Земельный сервитут: понятие, содержание, порядок установления и виды. Прекращение сервитута

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:39, реферат

Описание

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Содержание

Введение. 3
Понятие земельного сервитута. 6
Виды земельных сервитутов. 9
Заключение. 18
Список литературы. 20

Работа состоит из  1 файл

сервитут.docx

— 47.03 Кб (Скачать документ)
  • заявление собственника о государственной регистрации сервитутаили
  • заявление лица, в пользу которого установлен сервитут (в случае установления публичного сервитута заявление о регистрации подается органом государственной власти или органом местного самоуправления, его установившим);
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию в установленных законодательством размерах;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;
  • документ, свидетельствующий об установлении сервитута.

Таким документом может быть:

  • соглашение (договор) лиц об установлении частного сервитута, копия распорядительного акта соответствующего государственного органа об установлении публичного сервитута или судебное решение об установлении сервитута;
  • учредительные документы правообладателя сервитута (если это юридическое
  • лицо) и учредительные документы юридического лица, на основании соглашения с которым сервитут установлен (если речь идет о частном сервитуте);
  • документы, подтверждающие полномочия руководителей юридических лиц на подписание соответствующих документов;
  • документы, описывающие земельный участок, в отношении которого установлен сервитут (кадастровый план участка). При этом следует учитывать, что если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Если сервитут относится только к части земельного участка, то предоставление кадастрового плана участка обязательно, причем на нем должна быть отмечена сфера действия сервитута (п. 2 ст. 27 Закона о регистрации);
  • иные необходимые для проведения регистрации документы.

При регистрации сервитута  на земельный участок необходимо, чтобы в Едином государственном  реестре прав было зарегистрировано само право на земельный участок, обременяемый сервитутом.

В Едином государственном реестре прав. Пункт 1 ст. 23 Земельного кодекса предусматривает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п.1 ст. 274 ГК РФ земельный сервитут определяется как принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника. Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов. Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г. «О племенном животноводстве» предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота

Современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного  решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной  стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может  выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости. Другой стороной является сервитуарий - лицо, в пользу которого устанавливается сервитут. Таким лицом может быть субъект, обладающий участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Если сервитутом обременяется здание, сооружение и другое недвижимое имущество, сервитуарием может быть собственник зданий, сооружений, а также обладатели права хозяйственного ведения и права оперативного управления на эти объекты (ст.294, 296 ГК РФ). В договоре об установлении сервитута должны быть указаны предмет договора и цена, т.к. этот договор возмездный (п.5 ст.274 ГК РФ). Что касается условия о сроке действия сервитута, то оно является необязательным. Если в договоре срок не определен, он все равно считается заключенным на неопределенный срок и подлежит государственной регистрации.

Основанием возникновения  сервитута может быть вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Возможность установления сервитутов на основании актов государственных  органов и органов местного самоуправления предусмотрена только в отношении  частных лесных сервитутов (ч.2 ст. 21 ЛК РФ). Такой способ возникновения  сервитутов базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение  гражданских прав (в том числе  и вещных) посредством издания  административных актов в случаях, прямо предусмотренных законом (ст.8 ГК РФ и ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Допускается возникновение сервитута в силу прямого указания закона, например, при продаже земельного участка с сохранением за продавцом или законодателем права собственности на здания, сооружения и другую недвижимость, находящуюся на отчужденной земле (ст. 340, ч.2 ст.553 ГК РФ, ст.64 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Статья 276 ГК РФ называет два  основания для прекращения частного сервитута: расторжение договора и  судебное решение. Инициатором прекращения  сервитута в этих случаях выступает  собственник участка, обремененного  сервитутом. В первом случае причиной прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым  он был установлен. Во втором случае - невозможность использования земельного участка в соответствии с назначением в результате обременения его сервитутом. Между тем частный сервитут может прекращаться и в иных случаях:

– при гибели объекта  сервитутного права (пересыхание водного источника);

– при изъятии служащего  земельного участка для государственных  или муниципальных нужд;

– при истечении срока  действия срочного сервитута и др.

Прекращение частного сервитута  подтверждается специальным штампом  погашения, который ставится на регистрационном  реестре (п.62, 64 правил ведения Единого  государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219).

Публичный сервитут вводится законом или иным нормативным  правовым актом РФ, субъекта Федерации  либо нормативным актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения без изъятия земельных  участков у собственника. Специфика  публичного сервитута в том, что  он устанавливается не в интересах  конкретного собственника земельного участка, а в общественных интересах  и не связывается непосредственно  с нуждами соседнего земельного участка.

Публичные сервитуты устанавливаются  в интересах неограниченного  круга лиц. Возможность установления публичных сервитутов на земельный  участок предусмотрена не только Земельным кодексом РФ, но и ФЗ от 21.01.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от 19.07.1998 г. «О гидрометеорологической службе» и другими нормативными актами.

