Право государственной собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является осмысление права государственной собственности на землю.
Задачей выполнение которой будет являться рассмотрение следующих вопросов:
1.Рассмотрение субъектов права государственной собственности на землю.
2.Выявление объектов права государственной собственности на землю.
3.Изучение основания приобретения права государственной собственности на землю.
4.Выявление содержание права государственной собственности на землю.

Содержание

Глава 1. Субъекты права государственной собственности на землю...………………………………5
Глава 2. Объекты права государственной собственности на землю…………………………6
Глава 3. Основания приобретения права государственной собственности на землю ……...11
Глава 4. Содержание права государственной собственности на землю……………………...13
Заключение………………………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Земельное право.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЦЕНТР СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « Юриспруденция  »

 

 

 

 

 

К у р с о в а я     р а б о т а

 

 

 По предмету: Земельное право.

 Тема: Право государственной собственности на землю.

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил:

 Студент  __3__ курса

  _____1______ семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 2013 г.

 

        Содержание

 

 

 

Глава 1. Субъекты права государственной собственности на землю...………………………………5

 

Глава 2. Объекты права государственной собственности на землю…………………………6

 

Глава 3. Основания приобретения права государственной собственности на землю ……...11

 

Глава 4. Содержание права государственной собственности на землю……………………...13

 

Заключение………………………………………………………………………………………….20

 

Список  используемой литературы……………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отношения собственности - краеугольный камень человеческого  бытия. Они определяют связь самого человека с окружающим его социальным миром.  
 
В России государственная собственность на землю традиционно играла особую роль. На протяжении столетий происходило то усиление роли государственной собственности и ограничение пределов права частной собственности на землю, то намечалась тенденция к их расширению. В целом развитие института права собственности в России можно охарактеризовать словами профессора М.Ф. Владимирского-Буданова: "История собственности развивается в соответствии с историей гражданских прав лица: право собственности растет вместе с возрастанием свободы лица и понижается вместе с понижением ее" (1). 
 
В IX-XVI вв. обширная русская земля считалась "отчиной и дединой" всего княжеского рода, который был коллективным носителем верховной власти в ней, а отдельные князья, участники этой собирательной власти, являлись временными владетелями своих княжений. Как отмечал В.О. Ключевский, "суверенная власть оперлась на право собственности и слилась с ним" (2). Право собственности на удел было политической основой власти удельного князя. Государство не стремилось к созданию класса земельных собственников, а использовало свои земли для привлечения людей на государственную службу, передавая ее служилым людям в качестве платы за службу. С XVI века в отношении частных лиц применялось производное пользование землей в форме поместного или вотчинного права, которое Г.Ф. Шершеневич называет "правом собственности" (3). 
 
После революции 1917 года Советское государство более семидесяти лет было исключительным собственником земельных ресурсов страны. И только в результате проводимой с начала 90-х гг. ХХ века земельной реформы государственная собственность лишилась своего исключительного положения, получив статус одной из форм собственности на землю. Несмотря на то, что взоры современного законодателя и научных исследователей обращены, главным образом, в сторону частной собственности, правовая регламентация статуса государственной собственности требует теоретически осмысленных, четко сформулированных представлений о юридической природе государственной собственности в современной России. 
 
Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. 
 
Российская Федерация как субъект гражданских и земельных отношений имеет определенную специфику. В научной литературе отмечается "двуличность" этого субъекта права. Так, Российская Федерация рассматривается в двух качествах: как регулятор земельных отношений в отношении всех земель, находящихся под ее юрисдикцией, и как собственник земельных участков. В связи с этим интересным является рассмотрение вопроса об особенностях правового положения объектов, находящихся в государственной собственности, в частности, о земле.  
 
В рамках данной курсовой работы будут рассмотрены вопросы, касающиеся субъектов права государственной собственности на землю, объектов этого права, оснований приобретения этого права и содержания самого права государственной собственности на землю.

                 Целью данной курсовой работы является осмысление права государственной собственности на землю.

