Право частной собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание

В настоящее время земельное законодательство не рассматривает вопрос об особом правовом положении иностранных физических и юридических лиц. Нормы земельного права России упоминают о гражданах или организациях “вообще”, не выделяя их государственную принадлежность.

Содержание

1. Право частной собственности на землю.
2. Основания возникновения частной собственности на землю.
3. Права граждан и юридических лиц на землю.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определять судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

Таким образом, право собственности - это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещи по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

Право собственности является наиболее абсолютным, то есть дает возможность совершать самый широкий круг действий в отношении принадлежащего собственнику имущества. Так, помимо владения и пользования собственник имеет право свободно отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, оставаясь собственником, передавать права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и другим образом распоряжаться им.
Для реализации любого из указанных прав необходимо наличие документа, удостоверяющего право собственности. Таковым в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является свидетельство о государственной регистрации прав. Без указанного документа совершение действий, направленных на отчуждение имущества, невозможно.

Как было сказано выше, законодательство РФ признает и закрепляет многообразие форм собственности на землю, выделяя частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, ведущее место среди которых занимает, бесспорно, право частной собственности, долгое время не признаваемое нашим государством.

Исследователи в связи с этим обращают внимание на следующее обстоятельство: "Восстановление института частной собственности вызывает к жизни многие правовые последствия, еще не совсем, быть может, осознанные обществом. Особенно это касается земли, которая становится объектом гражданских прав и вводится в оборот".

В литературе справедливо отмечается, что "российское законодательство не формулирует понятия частной собственности". Однако анализ гражданского законодательства, его общего смысла позволил авторам определить частную собственность следующим образом: "Под частной собственностью понимается имущество, которое находится в собственности граждан и юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными предприятиями, организациями".

Следует иметь в виду, что частной собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки (п. 1 ст. 15 ЗК РФ). То есть из всего перечня объектов земельных отношений, перечисленных в п. 1 ст. 6 ЗК РФ, в качестве объекта права собственности названы только земельные участки. Следовательно, согласно буквальному смыслу данной статьи право собственности на часть земельного участка не может быть приобретено, из чего вытекает, что часть участка не может быть предметом сделок, направленных на отчуждение имущества.
Субъектами частной собственности на землю (земельные участки) являются граждане и юридические лица. Этот вывод подтверждается конституционным положением: "Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю" (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ).

Правовое содержание понятия "объединение граждан" раскрыто в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 года N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах". В этом Постановлении Конституционный Суд РФ признал, что объединения граждан - это юридические лица, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). Таким образом, Конституция РФ закрепляет право граждан и юридических лиц, созданных гражданами, иметь в частной собственности земельные участки.
Согласно закону собственник может осуществлять все указанные выше права свободно. При этом свобода не может носить неограниченный характер: собственник осуществляет свои права, не нанося ущерба окружающей природной среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц. Ст. 129 ГК РФ указывает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законом. Изъятие каких-либо земельных участков из оборота также можно считать ограничением прав собственника. Перечень земельных участков, изъятых либо ограниченных в обороте, устанавливается законодательством РФ, в частности Земельным и Гражданским кодексами РФ. При этом следует отметить, что в указанных законодательных актах по-разному определяется понятие "ограниченность оборота". ЗК РФ к участкам, ограниченным в обороте, относит земли, не предоставляемые в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных законом. ГК РФ, в свою очередь, к ограниченным в обороте объектам относит такие, которые могут принадлежать лишь определенным субъектам, либо по специальному разрешению. Значит, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть объектами частной собственности.

Необходимо отметить, что в силу закона может быть ограничено не только само право собственности, но и круг действий, которые собственник может совершать. Так, например, в силу ст. 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" от 7 июля 2003 года полевой земельный участок может использоваться лицами, ведущими личное подсобное хозяйство исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Таким образом, если конкретный полевой участок не ограничен в обороте, то есть может свободно отчуждаться третьим лицам, право собственности не будет ограниченным, зато в силу требований закона свобода действий собственника будет ограничена требованием невозможности возводить здания и строения на нем.
В силу требований ЗК РФ возможность иметь земельный участок на праве собственности может быть также ограничена относительно субъектного состава участников земельных отношений. Так, п. 3 ст. 15 ЗК РФ установлено ограничение для иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также лиц без гражданства на возможность обладания земельными участками на праве собственности на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с Законом о Государственной границе, а также предусмотрена возможность введения аналогичных ограничений на иных особых территориях с федеральными законами.

Одним из видов частной собственности является общая собственность на землю. Для данного вида собственности характерно наличие множественности субъектов - участников общей собственности. "Общая собственность возникает прежде всего на имущество, которое не может быть разделено без изменения ее назначения". В случае если за каждым участником общей собственности закреплена определенная доля, имеет место долевая собственность, а если доли не определены - совместная собственность.

ГК РФ указывает, что доли участников в общей совместной собственности являются равными, если иное не установлено соглашением. Любой участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При этом, если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности. При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Таким образом, собственник общей долевой собственности имеет свободное право распоряжения имуществом.
"При совместной собственности сособственники обладают равными правами собственности на весь земельный участок. Каждый из них по согласию всех других участников вправе совершать разрешенные сделки со всем земельным участком либо его частью, а также иным образом распоряжаться им. При совершении таких действий согласие других участников предполагается и специального удостоверения... не требуется".

Итак, встав на путь реформирования земельных отношений, наше государство обозначило векторы развития и сделало лишь первые шаги. Признание частной собственности на землю, безусловно, имеет важное значение. Но говорить о завершенности реформационных процессов еще рано.

Об этом свидетельствуют такие моменты, как недостаточная степень правовой разработанности института права собственности, а также большое количество нормативных актов, регулирующих отношения собственности. Самым главным в этой связи является то, что законы одни и те же вопросы трактуют совершенно по-разному, дают различные, а подчас и полностью противоречивые определения, содержат отсылочные нормы к правовым актам, которых нет. Данные противоречия и пробелы требуют своего устранения, ибо только в случае их разрешения правовые нормы, образующие институт частной собственности на землю, получат свою реализацию.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Земельный кодекс РФ 2001г. Российская  газета. 30.10.01.

2. Закон РФ «О садоводческих, огороднических и  дачных  некоммерческих  объединениях граждан». СЗ РФ. 1998. № 16.

3. Указ Президента РФ  от 16 декабря 1993г № 2162 «Об  усилении  государственного контроля за использованием и охраной земель  при проведении земельной реформы». САПП  РФ. 1993. № 51.

4. Постановление Правительства РФ  от  5 августа 1992г «Об  утверждении Положения  о порядке  консервации  деградированных  сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных   токсичными  промышленными  отходами  и радиоактивными веществами». Российская газета. 2  сентября 1992.

5. Земельное  право. Учебник  под  ред. Ерофеева Б.В.. М., 2008г.

 



Информация о работе Право частной собственности на землю