Земельное право в системе права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:38, контрольная работа

Описание

Тема данной работы- земельное право в системе права. Для раскрытия данной темы были поставлены ряд задач, а именно раскрытие понятий
- определение земельного права;
-земельное право как отрасль российского законодательства.

Содержание

Введение
1. Понятие и определение земельного права.
1.1 Понятие и определение земельного права.
1.2 Общественные земельные отношения - предмет земельного права.
1.3 Земля как объект общественных земельных отношений.
1.4 Основные понятия земельного законодательства
2. Земельное право как отрасль российского законодательства
2.1 Методы земельного права
2.2. Место земельного права в системе российского законодательства.
2.3. Соотношение земельного права с гражданским, административным, экологическим и другими отраслями права.
2.4. Система земельного права и система земельного законодательства.
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная земельное право.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Понятие  и определение земельного права.

1.1 Понятие и  определение земельного права.

1.2 Общественные  земельные отношения - предмет  земельного права.

1.3 Земля как  объект общественных земельных  отношений.

1.4 Основные понятия  земельного законодательства

2. Земельное  право как отрасль российского  законодательства 
2.1 Методы земельного права

2.2. Место земельного  права в системе российского  законодательства.

2.3. Соотношение  земельного права с гражданским,  административным, экологическим и другими отраслями права.

2.4. Система земельного  права и система земельного  законодательства.

Заключение

Список источников и литературы 

Введение

     В современной России проблема решения  земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. Действующий Земельный кодекс РФ, несомненно, обеспечил стабильное и поступательное развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель. Существующий порядок оформления прав на землю по прежнему остается неоправданно дорогостоящим и даже "дачная амнистия" не смогла существенно переломить ситуацию. Тем не менее, законодательство в этой области активно развивается и совершенствуется, и земля превращается в полноценный объект гражданского оборота. Изучение земельного законодательства и проблем, связанных с его реализацией на практике – важная задача современного юридического образования. Предметом данной учебной дисциплины является отрасль "Земельное право", ее правовые нормы и институты. В ходе изучения земельного права исследуются его фундаментальные понятия и категории, такие как: предмет и система земельного права, земельно-правовые нормы, субъекты и объекты земельных правоотношений, право собственности и иные вещные права на землю, правовая охрана земель и многие другие.

     Тема  данной работы- земельное право в  системе права. Для раскрытия  данной темы были поставлены ряд задач, а именно  раскрытие понятий

- определение земельного права;

-земельное право как отрасль российского законодательства.  
         При написании данной работы были использованы такие источники как Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина, земельный кодекс, федеральные законы - «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «Об охране окружающей среды» и др. Все нормативно-правовые акты, использованные для написания данной работы,  были найдены в электронном источнике СПС «Консультант- Плюс».

     При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что предметом земельного права являются общественные отношения, объектом которых выступает земля – уникальный продукт природы. Особенности земельных правоотношений обусловлены ценностью и ограниченностью земельных ресурсов, их высокой востребованностью в обществе.

1. Понятие и определение земельного права.

