Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:11, реферат
Международные реки - реки, протекающие по территории нескольких государств или разделяющие их территории.
Соответствующие участки рек входят в состав территории прибрежных государств, но вместе с тем являются частями единой водной системы, чем и определяется специфика их правового статуса. Принято различать собственно международные реки - судоходные реки, имеющие выход в море
В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств. Подобные соглашения, как правило, предусматривают свободу судоходства для прибрежных государств, а иногда и для всех стран. В целях содействия выполнению этих соглашений создаются речные комиссии из представителей прибрежных государств.
1.3 Несудоходное
использование международных
К несудоходному использованию международных рек относятся строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав и т. п. В последнее время подобные виды использования международных рек в целом имеют большее распространение, чем традиционное судоходство. Все вопросы несудоходного использования решаются или должны решаться на основе соглашения между прибрежными государствами.[4] Единственным общим документом в этом отношении являются Хельсинкские правила 1966 года, которые содержат детально разработанные статьи по таким видам использования, как распределение вод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др. В основе всех этих видов использования лежит следующий принцип: использование вод международной реки одним государством не должно наносить ущерб водам той же реки, протекающим в пределах другого государства. В ином случае необходимо заключение соответствующего соглашения.
Общие правила относительно
урегулирования вопросов, возникающих
при строительстве
Во многих международных
договорах, регулирующих проблемы ирригации,
подразумевается, что при использовании
речных вод в этих целях одно прибрежное
государство не должно наносить ущерб
другому государству. При этом на
первое место выходит более конкретный
вопрос - количественное распределение
вод между прибрежными
Все виды несудоходного использования речных вод могут оказывать вредное влияние на рыбные ресурсы в пределах границ другого государства. Поэтому в случае возможности возникновения противоречий между прибрежными государствами в этой области они также должны заключать соответствующие соглашения, что часто и делается.
Аналогичным образом решались подобные вопросы в соглашениях СССР с сопредельными странами, например в соглашении СССР с Польшей о водном хозяйстве на пограничных водах 1964 года и в соглашении СССР с Финляндией о пограничных водных системах 1964 года. В первом, в частности, указывалось, что на пограничных водах не будут проводиться без взаимного согласования какие-либо работы одной из сторон, которые могут оказывать влияние на водное хозяйство другой стороны (ст. 9).
Комиссия международного
права разрабатывает по поручению
Генеральной Ассамблеи ООН
Глава II. Правовой режим судоходства на Дунае
2.1 Разработка Конвенции 1948 г. и ее основные положения
По окончании второй мировой
войны США, Англия и Франция пытались
восстановить «версальский» режим
судоходства по международным рекам.
23 июля 1945 г. на Потсдамской конференции
делегации США внесла предложение
об установлении режима свободного, неограниченного
судоходства по внутренним водным путям
Европы, проходящим по территории двух
или более государств. Предлагалось
также создать временные органы
для Дуная и Рейна с участием
США, Великобритании, СССР, Франции
и прибрежных государств, чтобы урегулировать
вопросы судоходства в
На заседаниях Совета министров иностранных дел (СМИД) государств антигитлеровской коалиции и на Парижской конференции 1946 года делегации США, Великобритании и Франции пытались решить вопрос о реках, в том числе о Дунае, в рамках мирных договоров с государствами- союзниками Германии, то есть с их участием. Советская делегация возражала против этого, указывая на то, что вопрос о режиме судоходства на Дунае – дело, прежде всего, самих придунайских государств и его нельзя решить только в мирных договорах с конкретными придунайскими государствами.
Парижская конференция приняла рекомендацию о созыве конференции придунайских государств, а также США, Англии и Франции для разработки новой конвенции относительно судоходства по Дунаю на условиях полного равенства. 5 декабря 1946 г. СМИД принял следующее советское предложение о режиме судоходства по Дунаю: «Навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Вышеизложенное не распространяется на перевозки между портами одного и того же государства». Этот текст вошел также в мирные договоры с Болгарией (ст.34), Венгрией (ст.38) и Румынией ( ст.36) и в ст.1 принятой Болгарией, Венгрией, Румынией, Советским Союзом, Украиной, Чехословакией и Югославией 18 августа 1948 г. Конвенции о режиме судоходства на Дунае. Австрия присоединилась к Дунайской конвенции 7 января 1960 г., а ФРГ – в силу различных политических причин – только в 1999 году.[6]
В этой Конвенции[7] нашли свое закрепление положения о суверенном равенстве всех прибрежных государств (ст.5,10,11,23,25), обеспечении равенства торговых судов всех стран в вопросах навигации, пользования портовыми и иными сооружениями (ст.1, 24, 26, 40), создании наиболее благоприятных условий для судоходства (ст.3, 4, 8), передаче управления рекой только прибрежным государствам (ст. 5 и след.), гарантиях против использования международно-правового режима Дуная в целях военного или экономического давления на отдельные страны (ст.12, 25, 30). Можно добавить, что провозглашенная Конвенцией свобода судоходства для судов всех государств мира включает право захода в порты, производство в них погрузочных и разгрузочных операций, посадку и высадку пассажиров (ст.24), упрощенный порядок прохождения транзитных грузов (ст.27) и запрещение взимания сборов за транзит (ст.42). Реализация свободы судоходства обеспечивается, в частности, обязанностью придунайских государств содержать свои участки реки в судоходном состоянии и производить необходимые работы для улучшения условий судоходства (ст.3), а также отсутствием в Конвенции и принятых на ее основе актах каких-либо ограничений, связанных с признанием судовых удостоверений или удостоверений судоводителей, выданных в неприбрежных государствах.[8] Правила плавания судов устанавливаются соответствующими прибрежными странами, а в тех районах, где берега принадлежат двум разным государствам, - согласно правилам, определенным по соглашению этих государств. При этом должны учитываться Основные положения о плавании по Дунаю, принятые Дунайской комиссией. Эти положения были приняты в 1951 году, затем пересмотрены в 1967 году и систематически обновляются с учетом, в частности, рекомендованных Европейской экономической комиссией ООН Европейских правил судоходства по внутренним водным путям.
