Предмет, источники и объекты экологического права.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:11, реферат

Описание

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова “экология” определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией. Социальную экологию можно назвать учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Следует отметить, что предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право. Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Содержание

Понятие и формы проявления экологического права.
Источники и объекты экологического права.
Глава 2. Механизм экологического права.
2.1. Эколого-правовой механизм охраны природной среды.
2.2. Экономический механизм охраны природной среды.
Глава 3. Экологическая ответственность.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

виды кадастров.docx

— 35.90 Кб (Скачать документ)

19 декабря 1991 г.  Верховный Совет РФ принял  Закон об охране окружающей  природной среды, необходимость  принятия которого была вызвана  социально-экономическими (острая эколого-экономическая  ситуация) и юридическими причинами  (образование пробелов экологического  законодательства и отсутствие  комплексных актов для регулирования  охраны природной среды). Предметом  регулирования закона служат  экологические отношения, в регулировании  которых закон преследует следующие  задачи: сохранение природной среды;  предупреждение и устранение  вредного влияния хозяйственной  деятельности на природу и  человека; оздоровление и улучшение  качества природной среды. Центральная  тема закона – человек, охрана  его жизни, здоровья от неблагоприятного  воздействия окружающей среды.  Ядром данного закона служат  природоохранительные нормы, обеспечивающие  выполнение задачи охраны  природной  среды и действующие в комплексе  с нормами других отраслей  права. Нахождение той или иной  нормы, регулирующей поведение  по отношению к природе, в  природоохранительном законе не  лишает ее основного содержания, ее принадлежности той отрасли  права, которая представлена предметом  правового регулирования. Аналогичные  выводы можно сделать и по  другим законам экологического  права.

Рассмотрим ранее  упоминавшиеся экологизированные  нормативно-правовые акты. Под экологизацией  надо понимать  внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость этого процесса состоит  в неспособности  норм экологического права, заложенных в специальных  законах, всегда действовать напрямую в регулировании экологических  вопросов. Базовым законодательным  актом для экологизации законодательства служит Закон РФ об охране  окружающей природной среды и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие  закон. В числе других экологизированных  законов следует назвать Закон  о местном самоуправлении. В заключение темы об источниках экологического права  следует отметить, что экологизированные  акты являются источниками права  в своих правовых отраслях, но в  части норм, которая касается охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.

Перейдем теперь к  рассмотрению объектов экологического права. Согласно Закону РФ об охране окружающей среды, все охраняемые законом объекты  земной природы делятся на три  категории: интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К интегрированным  относят природную среду, к дифференцированным – отдельные природные объекты (земля, недра, воды и пр.), остальные  объекты – особо охраняемые. Под  объектом “окружающая природная  среда” понимают сочетание природы  и окружающей человека среды. Под  природой действующее законодательство понимает природную среду в узком  смысле слова как объективную  реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие  объективного эволюционального развития материального мира и состоящую  из естественных экологических систем.

Под окружающей человека средой понимается та часть естественной среды, которая преобразована в  процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических  систем. Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды  очерчиваются рамками атмосферы  и околоземного пространства в той  части, в которой она испытывает влияние земной природы и антропогенной деятельности жителей Земли, и в той степени, в какой она испытывает на себе влияние космического пространства. Внутренние пределы охраны окружающей природной среды исходят из признаков охраняемого законом природного объекта или комплекса. Поэтому в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят: социальные ценности, созданные человеком; компоненты природы, вышедшие из экологической связи с природой; элементы природы, не представляющие ценности для общества; природные явления ли условия, охрана которых невозможна на данном этапе развития науки.

Интегрированный подход к характеристике окружающей среды  ставит в центре ее внимания охрану экологических систем, три вида которых  названы в Хартии природы: естественные, сохранившиеся в той или иной степени от воздействия человека; модифицированные, измененные в процессе экономической и иной преобразовательной деятельности; трансформированные, преобразованные  человеком естественные структуры  для удовлетворения своих хозяйственных  потребностей. Охрана природных экосистем  ведется путем организации заповедников и других форм особо охраняемых территорий, а также посредством рационального  природопользования.