     Общественные земельные отношения  - предмет земельного права. Земля  как объект общественных земельных  отношений: земля как природный  объект; земля как природный ресурс - объект хозяйствования; земля как  недвижимость, объект собственности и гражданского оборота; земля как территория. Основные понятия земельного законодательства.  
     1.1 Понятие и определение земельного права. Земельное право - это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с определением правового статуса и режима использования земельных участков, направленного на обеспечение наиболее рационального использования и охрану земель, а также защиту разнообразного права и интересы собственников земли, землевладельцев и землепользователей. 
     Таким образом, общественные отношения, возникающие в связи с оборотом, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права. 
     1.2 Общественные земельные отношения - предмет земельного права. Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. 
     Статья 3 Земельного кодекса определяет земельные отношения как отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Как мы видим, законодатель отказался от материального определения земельных отношений. 
     Дело в том, что подавляющее большинство кодификационных актов не только не дает исчерпывающего определения предмета правового регулирования, но и в ряде даже не содержат соответствующих терминов. Даже ГК РФ оставляет круг открытым, устанавливая, что к регулируемым гражданским законодательством относятся не только те отношения, которые прямо поименованы в ст.2, но "также другие имущественные отношения" (ст.2). 
          При определении предмета регулирования Земельный кодекс РФ употребляет термин "использование" земли, а не "пользование". В последнее время наметилась тенденция легального разграничения этих дефиниций в законодательных актах природоресурсовых отраслей законодательства. 
          1.3 Земля как объект общественных земельных отношений. Конституция Российской Федерации (ст.9) придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывая ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса.  Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенические и иных специальных требований (подп.3 п.1 ст.40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (ч.1 ст.42), чтобы проводились целенаправленные мероприятия по охране земель как природного объекта (ч.4 ст.42). В статьях, посвященных тому или иному конкретному виду хозяйственной деятельности (промышленности, транспорту, сельскому, лесному, водному хозяйству, градостроительству и т.д.), Земельный кодекс устанавливает такой порядок использования земли, который предусматривал бы требования, диктуемые особенностью земли как объекта природы, нуждающегося в соблюдении экологических норм и стандартов.  
     В имущественном отношении к земле, в качестве ее принадлежности, должны относиться почвенный покров и естественная растительность. Принадлежностью земли являются также защитные и мелиоративные устройства и посадки - поскольку они не имеют особой от земли хозяйственной ценности или же их ценность значительно уступает ценности земли, которую они защищают и улучшают. Бесспорно, что принадлежностью земли являются результаты защитных и мелиоративных работ, полностью слившихся с землей (планировка поверхности земли, расселение засоленных угодий, химические мелиорации, террасирование склонов, уборка камня и др.). 
     Если статья 79 (абз.1) устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений.     Пунктом 3 ст.129 ГК устанавливаются специальные правила оборотоспособности для таких объектов, как земля и иные природные ресурсы.     В соответствии с Законом о недрах участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Они могут передаваться в пользование только на основании лицензии для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, геологического изучения и других целей. 
     Оборот объектов и леса регулируется соответственно Водным и Лесным кодексами. Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установление и пересмотр лимитов водопользования, выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997г. №383 (СЗ РФ. - 1997. - №14. - Ст.1636), а также Лесным кодексом запрещается купля-продажа, залога и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков как входящих, так и не входящих в лесной фонд. Допускается передача участков леса в пользование на основание договора и лесорубочного билета (ордера или лесного билета), а водных объектов - на основании лицензии. 
     Оборот земель сельскохозяйственного назначения, кроме земель, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также застроенных участков, регулируется Федеральным Законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002г. №101-ФЗ. 
     Вышеперечисленным вопросам, в частности, посвящена глава 2 "Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" указанного Закона. Так, в соответствии со ст.8 при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. В случае, если субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.  
     Как мы видим, в отличие от общего срока исковой давности по ГК (3 года) срок, в течение которого указанные органы имеют право в судебном порядке требовать перевода на них прав и обязанностей покупателя, установлен продолжительностью в один год с момента государственной регистрации перехода прав собственности к продавцу.  
     Эти требования осуществляются в исковом порядке через признание ранее совершенной сделки недействительной и принятия судебного решения о переводе на государственные или муниципальные органы прав и обязанностей покупателя. 
          Статья 10 ФЗ 2002г. устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (ранее участки для сенокошения и выпаса скота предоставлялись бесплатно либо на землях сельскохозяйственных предприятий, землях лесного, водного фонда, государственного запаса). При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды. 
г. 
     Наконец, в законодательстве, праве, правовой доктрине земля уже давно устойчиво квалифицируется как территория. При этом, в нормативных правовых актах (прежде всего международно-правовых) в качестве синонима понятия "земля" довольно часто используется понятие "суша".     Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность государству и его верховенство - два основных признака государственной территории, которые, как правило, сосуществуют. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории. 
     В состав государственной территории входят:

  • сухопутная территория в пределах государственных границ, острова и анклавы независимо от их местонахождения;
  • водная территория, включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и территориального моря;
  • воздушная территория, включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства;
  • недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства.

