Земельное право в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:28, реферат

Описание

Земля – один из компонентов окружающей среды; элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова; важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам. Общественные отношения в области использования и охраны земель регулирует наука – земельное право.

Содержание

Введение
п.1. Понятие и сущность земельного права
п.2. Система земельного права
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

земельное право.docx

— 35.01 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

п.1. Понятие и сущность земельного права

п.2. Система земельного права

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Земля – один из компонентов  окружающей среды; элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова; важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для  удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к  другим природным объектам. Общественные отношения в области использования  и охраны земель регулирует наука  – земельное право.

Земельное право – это  относительно обособленная отрасль  российской системы права, которая  представляет собой системно упорядоченную  совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства  и направленную на регулирование  общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования  и сбережения земли, как национального  богатства Российской Федерации. Под  земельным правом понимают также  систему юридических норм, предназначенных  для регулирования земельных  отношений. В данной работе рассмотрена  тема – «Система земельного права». Потребность исследования выбранной  темы объясняется тем, что в настоящее  время земельное право становится важнейшим регулятором земельных  правоотношений и затрагивает жизненные  интересы граждан и государства, при этом система земельного права  отчетливо выражает все особенности, присущие земельным отношениям, закрепляя  соответствующие правила поведения

Цель работы – исследовать  систему земельного права с точки  зрения современного законодательства Российской Федерации. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬  исследовать понятие  и основную сущность земельного права  с точки зрения современного законодательства Российской Федерации;

▬  изучить нормативно-правовую базу земельного права в России;

▬  охарактеризовать с  теоретической и практической точки  зрения систему земельного права  Российской Федерации (общая и особенная  части);

▬  рассмотреть специфические  особенности системы земельного права Российской Федерации в  современном научно-правовом аспекте;

▬  подвести итоги исследования выбранной темы, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы.

Объектом исследования данной работы является земельное право, как  самостоятельная отрасль единой системы российского права. Предметом  исследования представленной работы выступает  система земельного права.

Исследование выбранной  темы осуществлялось при помощи следующих  методов: диалектический метод, метод  анализа и синтеза; сравнительно-правовой метод, а также метод обобщения  полученных знаний по теме.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды  и учебные пособия таких авторов, как С.А. Боголюбов, Л.В. Воробьева, И.А. Павловский, О.И. Кравцов, М.В. Бархатов, И.О. Краснова., В.Х. Улюкаева и др. Также в данной работе были использованы теоретические, аналитические и практические материалы следующих Интернет-ресурсов - http://zakon.it-navigator.ru/, http://www.rg.ru/, http://allpravo.ru./.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Понятие и сущность земельного права

 

Земельное право Российской Федерации – это относительно обособленная отрасль российской системы права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства Российской Федерации.

Земельное право Российской Федерации – это система юридических  норм и соответственно правовых нормативных  актов – законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений  и др., предназначенных для регулирования  земельных отношений на территории России.

Земельное право Российской Федерации – это самостоятельное  направление правового регулирования  отношений, которое сформировалось в связи с выделением интересов  по справедливому распределению  земель между субъектами данной отрасли  права, рациональному использованию  и охране земель в процессе общественного  развития в самостоятельную категорию.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ, земельное право в  Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:1

1) учет значения земли,  как основы жизни и деятельности  человека, согласно которому регулирование  отношений по использованию и  охране земли осуществляется  исходя из представлений о  земле, как о природном объекте,  охраняемом в качестве важнейшей  составной части природы, природном  ресурсе, используемом в качестве  средства производства в сельском  и лесном хозяйстве, и основы  осуществления хозяйственной и  иной деятельности на территории  Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли  как важнейшего компонента окружающей  среды и средства производства  в сельском и лесном хозяйстве  перед использованием земли в  качестве недвижимого имущества,  согласно которому владение, пользование  и распоряжение землей осуществляются  собственниками земельных участков  свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни  и здоровья человека, согласно  ему - при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  решения и осуществлены виды  деятельности, которые позволили  бы обеспечить сохранение жизни  человека или предотвратить негативное  воздействие на здоровье человека, даже если потребует больших  затрат;

4) участие граждан и  общественных организаций (объединений)  в решении вопросов, касающихся  их прав на землю, согласно  которому граждане Российской  Федерации, общественные организации  (объединения) имеют право принимать  участие в подготовке решений,  реализация которых может оказать  воздействие на состояние земель  при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной  деятельности обязаны обеспечить  возможность такого участия в  порядке и в формах, которые  установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных  участков и связанных с ними  объектов – то есть все прочно  связанные с земельными участками  объекты следуют судьбе земельных  участков за исключением случаев  установленных законом;

6) приоритет сохранения  особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий – то есть изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном законами.