Природный объект можно  определить как составную часть  окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять  экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и  обеспечивать качество среды обитания. Признаки природного объекта находят  свое проявление в трех выполняемых  им функциях – экологической, экономической  и культурно-оздоровительной. Экологическая  функция является  главной; выполнение ее позволяет природному объекту  находиться в естественной взаимосвязи  с природой. Сохранение за природным  объектом экологической функции  предопределяет существование экономической  функции, а затем и культурно-оздоровительной, которую выполняет практически  каждый объект в рамках своих возможностей.

Экологические права  человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции  РФ они делятся на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни  окружающую природную среду; 2) право  гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Обеспечение  экологических прав человека гарантируется  законом РФ об охране окружающей природной  среды. Закон РФ подтверждает, что  государство в лице его полномочных  органов и должностных лиц  гарантирует поддержку общественного  мнения в нормализации экологической  обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Механизм экологического права.

 

2.1. Эколого-правовой механизм охраны  окружающей природной среды.

 

Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный  институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного  в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура  механизма состоит из четырех  звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция  которых состоит в том, чтобы  закрепить базовые экологические  императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы  и нормативы. Третье звено механизма  составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и  экологизированных и нормативов. Наконец, четвертое звено – завершающий  этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении.

Природоохранительные  правовые нормы, призванные  выполнять  базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ “Об охране окружающей природной  среды”. Закон содержит следующие  виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии (они были описаны выше).

Эффективность эколого-правового  механизма охраны окружающей природной  среды – это оценка качества его  работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно к трем его стадиям  движения: статической, динамической и  результативной. На статической стадии эффективность механизма зависит  от полноты и социально-экономической  обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий  эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного  закона в категорию факторов эффективности  вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной  среды.

На третьей результативной стадии движения механизма анализируются  итоги действия звеньев. Итогом работы всего механизма является правовое отношение, направленное на решение  конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого  механизма не всегда сопряжена с  его эффективностью. Выход из этого  положения – в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в сочетании с экономикой, а  именно учет потенциальных экологических  возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде. Теоретически допустимы три варианта решения: альтернатива интересов (при экономическом  варианте страдает экология, при экологическом  экономика и экономическое благосостояние человека); сочетание интересов (предполагается учет экологических интересов граждан  в здоровой окружающей среде и  обеспечение их необходимых материальных потребностей); совмещение интересов (экологический  интерес предприятия становится составной частью органической частью экономического интереса этого объекта).

 

 

 

 

 

2.2. Экономический механизм охраны  окружающей природной среды.

 

В отличие от метода административно-правового воздействия, исходящего из отношений власти и  подчинения, экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели. В состав экономического механизма  входят как постоянно действующие  институты, без которых он не может  нормально функционировать, так  и новые, возникшие на базе переходных отношений к рыночным отношениям. К институтам первой группы относятся  природные кадастры, меры материально-технического и финансового обеспечения, платность  за использование природных ресурсов, платежи за загрязнение окружающей среды, а также льготы по кредитованию, налогообложению и освобождению от обложения налогами.

Кадастрами природных  ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и  технических показателей, характеризующих  количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Кадастры представлены по видам природного ресурса. Земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количественный состав земель, распределение  земель по категориям  и по использованию, качественный состав земель, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Кадастр месторождений полезных ископаемых включает сведения о хозяйственной  ценности каждого месторождения, различные  условия их разработки. Лесной кадастр  содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и  категории защитности, экономическую  оценку лесов. Задачами водного кадастра являются текущая и перспективная  оценка состояния водных объектов, предотвращения истощения водных источников, восстановление нормативного качества вод.

