аудиториям. Существует большое число "пограничных" земельных отношений, которые в  равной мере иногда считаются предметом  регулирования другой смежной отрасли. Речь идет, например, о формах земельной  собственности, праве собственности  и иных вещных правах на землю граждан  и юридических лиц, о сделках  по поводу земельных участков. В  юридической литературе высказано  множество аргументов, что эти  правовые институты - составная часть  гражданского права. Мы рассматриваем  подобные отношения в качестве предмета совместного регулирования земельного и гражданского законодательства.

     Этот  наш подход, представляется, соответствует  предписаниям нового ЗК РФ. В нем  сказано, что "имущественные отношения  по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством  о недрах, об охране окружающей среды, водным законодательством, специальными федеральными законами" (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).

     Основу  предмета регулирования земельного права традиционно составляли те отношения, которые характеризуют  статус обладателей земельных участков, их взаимоотношения друг с другом либо с государством и его компетентными органами; отношения, характеризующие правовой режим различных категорий земель, правила ответственности за нарушение земельного законодательства; полномочия государственных органов по перераспределению земельных участков между пользователями, по разрешению земельных споров, по контролю и надзору за правильным и рациональным использованием земельных ресурсов.

     В условиях формирования рыночной экономики  сделана настойчивая попытка  изменить предмет регулирования  земельного права, исключив из него отношения  по поводу земельной собственности  и других вещных прав на землю. Первым шагом к тому были предписания  Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы  в России", в котором сказано, что совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским  законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного  специального законодательства и настоящего Указа (ст. 1). Как видим, земельное  и природоохранительное законодательство были здесь поставлены в зависимость  от гражданского законодательства. Впоследствии был принят и введен в действие ГК РФ (часть первая). В нем к  объектам гражданских прав отнесены вещи, а в составе недвижимых вещей  указаны земельные участки, участки  недр, обособленные водные объекты  и все, что прочно связано с  землей.

     Гражданское законодательство, как известно, определяет правовое положение участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ). Оно основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Эти  принципы важны и необходимы при  осуществлении гражданского оборота  имуществом, товарами, продукцией, и  не в полной мере приемлемы при  определении земельной правоспособности субъектов гражданского общества. Правовой режим земель и правоспособность собственников, владельцев, пользователей  и арендаторов земельных участков должны преимущественно определяться с учетом природной, экологической и социальной сущности земли. Эти факторы способно учесть только земельное законодательство. Гражданское законодательство должно регулировать лишь общие правила совершения сделок с земельными участками, когда они детально не раскрываются в земельном законодательстве либо специальных федеральных законах о правовом статусе некоторых природных объектов. 

1.2 Особенности земли как объекта правового регулирования.

     В Российской Федерации вся земля  находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.

     Специфика в определении «Земля»:

     1. Земля не является продуктом человеческого труда она

продукт самой природы. Отсутствие стоимости земли не исключает ее денежной оценки в целях наиболее эффективного использования. Земля — важнейший природный ресурс, главное средство производства в сельском, лесном хозяйстве и пространственный базис для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.

     Из  сказанного вытекают следующие особенности  правового регулирования земельных  отношений:

а) земля  обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами. Для каждого человека она составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе. В силу этого основными субъектами земельной собственности должны быть граждане Российской Федерации. В случае, когда земля выступает как важнейший природный ресурс, основа жизни и общенациональное достояние, речь о ней должна идти как о компоненте природы, биосферной категории.

     Когда же речь идет об отношениях, возникающих  при хозяйственном

использовании земли, то этот аспект требует рассмотрения понятия земли как пространственного операционного базиса для размещения производительных сил, основного средства производства в сельском хозяйстве, т.е. как экономической категории;

б) деятельность государственных органов, организаций  и граждан относительно земли осуществляется, как правило, с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;

в) распоряжение землей на данной территории реализуется  через органы местного самоуправления (их администрации), в результате чего должно пресекаться преобладание частных или ведомственных интересов над общенародными;

г) в  земельном праве не полностью  применяются сроки исковой давности, предусмотренные для гражданских, административных, уголовных и иных правоотношений. Так, если ранее самовольный захват земельного участка мог повлечь за собой уголовную ответственность, то теперь за это предусмотрена лишь административная. Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который необходимо осуществлять в целях:

  • своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;
  • оценки эффективности этих землёохранительных мероприятий; информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать: регулярные наблюдения за состоянием земель, количественными и качественными показателями; сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценку и прогнозирование изменения состояния земель.

Информация о работе Особенности правового регулирования земельных правоотношений