   Государственная территория, в частности земля  с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Например, без такого согласия незаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовство в иностранных территориальных водах. Государство в силу своего суверенитета самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов. 
     Органы государственной власти и управления обычно могут осуществлять передачу или обмен небольшими участками территории, сдавать их для определенных видов пользования иностранным государствам, например, в аренду. Эти действия осуществляются по международному договору между государствами, который, как правило, подлежит ратификации. При международно-правовой аренде государственной территории права пользования или владения участком территории передаются государству-арендатору, но арендованный участок продолжает оставаться государственной территорией государства-арендодателя. 
     1.4 Основные понятия земельного законодательства 
     Современная теория права допускает трактовку понятия "законодательство" и в широком смысле - в качестве совокупности всех нормативных правовых актов, посвященных регулированию той или иной сферы общественных отношений, и в узком - когда речь идет только и непосредственно о законах как актах высшей юридической силы. Земельный кодекс вслед за Гражданским (см. ст.3 ГК) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п.1 ст.2, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. 
     Таким образом, новый Земельный кодекс воспринял конструкцию, в соответствии с которой законодательство, по общему правилу, - это система не любых нормативных правовых актов, а только законодательных. Иными словами, это система актов, данных законодателем, органами законодательной власти. 
     Важной составляющей земельного законодательства Российской Федерации являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты. 
       В связи с участившимися в последнее время научными дискуссиями относительно критериев деления системы внутреннего права на самостоятельные отрасли и целесообразности вообще выделения отраслей в российском законодательстве, а также в связи с наличием схожих с земельным правом по своему предмету и методу так называемых комплексных отраслей или научных (учебных) дисциплин типа аграрного права, колхозного права, представляется целесообразным определиться с базовыми понятиями и институтами, характеризующими, прежде всего, земельное законодательство. К их числу, в частности, можно отнести следующие:  
     Бессрочное пользование земельным участком - возможность использовать земельный участок (извлекать его полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли) на безвозмездной недоговорной основе, без установления конкретного срока такого пользования. 
     Сервитут - это постоянное или временное, публичное или частное, право ограниченного пользования чужим земельным участком. В некоторых случаях сервитутами могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. 
     Оценочная зона - это часть земель, однородных по целевому назначению, ввиду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. 
     Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документальных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, информация о субъектах прав на земельные участки. 
     Мониторинг земель - это система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектами мониторинга земель являются все земли Российской Федерации. 
     Землеустройство - система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 
     Земли населенных пунктов - поселений - земли, используемые как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения. 
     К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). 
     К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.     Тем самым было положено начало земельной и аграрной реформ в России.     Из прошедших более 10 лет, в течение которых идет процесс реформирования земельных отношений, наиболее успешным принято считать 2001 г. В этом году были приняты правительственные варианты следующих документов:

2. Земельное право как отрасль российского законодательства 
     
Согласно общей теории права отрасль права - это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений. Применительно к земельному праву как отрасли права такими родовыми отношениями выступают земельные отношения. В то же время земельное законодательство может выходить за строгие рамки этих отношений и регулировать также смежные области отношений. В качестве хрестоматийного в учебниках по земельному праву приводится пример с предоставлением земли для нужд строительства, когда наряду с другими документами необходимо иметь справку госбанка о финансировании строительства, что входит в область административного права, хотя и является правовым требованием земельного законодательства. Аналогично обстоит дело с законодательством о землеустройстве, а также о юридической ответственности, нормы которой принадлежат к уголовному, административному, трудовому, гражданскому праву. 
          Земельное право как наука включает толкование отдельных правовых категорий, а также сравнительные аспекты правового регулирования земельных отношений в России и зарубежных странах и научные проблемы дальнейшего развития земельного права. Наука земельного права изучает связи земельного права с другими отраслями права, перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дисциплины. 
     Земельное право как учебная дисциплина - это система знаний о земельном праве, обязательных для изучения.     

2.1 Методы земельного права 
     
Предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта - решения (постановления) государственного органа. В этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть". 
     Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление "власти и подчинения". Этот метод используется и в земельном праве. 
     Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например:

  • в области государственного контроля за правильным использованием земель;
  • при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес;
  • при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве;
  • при разрешении земельных споров и т.п.