В нынешнее время охрана природной среды как никогда  нуждается в финансировании. Закон  РФ об охране природной среды называет несколько источников финансирования: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений, организаций. Но опыт использования  внебюджетных экологических фондов вскрыл много злоупотреблений, что  снизило материальную заинтересованность предприятий в охране среды и  породило стремление избежать отчислений в эти фонды. С целью консолидации в бюджете России всех внебюджетных фондов Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. все фонды были уничтожены, а поступающие в них средства перечисляются в государственный бюджет с сохранением целевой направленности.

Введение платности  использования природных ресурсов является прямым следствием преобразования ресурсовых отношений на базе проводимой рыночной реформы. При этом преследуются следующие задачи: повышается заинтересованность производителя в эффективном  использовании природных ресурсов; появляется материальная заинтересованность в сохранении и воспроизводстве  природного ресурса; получаются дополнительные средства на восстановление и воспроизводство  ресурсов. Существуют несколько видов  платы. Плата за использование природных ресурсов включает плату за право пользования ресурсами, за сверхлимитное и нерациональное использование, плату на воспроизводство и охрану ресурсов. Плата за землю выступает в трех формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли. Закон РФ о недрах устанавливает три формы платы за использование недр – за право на поиск и разведку месторождение полезных ископаемых, их добычу, использование недр для других целей. Плата за пользование природными водными объектами установлена в двух формах: за право пользования водными объектами и на восстановление и охрану вод. Существуют так же платы за пользование лесными, растительными ресурсами, ресурсами животного мира. Особы видом является плата за загрязнение природной среды. Ее сущность раскрывается в трех значениях: компенсационном, стимулирующем, экономическом.

Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей среде и других задач создана единая система  внебюджетных государственных экологических  фондов, объединяющая федеральный экологический  фонд, республиканские, краевые, областные  и местные фонды. Экологические  фонды расходуются на оздоровление природной среды, населения, проведение мер по охране окружающей среды, воспроизводство  природных ресурсов и иные цели, связанные с охраной природной  среды. Закон РФ об охране окружающей среды категорически запрещает  расходовать средства экологических  фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.

 

Экологическое страхование

 

Экологическим страхованием называются такие отношения, которые  направлены на защиту имущественных  интересов граждан и юридических  лиц при наступлении экологических  неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых  страхователями. Необходимость подобного  страхования имущественных интересов  в принципе предусмотрена ст. 23 Закона РФ об охране природной среды. Закон  допускает обязательное и добровольное страхование, но называет только один вид страховых отношений –  страхование физических и юридических  лиц и объектов на случай стихийного бедствия. Объектом экологического страхования  является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий  о возмещении ущерба за загрязнение  в результате наступления страхового события. Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые  привели к неожиданному выбросу  вредных веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности  или сбросу сточных вод. Непременным  условием наступления страхового события  являются внезапность и непреднамеренность. Отсутствие данных условий лишает предприятия  права на получение страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается  страхователю в размере, который  обусловлен закаченным договором. Оно  включает в себя следующие показатели: компенсацию ущерба, выплату убытков, компенсацию расходов по очистке территории и спасению жизни и имущества. Все споры, возникающие в связи с реализацией договора экологического страхования, решаются в обычном или арбитражном суде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экологическая ответственность.

 

Экологическая ответственность  – сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном смысле – это обязанность соблюдать  нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно-обоснованного сочетания  экологических и экономических  интересов, в ретроспективном –  обязанность претерпевать неблагоприятные  последствия нарушения норм взаимодействия общества и природы. В основе экологической  ответственности лежит экологическое  нарушение, которое выражается в  несоблюдении или невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное, научно-обоснованное сочетание экологии и экономики  в процессе общественного развития. В основе экологических нарушений  – объективное противоречие между  экологическими и экономическими интересами, существующее в системе “общество-природа”. Экологическими нарушениями следует  считать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение  человека, продиктованное удовлетворением  экономических потребностей, причиняющее  вред природной среде.

Информация о работе Предмет, источники и объекты экологического права.