Задачей выполнение которой будет являться рассмотрение следующих вопросов:

1.Рассмотрение субъектов права государственной собственности на землю.

2.Выявление объектов права государственной собственности на землю.

3.Изучение основания приобретения права государственной собственности на землю.

4.Выявление содержание права государственной собственности на землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Субъекты права государственной собственности на землю.

 

Статья 214 ГК гласит, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, составляют   государственную собственность. 
От имени Российской Федерации и субъектов Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК, т.е. от имени Российской Федерации и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Сказанное означает, что субъектами права государственной собственности на землю являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. 
В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. Эта же конституционная норма закреплена и в ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». 
В одних случаях Правительство РФ осуществляет права собственника Российской Федерации, в других - делегирует это право другим органам государственной власти. Так, согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 г. № 377 (4), это Министерство - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношении, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами. Что касается органов государственной власти, которые осуществляют право собственности субъекта Федерации, то они определяются на основе законодательства субъектов РФ. 
Как предусматривает ст. 215 ГК, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и некоторые иные лица.

Глава 2. Объекты права государственной собственности на землю

.

До 1 июля 2006 года вопросы  об объектах права государственной  собственности на землю регулировались ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Данный закон регулировал отношения, связанные с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю; определял основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникало право собственности; устанавливал порядок разграничения государственной собственности на землю, а также порядок разрешения споров в данной сфере. 
 
С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». 
 
Теперь, в соответствии с Земельным кодексом, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. 
 
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: 
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. 

С 1 января 2007 года вводятся в действие новые Лесной и Водный кодексы. В соответствии со ст.8 нового Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, а именно: Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. 
 
В соответствии с ФЗ от 12.04.06 № 73 «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. 
 
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации. 
 
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. 
 
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. 
 
В соответствии со ст.8 нового Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. 
 
Распоряжение всеми этими земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. 
 
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. 
 
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
 
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. 
 
По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум ВАС РФ (5) дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
 
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (6). 
 
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»: 
 
1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок. 
 
2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
 
3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
 
4. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами. 
 
Должен быть соблюден один из трех критериев признания земельных участков в качестве объектов федеральной собственности (ст. 17 ЗК). Право федеральной собственности на земельный участок может быть прямо признано федеральным законом. Наконец, право федеральной собственности может быть приобретено РФ по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве (7). 
 
Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Закона N 53-ФЗ) установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность). 
 
В частности, одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности является наличие на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования. По этому поводу 27 июня 2006 г. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было опубликовано письмо «О разграничении государственной собственности на землю и выдаче кадастровых планов»

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основания приобретения права государственной собственности на землю.

 

 

Земельный Кодекс впервые в качестве основания возникновения такой  формы собственности, как федеральная, называет прямое признание такой  собственности федеральными законами. Примерами отнесения земельных  участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 21.02.1992 г. "О недрах" (8), Закон РФ от 15.04.1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации" (9), ФЗ от 29.12.1994 г. "О государственном материальном резерве" (10), ФЗ от 14.03.1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ от 27.02.2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения    имуществом железнодорожного транспорта"(11). 

Согласно Закону РФ от 15.04.1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации" в федеральной собственности находятся здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, ЦБР, ПФР, а также земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и сооружения. 
 
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 27.02.2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (см. ст. 4 названного Федерального закона). 
 
ФЗ от 14.03.1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6 ст. 2). 
 
ФЗ от 29.12.1994 г. "О государственном материальном резерве" (п. 3 ст. 4) определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации 
 
Согласно ст. 17 и 18 ЗК РФ право государственной собственности может быть приобретено по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Такими основаниями приобретения права собственности на землю служат юридические факты, перечисленные в ст. 8 ГК: договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права собственности на землю; судебное решение; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.  
 
Например, возможна ситуация, когда орган государственной власти или местного самоуправления приобретет земельный участок, находящийся в частной собственности, на основании договора купли-продажи. Типичны ситуации изъятия земельных участков для нужд (ст. 49, 55 ЗК и ст. 279 ГК) (12).

Информация о работе Право государственной собственности на землю