Важно, однако, всегда иметь в виду, что  административный метод распространяется не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном планировании использования земли - применение этого метода значительно ограничено. 
     Новое законодательство расширяет, права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения. Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв. 
     Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, т.е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, а затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта. 
     2.2. Место земельного права в системе российского законодательства. 
     В соответствии с общей теорией права, чем ближе к системе права формируемая законодателем система законодательства, тем точнее регламентирует она общественные отношения и, следовательно, тем эффективнее. Только на этом пути может быть создана действительно стройная, сбалансированная, стабильная и в то же время динамичная система законодательства как необходимая предпосылка упрочнения и соблюдения законности. 
     Система - это выделенное из окружающей среды целостное множество элементов и их структурных образований, объединенных внутренними связями и отношениями. 
     Одним из ключевых понятий в методологии системных исследований является понятие "элемент". Наряду с понятиями "целостность" и "связь" оно выражает строение системных объектов. Элемент системы - это минимальный компонент системы, сохраняющий присущие данной системы, сохраняющий присущие данной системе свойства, компонент, совокупность которых прямо или опосредованно складывается в систему. 
     Применительно к системе права таким минимальным компонентом, служит норма права. Законодательство - это источник и внешняя форма права. Подобно праву его социальное назначение состоит в регламентации поведения людей. Однако законодательство может осуществлять регулятивную функцию, лишь если оно конституировано в определенной форме, вне которой законодательство не существует, а именно - в форме нормативных актов. Это дает основание считать нормативный акт элементом, т.е. минимальным компонентом системы законодательства. 
     Структура системы права оказывает существенное влияние и на структуру формы права - законодательства. В нем тоже вычленяются нормативные предписания, институты (субинституты), подотрасли и отрасли. Влияние структуры системы права на структуру законодательства во многом определяет предмет издава6емых законов и подзаконных актов, наличие в них разделов, глав, частей и даже преамбул. 
     Специфика системы законодательства состоит также в необходимости включения каждого нового закона и подзаконного акта в уже существующую на момент его принятия систему как обязательной предпосылке его эффективности.  
     Верховенство Конституции РФ в иерархической цепи нормативных правовых актов обусловливает возникновение в системе законодательства особого вида связей между актами - отношений соподчиненности, т.е. одновременной, на равных основаниях подчиненности многих нормативных актов одному акту. Соподчиненность - это одно из проявлений иерархической связи как главной в системе законодательства. 
     Существование в системе российского законодательства отношений соподчиненности нашло конституционное закрепление в ст.15 Конституции РФ. Согласно этой статье Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить федеральной Конституции.  
     Соподчиненность всего российского законодательства российской Конституции РФ выражается прежде всего в том, что в ней закреплены основы конституционного строя страны и основополагающие положения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, получающие конкретизацию и развитие во всех отраслях российского законодательства. 
     Земельное право в этом плане не является исключением. Оно также своими корнями уходит в конституционное право, поскольку именно последнее определяет государственные (конституционные) основы земельного строя России, важнейшие принципы земельного права и основные направления деятельности государства, его правомочных органов и граждан Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению землей. 
     Влияние системы права на систему законодательства наиболее полно проявляется в отраслевой (горизонтальной) структуре законодательства. Это касается как процесса дифференциации правового регулирования, так и встречного ему процесса интеграции правовой регламентации. Частное - гражданское, семейное и, частично, трудовое право. Публичное - все остальные, в том числе и земельное, отрасли права. 
     В последнем десятилетии XX в. процесс интеграции получил в системе права наиболее яркое выражение в подразделении этой системы на частное и публичное право. И то, и другое суть более крупные, чем отрасль, структурные образования системы права. Общим для них является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права. 
     Термин "отрасль законодательства" чаще всего употребляется для обозначения тех отраслей этой системы, которые корреспондируют соответствующим отраслям права. Если отвлечься от споров, связанных с "набором" отраслей права, признаваемых тем или иным исследователем, можно констатировать, что в вопросе существования таких отраслей законодательства имеется относительное единство мнений. Вместе с тем нельзя забывать, что не всем отраслям права соответствуют адекватные отрасли законодательства. Причем дело здесь не только в отставании темпов кодификационных работ. Одним из показателей существования отрасли законодательства, адекватной отрасли права, следует считать наличие (или хотя бы реальную возможность подготовки и принятия) сводного, т.е. охватывающего подавляющее большинство институтов данной отрасли, нормативного акта. Такой нормативный акт (закон) должен выступать в качестве активного центра данной отрасли законодательства и, следовательно, управлять ею путем разграничения компетенции между нормотворческими органами в регулировании конкретных отношений и установления общих положений, подлежащих конкретизации в издаваемых на базе и в развитие этого сводного закона других нормативных актов. В нашем случае, применительно к земельному праву как отрасли российского законодательства, таким активным центром выступает Земельный кодекс Российской Федерации 2001 г. 