В соответствии с ч.2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут на земельный  участок может быть установлен в  случаях, если это необходимо для  обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Интересы, для обеспечения которых устанавливаются публичные сервитуты, перечислены в ч.3 ст. 23 ЗК РФ. Земельный кодекс РФ в отличие от других нормативных актов содержит широкий перечень оснований для установления публичных сервитутов: законы или нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, Градостроительный кодекс РФ (ч. 2 ст. 64) в качестве основания для установления публичного сервитута называет только нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Отличительной особенностью земельного публичного сервитута является его установление с учетом результатов  общественных слушаний. Проведение общественных слушаний – одна из форм работы с  общественностью и способ реализации принципа участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю (п.1 ст.1 ЗК РФ). Необходимо отметить, что в РФ отсутствуют какие-либо нормативные  акты, регламентирующие процедуру проведения общественных слушаний. Этот пробел в  российском законодательстве можно  устранить путем принятия нормативных  актов на уровне субъектов РФ. Процедура  проведения общественных слушаний должна быть разработана, исходя из специфики  территорий, социальных и этнических групп.

Используя опыт зарубежных государств, можно предложить следующий  порядок проведения общественных слушаний. Первый этап – информирование общественности о предстоящем принятии решения  об установлении публичного сервитута  через прессу, теле- и радиопередачи. Второй этап - выявление мнения общественности путем проведения собраний, сходов, опросов (письменных, телефонных). Третий этап - проведение общественных слушаний. При этом граждане заранее информируются о месте и времени их проведения, а результаты общественных слушаний оформляются протоколом. Четвертый этап - информирование общественности о принятом решении через средства массовой информации (публикация закона или нормативного правового акта, установившего сервитут).

Установление публичного сервитута ограничивает права собственника участка, так как собственник  не может в полном объеме использовать свой участок и получать прибыль. Однако законодатель предусмотрел право  собственника участка, обремененного  публичным сервитутом, требовать  от органа государственной власти или  органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерную плату только в одном случае, когда установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (п.7 ст. 23 ЗК РФ).

Если предположить, что  размер соразмерной платы, выплачиваемой  собственнику участка, будет устанавливаться  соглашением, а при его отсутствии – судом, то остается нерешенным вопрос о том, какой орган государства  или орган местного самоуправления будет заключать данное соглашение и из каких средств эта плата  будет выплачиваться собственнику участка. Эти вопросы также требуют  своего законодательного решения.

Пункт 7 ст. 23 ЗК РФ также предусмотрел право собственника, землепользователя, землевладельца требовать изъятия, в том числе путем выкупа у  него участка, обремененного публичным  сервитутом, с возмещением органом, установившим сервитут, убытков или  предоставления равноценного участка  с возмещением убытков. Вопрос об изъятии земельного участка в  этом случае должен решаться в соответствии со ст. 55 ЗК РФ, ст.ст. 279 – 282 ГК РФ и ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности" (СЗ РФ, 1998, № 31, ст.3813).

Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (п.2 ст. 48 ЗК РФ) или в случае изъятия  участка органами государственной  власти или местного самоуправления (п.7 ст. 23 ЗК РФ). По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. В ст. 276 ГК РФ указано еще одно основание прекращения сервитута: невозможность использования обремененного им земельного участка. Его собственник в этом случае вправе требовать по суду прекращения сервитута или предоставления другого (не обремененного сервитутом) земельного участка.

Можно указать и на другие основания прекращения сервитута, вытекающие из гражданского законодательства: физическое прекращение существования  земельного участка, обремененного  сервитутом, или изъятие участка  из гражданского оборота, объединение  в одном лице собственника земельного участка и собственника сервитута, отмена акта, установившего публичный  сервитут.

Характерным примером может  служить Решение Арбитражного суда Московской области от 24, 25 августа 2006 г. по делу N А41-К1-11533/06. Земельный  участок истца был обременен  постоянным публичным сервитутом для  обеспечения интересов местного населения согласно Постановлению  главы районной администрации и  на этом основании был зарегистрирован  в Едином государственном реестре  прав. Арбитражный суд по данному  делу решил прекратить право ограниченного  пользования земельным участком истца, поскольку состоявшимся ранее  судебным решением постановления администрации  района признаны недействительными, и  обязал регистрационную службу провести государственную регистрацию прекращения  сервитута, которым был обременен  участок истца.

 

Заключение.

 

 

Совершенствование законодательства о публичных сервитутах предполагает решение вопросов об определении  места этого института в системе  права, его природы, содержания, порядка  и условий введения и прекращения.

Настоящее исследование затрагивает  только аспекты установления и прекращения  публичного земельного сервитута, включая  основания, процедуру оформления, определение  личности заявителя и органов, принимающих  решение. В качестве исходного используется понятие публичного сервитута как  разновидности самостоятельного гражданского вещного права сервитута, которое  состоит в правомочии ограниченного  пользования чужим объектом недвижимости. Публичный сервитут устанавливается  законом или иным нормативным  правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или  органа местного самоуправления, как  правило, с учетом результатов общественных слушаний, в интересах государства, муниципального образования и (или) местного населения.

Действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут).

В связи с активным развитием  земельных правоотношений вопрос о  правовом регулировании сервитутов является достаточно актуальным.

Информация о работе Земельный сервитут: понятие, содержание, порядок установления и виды. Прекращение сервитута