Право собственности на землю в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:15, реферат

Описание

Актуальность выбранной темы объясняется включением земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности на нее в современной России, что вызвало необходимость использования гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений, расширилось поле правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием рыночных связей. Правовое регулирование находит свое отражение в нормах Гражданского, Земельного кодексов РФ и других законодательных актов.

Содержание

Введение 3
Земельный участок, как объект гражданского оборота 4
Право собственности на землю в системе вещных прав 12
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Реферат по земельному.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

Институт  «Высшие столыпинские курсы государственного права и управления» 
 
 
 

     Реферат

     На  Тему: «Право собственности на землю в РФ» 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил: студент 4 курса юр. фак-та о/о Пирожков А.Н.

                    Проверил: Ланин Н.К. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     

     Москва

     2008

 

      План

      Введение        3

    1. Земельный участок, как объект гражданского оборота  4
    2. Право собственности на землю в системе вещных прав  12

      Заключение        27

      Список  использованной литературы    28

 

      Введение

 

     Рассмотрение  данной темы является логическим продолжением изучения норм гражданского законодательства, посвященным регулированию одного из важнейших институтов гражданского права - права собственности.

     Актуальность  выбранной темы объясняется включением земли в сферу гражданского оборота  и введение частной собственности  на нее в современной России, что вызвало необходимость использования гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений, расширилось поле правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием рыночных связей. Правовое регулирование находит свое отражение в нормах Гражданского, Земельного кодексов РФ и других законодательных актов.

     Помимо  изучения основных теоретических положений, связанных с определением понятия  права собственности на землю  и его содержанием, определением  субъектов этого права, рассмотрением различных оснований приобретения права собственности и способов его прекращения, необходимо уделять внимание содержанию и осуществлению права собственности на земельные объекты отдельными субъектами гражданского права, о чем и пойдет речь в данной работе.

     Целью реферата является изучение исторических аспектов понимания права собственности на землю, определения правомочий собственника, исследование правовых норм, касающихся осуществления права собственности различных субъектов, рассмотрение вопросов правового регулирования отдельных земельных объектов. 
 
 

     1. Земельный участок, как объект гражданского оборота.

 

     Успехи  стран, которые сегодня принято  называть развитыми, напрямую связаны  с развитием рынка недвижимости и с тем, в какой мере были гарантированы права на эту самую недвижимость. Причем под недвижимостью во всем мире, как правило, понимают земельный участок. Так, в английском языке первое значение выражения «real estate» - «участок земли». И только второе значение -  участок «с улучшениями», в том числе со зданием или многими строениями.

     Самым надежным правом на землю является собственность. Важность полноценных  прав собственников недвижимости была известна первым реформаторам постсоветской  России. Конституция 1993 г. в отличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничений закрепила право граждан иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч.1,2 ст.36). Однако вопрос о частной собственности на земельные участки долго не решался.

     До  принятия нового Земельного кодекса  РФ действовал с 1991 года Земельный кодекс РСФСР. Но действовали также еще 40 законов России, касающихся земельных правоотношений и имеющих, в принципе, такую же юридическую силу, как и Земельный кодекс РСФСР.

     Кроме того, земельные вопросы регламентировались более чем тремя десятками  указов президента РФ, почти сотней постановлений правительства РФ, большим числом ведомственных нормативных актов. К тому же в каждом субъекте Федерации принимались свои земельные законы, постановления, распоряжения. Такое правовое многообразие порождало коллизии и нарушение законных прав граждан.

     Проект  действующего Земельного кодекса РФ вызвал в Государственной Думе немало дебатов и стал причиной множества  политических спекуляций лидеров партий различной направленности. Новый  Земельный кодекс разрешил ряд проблем, связанных с большим количеством нередко противоречащих друг другу нормативно-правовых актов, регулирующих земельные правоотношения.

     Для того чтобы исследовать вопросы, связанные с правом собственности  на землю, необходимо исследовать землю  как объект вещного права, т.к. она  в этом плане имеет свои особенности и специфические признаки.

