Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:24, реферат

Описание

Административное правонарушение —это антисоциальное деяние. В науке существует спор по поводу природы административных правонарушений: являются ли они общественно вредными или общественно опасными. По существу административный проступок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Об этом же свидетельствует привлечение к. уголовной ответственности за некоторые повторные деяния, за которые ранее применялась административная ответственность.

Содержание

1. Понятие административного правонарушения…………………………….2
2. Разграничение составов преступления и административного правонарушения...................................................................................................4

3. Административное правонарушение, как основание административной ответственности………………………………………………………………...9


4. Понятия, цели, основания применения административных взысканий………………………………………………………………..…......12


5. Меры административного взыскания и порядок их наложения ……..…15

7. Список литературы………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Административное правонарушение.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

1. Понятие административного правонарушения…………………………….2

2. Разграничение составов преступления и административного правонарушения...................................................................................................4

3. Административное правонарушение, как основание административной       ответственности………………………………………………………………...9 

4. Понятия, цели, основания применения  административных  взысканий………………………………………………………………..…......12 

5. Меры административного взыскания и порядок их  наложения ……..…15

7. Список литературы………………………………………………………….23

1. Понятие административного правонарушения.

      Меры  административной ответственности  налагаются в основном в административном порядке и на неподчиненных субъектов (физических и юридических лиц).

      Основанием  административной ответственности  признаются административные правонарушения, преступления, не представляющие большой  общественной опасности, от уголовной  ответственности за которые преступник освобожден судом, а также административно-дисциплинарные проступки.1 Однако в подавляющем большинстве случаев административная ответственность применяется за совершение административного правонарушения.

      Административным  правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность2. Ппосягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

      Укажем  на основные признаки административного  правонарушения.

      Административное  правонарушение — это деяние, выраженное  в виде действия (активное поведение) или бездействия (пассивное поведение). Мысли, убеждения, психические процессы не составляют правонарушения. Кроме того, у лица должен быть хоть какой-то выбор между антисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о наличии деяния нельзя. Не образует деяния также и неконтролируемое телодвижение.

      Административное  правонарушение —это антисоциальное деяние. В науке существует спор по поводу природы административных правонарушений: являются ли они общественно вредными или общественно опасными. По существу административный проступок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Об этом же свидетельствует привлечение к. уголовной ответственности за некоторые повторные деяния, за которые ранее применялась административная ответственность.

      Антисоциальность административных проступков проявляется в том, что они наносят вред правоохранительным общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний определяются объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба,3 особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и др. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуализации наказания.

      По  признаку антисоциальности деяние, совершенное в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости, не подпадает под состав конкретного административного правонарушения.

      Необходимой обороной признается защита личности или прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

      Институт  необходимой обороны в административном праве в основном идентичен уголовно-правовому. Однако в данном случае необходимая оборона может применяться как против преступных посягательств, так и против посягательств, являющихся административным правонарушением. Другое дело, что круг таких посягательств достаточно невелик, так как необходимая оборона возможна лишь против тех посягательств, которые можно предотвратить путем физического воздействия на посягающего.

      Деянием, совершенным в состоянии крайней  необходимости, признается действие, формально  хотя и подпадающее под признаки деяний, предусмотренных КоАП РСФСР и другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, но совершенное для предотвращения большего вреда, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Данные деяния являются общественно полезными, а потому не являются административным правонарушением.

      Административное  правонарушение — противоправное деяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы права, причем не только административного, но и любой другой отрасли, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

      Административное  правонарушение — это виновное (умышленное или неосторожное) деяние. 

2. Разграничение составов преступления и административного правонарушения.

В теории и на практике часто возникает  вопрос о соотношении административного  правонарушения с преступлением, дисциплинарным проступком.

В литературе высказаны различные мнения относительно социально- правовой сущности административного правонарушения: а) последние являются общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем преступления; б) они вредны для общества, но не общественно опасны; в) одни административные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными.

Основы  законодательства СССР и союзных  республик, а вслед за ними 
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не содержат указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административные правонарушения являются противоправными, не имеющими общественной опасности.

По существу, административные правонарушения, как  и преступления, являются общественно  опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба этих вида правонарушений часто  имеют общий объект посягательства;

Во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью»;

В-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности;

В-четвертых, общественная опасность выражается во вредности правонарушений. Поэтому  противопоставление общественной опасности  и вредности является необоснованным. Общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству4.

В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех  же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений;

В-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна  ли государственная репрессия за их совершение;

В-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления;

В-восьмых, степень общественной опасности  лежит в основе разграничения  преступлений и административных правонарушений вообще, а также внешне сходных, совпадающих  по ряду своих параметров преступлений и административных правонарушении в особенности.

Разграничение составов преступления и административного  правонарушения можно показать на примере  конкретных норм.

Например, установлена ответственность за воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума5. Кроме того, выделены наиболее опасные способы и обстоятельства совершения данного преступления отнесены к квалифицирующим признакам6. В УК РСФСР при некотором отличии такого рода способов и обстоятельств они перечислялись в одной статье в качестве характеристики объективной стороны преступления.

В ст. 141 УК речь идет фактически о трех преступлениях: 1) воспрепятствовании осуществлению  гражданином своих избирательных  прав 
(воспрепятствовании участию в голосовании и воспрепятствовании осуществлению права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления); 2) воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; 3) воспрепятствовании работе избирательных комиссий.

Воспрепятствование участию в голосовании может состоять в прямом отказе или иных незаконных действиях, направленных на создание препятствий ознакомлению со списками избирателей, подаче заявления о включении в списки избирателей, получению открепительного удостоверения при изменении места нахождения в день выборов, явке на избирательный участок, получению бюллетеня для голосования и т. д.

Аналогичные незаконные действия могут оказаться  препятствием для участия гражданина в референдуме.

Воспрепятствование  осуществлению права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления может состоять, например, в незаконном отказе зарегистрировать гражданина в качестве кандидата в депутаты Государственной или областной думы либо органа местного самоуправления; в создании препятствий для ведения свободной агитации самому кандидату или его доверенным лицам; в незаконном отказе кандидату в выступлении в средствах массовой информации.

Воспрепятствование  работе избирательных комиссий может  состоять в создании препятствий работе членов избирательной комиссии на избирательном участке или избирательной комиссии на более высоком уровне. Препятствия могут состоять в лишении возможности для членов избирательной комиссии работать в ее составе, в лишении возможности наблюдателей присутствовать при голосовании или подсчете голосов, в совершении административных правонарушений или преступлений, посягающих на общественный порядок, и т. п.

Санкция части 1 данной статьи, предусматривает  штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года.

По части 2, этой же статьи, лицо наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Но в  тоже время воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо права участвовать в референдуме, а равно нарушение тайны голосования, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда7.

Или воспрепятствование должностными лицами работе избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) либо вмешательство должностных лиц в работу указанных комиссий или в деятельность членов избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), связанную с исполнением ими своих обязанностей, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда.8

Непредставление избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов или невыполнение ими решения комиссии, принятого в пределах ее полномочий, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, мы видим, что за совершение практически одинаковых преступлений, наступает различная ответственность. Следовательно, даже если объект и субъект преступления и правонарушения одинаковы, то наказание назначается в зависимости от общественной опасности правонарушения, т.е. законодатель проводит грань между составом преступления и административного правонарушения, основываясь на признаке объективной стороны.

Информация о работе Административное правонарушение