Конвенцией была учреждена Международная Комиссия по защите реки Дунай[9]. Комиссия состоит из делегаций Сторон, проводит совещания не менее 1 раза в год. Стороны Конвенции поочередно осуществляют президентство в Комиссии, которое длится один год. Для обеспечения преемственности, вновь назначенному Президенту Комиссии помогают предыдущий Президент и будущий преемник.
В период между совещаниями
Комиссии проводятся встречи Руководящей
рабочей группы (РРГ), в которую
входят делегаты (главы делегаций
и/или назначенные ими
Комиссия имеет право создавать Группы экспертов (ГЭ) по тем или иным вопросам.
В настоящее время действуют ГЭ по:
а) управлению речным бассейном,
б) источникам воздействия,
в) мониторингу и оценке,
г) защите от наводнений,
д) управлению информацией и географической информационной системе,
е) Специальная группа экспертов (СГЭ) по участию общественности
ж) СГЭ по стратегическим вопросам. ГЭ имеют право формировать целевые группы для решения отдельных вопросов с привлечением дополнительных экспертов.
Важную роль в работе Комиссии
играют наблюдатели. Комиссией приняты
подробные «Руководящие принципы в
отношении участников с консультативным
статусом и наблюдателей», регламентирующие
правила получения
Проверку работы Комиссии осуществляют независимые аудиторы, назначаемые по предложению Сторон Конвенции. Аудиторами не могут быть граждане страны гражданства Президента Комиссии или Исполнительного секретаря.
2.2 Проблемы судоходства на Дунае и их решения
Как отмечалось выше, ФРГ до 1999 года не являлась участницей Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года и, несмотря на положение ст.2 Конвенции, устанавливавшее, что конвенционный режим распространяется на судоходную часть реки от Ульма до Черного моря, не была связана договорными обязательствами в отношении предоставления всем государствам мира свободы судоходства по своей части реки. [10]Этот вывод основывается на общепризнанном принципе международного права о нераспространении действия международного договора на неучаствующие в нем государства. Тем не менее до 1978 года ФРГ фактически соблюдала положения Дунайской конвенции, предоставляя судам придунайских и других государств право свободы судоходства по своему участку реки и пользуясь этим правом на всем протяжении Дуная на территориях других придунайских государств. 3 апреля 1978 г. правительство ФРГ объявило об установлении разрешительного режима судоходства на участке между городами Регенсбург и Кельхейм, сославшись на проведение дорогостоящих работ по улучшению навигационных условий этого участка. В ответ на протесты придунайских стран правительство ФРГ заявило, что судоходство по германскому участку Дуная не подчиняется международному режиму, а допускается лишь на основе взаимности; что этот порядок и далее будет соблюдаться ФРГ на участке между городами Пассау и Регенсбург; для участка Регенсбург – Кельхейм было подтверждено введение разрешительного режима судоходства, а в отношении участка Кельхейм – Ульм устанавливалось, что торговое судоходство не осуществляется в связи с плохими судоходными условиями.
В нотах правительств Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Советского Союза, направленных правительству ФРГ в период 1978-1980 годов, введение разрешительного режима судоходства на участке Дуная Регенсбург – Кельхейм обоснованно квалифицировалось как нарушение обычной нормы международного права о свободе судоходства по Дунаю, которая сложилась на протяжении полутора веков в результате единообразной договорной практики.
В настоящее время для
судов большинства придунайских
государств проход по участку Регенсбург
– Кельхейм открыт на основании
двусторонних договоров о судоходстве
по внутренним водным путям, заключенных
между каждым из них с ФРГ. Однако
рассмотренная ситуация весьма показательна
в теоретическом плане, так как
еще раз убедительно
В начале 90-х годов прошлого
века в связи с геополитическими
изменениями в дунайском
С целью подготовки изменений
и дополнений к Дунайской конвенции
в 1993 году был создан комитет по подготовке
дипломатической конференции по
ее пересмотру, в которой наряду
с участниками Дунайской
Поскольку работа по обновлению
Конвенции затянулась, членами подготовительного
комитета было принято решение о
подписании на первом этапе Дополнительного
протокола к Дунайской