     Объектом  права собственности является индивидуально-определенный земельный участок как часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

     С точки зрения оборотоспособности земельные  участки могут быть оборотоспособными, ограниченными в обороте и  изъятыми из оборота. В соответствии с п.3 ст.129 ГК РФ, регулирующей оборотоспособность объектов гражданских прав, земля  и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что перечень земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, должен устанавливаться Земельным кодексом РФ. Статьей 27 ЗК РФ определяются понятие и перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте.

     Трактовки изъятия из оборота и ограничения  оборотоспособности, данные Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ, отличаются друг от друга.

     В п.2 ст.129 ГК РФ под объектами, изъятыми из оборота, подразумеваются объекты  гражданских прав, нахождение которых  в обороте не допускается, т.е. те объекты, которые не могут свободно отчуждаться, переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (например, наследования) либо иным способом (п.1 ст.129 ГК РФ).

     В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ земельные  участки, отнесенные к землям, изъятым  из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

     Таким образом, понятие изъятых из оборота  земельных участков, определяемое Земельным  кодексом РФ, предусматривает не только запрет перехода от одного лица к другому изъятых из оборота земельных участков в порядке правопреемства, но и запрет предоставления их в частную собственность1.

     В соответствии с п.2 ст.129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Из этого следует, что перечень изъятых из оборота земельных участков, предусмотренный Земельным кодексом РФ, носит исчерпывающий характер.

     В соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ из оборота  изъяты земельные участки, занятые  следующими находящимися в федеральной  собственности объектами:

     - государственными природными заповедниками  и национальными парками (за  исключением случаев, предусмотренных ст.95 ЗК РФ);

     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной  деятельности Вооруженные Силы  РФ, войска Пограничной службы  РФ, другие войска, воинские формирования  и органы;

     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

     - объектами организаций федеральной  службы безопасности;

     - объектами организаций федеральных  органов государственной охраны;

     - объектами использования атомной  энергии, пунктами хранения ядерных  материалов и радиоактивных веществ;

     - исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста России и МВД РФ;

     - воинскими и гражданскими захоронениями;

     - инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты  и охраны Государственной границы РФ.

     Несоответствие  между понятиями можно также  установить в отношении ограничения  оборотоспособности объектов2. В соответствии с абз.2 п.2 ст.129 ГК РФ ограниченно оборотоспособными являются такие объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. В соответствии с абз.2 п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

     В соответствии с п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте следующие находящиеся  в государственной или муниципальной собственности земельные участки:

     - в пределах особо охраняемых  природных территорий, не указанные  в п.4 ст.27 ЗК РФ;

     - в пределах лесного фонда, за  исключением случаев, установленных  федеральными законами;

     - занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

     - занятые особо ценными объектами  культурного наследия народов  Российской Федерации, объектами,  включенными в Список всемирного  наследия, историко-культурными заповедниками,  объектами археологического наследия;

     - предоставленные для обеспечения  обороны и безопасности, оборонной  промышленности, таможенных нужд  и не указанные в п.4 комментируемой  статьи;

     - предоставленные для нужд организаций  транспорта, в т.ч. морских, речных  портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

     - предоставленные для нужд связи;

     - занятые объектами космической инфраструктуры;

     - расположенные под объектами  гидротехнических сооружений;

     - предоставленные для производства  ядовитых веществ, наркотических  средств;

     - загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся  биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

     Как объект права, земельный участок имеет целевое назначение и разрешенное использование, которые устанавливаются при предоставлении земельного участка и не подлежат самовольному изменению. Целевое назначение – это установленные законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с их категорией. Разрешенное использование – это условия и порядок использования земельного участка с учетом целевого назначения и установленных ограничений, обременений. Так, наиболее часто в градостроительной деятельности встречаются следующие виды ограничений, обременений: проведение дренажных работ, создание инженерно-защитных сооружений на земельном участке, возведение зданий, сооружений определенной высоты и др. Деление земель на категории по целевому назначению предусматривается п.1 ст.7 ЗК РФ.

     Земельные участки могут быть делимыми и  неделимыми. Делимым признается земельный  участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Неделимым соответственно является земельный участок, не обладающий признаками делимого. Неделимым земельный участок может быть признан законом.

     Статья 261 ГК РФ регламентирует статус земельного участка как объекта права  собственности. Пункт 1 статьи 261 ГК РФ предусматривает, что территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику земельного участка государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Информация о работе Право собственности на землю в РФ