Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:05, контрольная работа
Термин "правовой режим" употребляется в различных аспектах. Его определяют как совокупность правовых средств, правовых и организационно-технических мер, как социальный режим .
В целом правовой режим определяется совокупностью правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенный вид общественной деятельности.
Понятие «правовой режим»
Термин "правовой режим" употребляется в различных аспектах. Его определяют как совокупность правовых средств, правовых и организационно-технических мер, как социальный режим .
В целом правовой режим определяется совокупностью правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенный вид общественной деятельности.
Вместе
ряд авторов указывают на специфику
этого термина посредством
Более
того, А.В. Малько определяет правовой
режим как специальный вид
правового регулирования, который
представляет собой своеобразный комплекс
мер, выраженный в правовых стимулах
и правовых ограничения. Близко к
этому пониманию правового
Правовой режим портов и его особенности в соответствии с Международными конвенциями
Правовой
режим внутренних морских вод
устанавливается прибрежным государством
по его усмотрению. В частности, судоходство
и рыболовство во внутренних морских
водах, а также научная и
Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Поэтому прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. Оно вправе как суверен решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Этот международный обычай был подтвержден Конвенцией о режиме морских портов, заключенной в Женеве в 1923 году. Ее участниками являются около 40 прибрежных государств.
Тем не менее, в интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации.
Согласно
Международной конвенции по охране
человеческой жизни на море 1974 года,
для захода в морские порты
иностранных ядерных судов
Военные
корабли, законно находящиеся в
иностранном порту, пользуются иммунитетом
от юрисдикции прибрежного государства.
Но они обязаны соблюдать законы
и правила прибрежного
Государственные морские невоенные суда,
в том числе и торговые, на основе исторически
сложившегося давнего обычая также пользовались
иммунитетом от иностранной юрисдикции
на море. Однако Женевские конвенции 1958
года о территориальном море и прилежащей
зоне, а также об открытом море, равно как
и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года,
в отличие от указанного обычая, признают
иммунитет лишь за государственными судами,
эксплуатируемыми в некоммерческих целях.
На
морские невоенные суда при пребывании
их в открытых иностранных портах
(как и вообще во внутренних водах)
распространяется суверенная власть прибрежного
государства, и они подчиняются
юрисдикции этого государства (уголовной
и гражданской), таможенным, санитарным
и другим правилам. Изъятия из этого
правила касаются только государственных
судов, обладающих иммунитетом от власти
другого государства. В отличие
от невоенных судов военные
Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской торговый порт и выход из этого порта и отвечающим за безопасность мореплавания в указанном порту, является капитан морского торгового порта, с которым согласовывает свои действия капитан морского рыбного порта в случае, если его действия затрагивают компетенцию капитана морского торгового порта. Все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов. В отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении анлогичных судов определенного порта, этим портом могут быть установлены ответные ограничения.
Иностранные суда, военные корабли и другие государственные суда вправе осуществлять вынужденный заход в порты в силу следующих чрезвычайных обстоятельств: — при аварии, буксировке, стихийном бедствии или сильном шторме, угрожающем безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна; — для доставки спасенных людей; — при необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств. В сообщении о вынужденном заходе должны содержаться сведения о названии иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна; государстве флага; имени и фамилии капитана иностранного судна; типе двигательной установки; причине вынужденного захода; потребности в помощи и ее характере; предполагаемом времени вынужденного захода, а также другие сведения. Государства могут предоставлять друг другу на основе взаимности во внутренних морских водах и портах национальный режим или режим наиболее благоприятствуемой нации или то и другое одновременно. Под национальным режимом понимается предоставление государством иностранным невоенным судам, их грузам и пассажирам такого же режима, как и для своих национальных судов, грузов и пассажиров. Обычно национальный режим, предоставляемый для иностранных судов, не распространяется на каботаж, буксировку, спасательные работы в портовых водах, льготы для промысловых и спортивных судов. Под режимом наиболее благоприятствуемой нации понимается предоставление государством иностранным невоенным судам, их грузам и пассажирам таких льгот, которые оно уже предоставило (или может предоставить в будущем) судам любого третьего государства. Иностранные суда в акватории порта обязаны соблюдать законодательство прибрежного государства, в первую очередь навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные и другие правила.
Обычно
государства заключают между
собой договоры о торговле и мореплавании,
которые определяют порядок захода
и правовой режим пребывания в
портах торговых судов договаривающихся
государств. При обслуживании иностранных
судов и оказании им услуг в
портах применяется один из двух принципов:
национального режима (предоставление
режима, которым пользуются отечественные
суда) либо наибольшего
Разрешение
уголовных дел, касающихся моряков
и других лиц, находящихся на борту
иностранных судов при
Согласно международному обычаю и практике
государств, во внутренних водах на иностранных
судах внутренний распорядок (в частности,
отношения между капитаном и экипажем
судна) регулируется законами и правилами
страны, флаг которой несет судно.
Правовой режим
портов в Украине
Согласно
Кодексу Торгового мореплавания Украины,
морской порт (далее — порт) — транспортное
предприятие, которое на отведенных ему
и созданных им территории и акватории
осуществляет обслуживание судов, пассажиров
и грузов, перевалку грузов с одних видов
транспорта на другие, а также обеспечивает
безопасность плавания и стоянки судов.
При этом порт может выполнять перевозки
грузов, пассажиров и багажа собственными
или зафрахтованными им судами, ремонт
судов и прочие, предусмотренные его уставом,виды
деятельности.
Относительно применения пограничного режима порты разделяются на порты открытые для захода иностранных судов и закрытые.
Перечень портов, открытых для принятия иностранных судов, определяется Кабинетом Министров Украины.
Особое место среди портов занимает свободный порт.
Свободный порт представляет собой территорию и акваторию порта или их часть, на которых действует специальный правовой режим экономической деятельности, а также порядок применения законодательства Украины.
Свободный порт организовывается на базе государственного или муниципального порта.
Свободный
порт создается отдельным законом
Украины, который принимается Верховной
Радой Украины по инициативе Президента
Украины, Кабинета Министров Украины
или местных советов и местной
государственной администрации
на определенный срок с целью привлечения
инвестиций в развитие порта, создания
благоприятных условий для
Положение о свободном торговом порте утверждается Кабинетом Министров Украины.
На
территории свободного порта действует
законодательство Украины с учетом
особенностей, которые предусматривают
льготный таможенный режим и уровень
налогообложения, специфические валютно-
На
все субъекты хозяйственной деятельности
свободного порта распространяется
предусмотренная
Статус свободного порта прекращается по истечении срока, на период которого он был определен.
В
случаях, предусмотренных
При
отмене статуса свободного порта
все имущественные и