     2.3. Соотношение земельного права с гражданским, административным, экологическим и другими отраслями права.  
     Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права. С предметом и системой земельного права тесно связана проблема разграничения действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений. Это связано, прежде всего, с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных. 
     В регулировании земельных отношений и проведении земельной реформы вопрос о взаимодействии гражданского и земельного законодательства имеет большой интерес. Именно здесь четко и ярко проявляются особенности земли как имущества, недвижимости, как объекта земельных отношений и осуществления их правового регулирования гражданским и земельным законодательством. 
     В ст. 3 ГК РФ сказано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, в ЗК и других актах земельного законодательства нормы ГК РФ: 
     во-первых, могут воспроизводиться (полностью или частично), но не вступая в противоречие с нормами ГК РФ; 
     во-вторых, они могут и должны развиваться, конкретизироваться с учетом особенностей регулирования земельных отношений, опять-таки не вступая в противоречие с ГК РФ, в первую очередь, с его нормами о праве собственности и других правах, о сделках с землей и др.; 
     в-третьих, могут и должны содержаться сугубо "свои", первоначальные земельно-правовые нормы, не включаемые в ГК РФ. 
     Как известно, предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права - управленческие отношения (ст.2 ГК РФ). Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений.  
     Отношения по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий. 
     При этом необходимо помнить, что земельное законодательство устанавливает ряд запретов, в частности, на продажу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на самовольное изменение целевого назначения земельного участка, на приобретение в собственность иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения и т.д. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства.  
     Иногда в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому законодательству, если те или иные отношения, связанные с использованием земли, регулируются гражданским законодательством. Но для применения норм гражданского законодательства не всегда требуется обязательное указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы нормами гражданского права. 
     Однако не все нормы гражданского законодательства, и в частности Гражданского кодекса о недвижимом имуществе, могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю. 
     Тесные связи земельное право имеет с административным правом, поскольку и в той и в другой отрасли содержится комплексный правовой институт "управление земельными ресурсами", устанавливающий виды и полномочия органов управления земельными ресурсами. А также основные направления их деятельности (функции). 
     Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения. Это происходит, например, в случае захвата земли, когда компетентный орган государственной власти, опираясь на закон, в порядке наказания решает вопрос об изъятии земельного участка. Следовательно, государственный орган принимает управленческое решение, т.е. административно-правовой акт, на основании которого прекращается право пользования землей. Данное решение является обязательным для органов Землеустроительной службы, которые выясняют границы земельного участка в натуре (на местности) и передают его другому пользователю (собственнику) земли. Оно является обязательным и для бывшего пользователя земельного участка, так как последний не вправе игнорировать требования, содержащиеся в документе государственного органа.  
     Наконец, нормы, устанавливающие административную ответственность за земельные правонарушения, содержатся как в земельном, так и административном законодательстве. 
     Говоря о соотношении земельного права с природоресурсными отраслями (лесным, водным, горным и т.д.), важно отметить их общие цели и задачи (равно как и с экологическим правом) - обеспечение рационального использования и охраны, воспроизводство природных ресурсов, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности, экологической безопасности и экологических прав и интересов общества в целом. Здесь имеет место взаимопроникновение, взаимовлияние правовых норм, регулирующих, к примеру, лесные, водные и земельные отношения. Это объясняется тем, что правовой режим земель лесного фонда, земель водного фонда соответственно соподчинен правовому режиму лесов или правовому режиму вод, а их общие социальные, экономические ценности (земель, лесов, вод) защищаются экологическим правом. 
     Из сказанного нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, происходит экологизация норм земельного права.  
     Всеобщие экологические связи в природе приводят к тому, что хозяйственная эксплуатация одного природного ресурса оказывает влияние на состояние других природных объектов и в целом природной среды. Поэтому стоит задача обеспечения охраны природы в процессе хозяйственной эксплуатации отдельных ее составных частей: земель, вод, лесов, недр. 
2.4. Система земельного права и система земельного законодательства. 
     Под системой земельного права понимается внутренняя структура построения отрасли, порядок и последовательность расположения ее правовых институтов. 
     Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. 
     Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются:

Информация о работе Земельное право в системе права