7) платность использования  земли, согласно которому любое  использование земли осуществляется  за плату, за исключением случаев,  установленных федеральными законами  и законами субъектов Российской  Федерации;

8) деление земель по  целевому назначению на категории,  согласно которому правовой режим  земель определяется исходя из  их прямой принадлежности к  той или иной категории и  разрешенного использования в  соответствии с зонированием  территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной  собственности на землю на  собственность Российской Федерации,  собственность субъектов РФ и  собственность муниципальных образований,  согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход  к установлению правового режима  земель, согласно которому при  определении их правового режима  должны учитываться природные,  социальные, экономические и иные  факторы;

11) сочетание законных  интересов общества и граждан,  согласно которому регулирование  использования и охраны земель  осуществляется в интересах всего  общества при обеспечении гарантий  каждого гражданина на свободное  владение, пользование и распоряжение  принадлежащей ему землей.

Земельное право РФ регулирует отношения по использованию и  охране земель в Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории (земельные отношения). Таким  образом, земельные отношения бывают двух видов - отношения по использованию  земель и отношения по охране земель. При регулировании земельных  отношений на территории Российской Федерации применяется принцип  разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в  части регулирования отношений  по использованию земель, также применяется  принцип государственного регулирования  приватизации земли.

Земельное право Российской Федерации по своей структуре  состоит из трех элементов: предмет  земельного права, метод земельного права и система земельного права .2

Предметом земельного права  Российской Федерации являются общественные отношения, возникающие между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования  и охраны земель. Эти отношения  регулируются нормами земельного законодательства Российской Федерации и называются земельными правоотношениями. Методы земельного права, с помощью которых  регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и метод дозволения. Так, предоставление земли для хозяйственных  нужд пользователям производится на основании соответствующего решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение  об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение  земельных правоотношений происходит на основании административно-правового  акта – решения (постановления) государственного органа. В этом случае данный государственный  орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта земли, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть" государства.3

Так, административным методом  регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, и некоторые другие отношения, например в области госконтроля за правильным использованием земель; при регулировании  отношений первичного и вторичного землепользования - в той части  этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при  межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве; при разрешении земельных споров.

Земельное законодательство Российской Федерации расширяет  права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную  деятельность, поэтому при регулировании  некоторых земельных правоотношений применяется и метод дозволения. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные  дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с  сорной растительностью, эрозией почв.4

Таким образом, если в одних  случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный  метод, то есть свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных  отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется  на основании хозяйственного решения  компетентного органа управления, а  затем заключается договор, который  устанавливает права и обязанности  участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное  законодательство, к нему применяется  метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного  рассмотрения возникшего конфликта.

Нормативно-правовой базой (источниками) земельного права Российской Федерации являются – Конституция  Российской Федерации, законы Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, президентские указы, постановления  Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные  постановления и решения местных  органов самоуправления в сфере  земельных правоотношений в России.

п.2. Система земельного права

 

Система земельного права  – это совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным  единством. По распространенному правилу  в общей теории права институты  системы земельного права объединяются в общую и особенную части  земельного права.

Общая часть системы земельного права – это совокупность правовых норм и положений, относящиеся ко всей отрасли земельного права в  целом. Виды правовых институтов Общей  части земельного права – институт права собственности на землю; институт государственного управления земельным  фондом; институт права пользования  землей и охраны прав на землю.

Институт права собственности  на землю предусматривает, что в  Российской Федерации земля может  находиться в государственной, муниципальной  и частной собственности. Так, согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ – собственностью граждан и юридических лиц (частная  собственность) являются земельные  участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством  РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к  приобретению земельных участков в  собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность  граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в  соответствии с законами не могут  находиться в частной собственности.5

Информация о работе Земельное право в РФ