Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа
Отношения форм собственности играют одну из основополагающих ролей в развитии и становлении государства.
Акционерная форма собственности – одна из форм собственности, на которых базируются производственные отношения, являющиеся, в свою очередь, экономической основой правового государства1.
Акционерные общества явились результатом длительного, исторического развития форм коммерческих организаций. Наибольшее развитие они получили в условиях рыночных отношений. В силу ряда присущих им черт (о которых подробнее будет сказано в последующих разделах данной работы) акционерные общества стали фактически наиболее массовой формой коммерческих организаций во всех развитых странах.
ВВЕДЕНИЕ3
1. ИСТОРИ АКЦИОНЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ4
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ9
2.1. Акционерное общество, понятие9
2.2. Преимущества акционерной формы собственности 15
2.3. Виды акционерных обществ 17
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ 23
3.1. Характеристика законодательства Российской Федерации об акционерных обществах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЯ 39
Но даже следование этой рекомендации
не исключает возможности
С этим моментом связана третья группа вопросов.
Действительно, ограничивая предельное количество акционеров закрытого общества пятьюдесятью акционерами, Закон, казалось бы, предусмотрел тем самым невозможность неограниченно широкого распространения акций. Дополнительно это требование обеспечивается достаточно жесткой нормой п. 3 ст. 7 Закона РФ "Об акционерных обществах", которая определяет, что если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, то в течение одного года оно должно быть преобразовано в открытое. Если число акционеров не уменьшится до пятидесяти, общество подлежит ликвидации в судебном порядке
Вместе с тем в п. 4 ст. 94 Закон ограничил применение этой нормы, распространив ее только на закрытые общества, которые созданы после 1 января 1996 г., и соответственно исключил возможность ее применения в отношении закрытых акционерных обществ, созданных до введения Закона в действие, т.е. до 1 января 1996 г.
Анализ п. 4 ст. 94 Закона показывает, что положения этого пункта были сформулированы законодателем достаточно своеобразно. Этот пункт гласит: "Положения пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются к закрытым обществам, созданным до введения в действие настоящего Федерального закона".
Вместе с тем мы только что рассмотрели три группы вопросов, которые регулируются положениями п. 3 ст. 7 Закона: первая — правомочия самого общества по распределению им своих акций; вторая — преимущественные права акционеров общества по приобретению ими акций, продаваемых другими акционерами; третья — ограничения по количеству акционеров.
Однако из текста п. 4 ст. 94 Закона следует, что ни одно из положений, регулирующих названные вопросы, не распространяется на закрытые общества, созданные до введения в действие Закона. Так ли это?
Начнем с правомочий общества по распределению им своих акций. Сначала Положение об акционерных обществах от 25 декабря 1990 г., затем ст. 97 ГК РФ совершенно однозначно установили запрет для закрытых акционерных обществ на проведение открытой подписки и на предложение своих акций для приобретения неограниченному кругу лиц и соответственно возможность их распределения среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.
Статья 97 ГК РФ распространила эти обязанности и права на все закрытые акционерные общества независимо от даты их учреждения, поскольку ст. 5 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" однозначно установила: "Часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие." Таким образом, положение Гражданского кодекса РФ о возможности закрытого общества распределять свои акции только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц с учетом уже описанных запретов не может быть изъято из регулирования правомочий закрытого общества.
Далее о преимущественных правах акционеров.
Наряду с вышеприведенной
И, наконец, ограничения по количеству акционеров. По этому вопросу ст. 97 ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений, указывая на то, что конкретные количественные ограничения будут установлены Законом "Об акционерных обществах". Отдав на откуп Закону решение вопроса о предельном количестве акционеров закрытого акционерного общества, Гражданский кодекс РФ дал воз- можность Закону определять круг закрытых акционерных обществ, на которые будет распространяться это ограничение.
Таким образом, несмотря на нечеткую формулировку п. 4. ст. 97 Закона РФ "Об акционерных обществах", все приведенные аргументы доказывают, что нормы п. 3 ст. 7 Закона, которые не применяются к закрытым акционерным обществам, созданным до 1 января 1996 г., касаются только положения, устанавливающего предельное количество их акционеров, и не затрагивают всех других положений.
Последствия такого подхода оцениваются неоднозначно. С одной стороны, эта оценка позитивная, поскольку в процессе преобразования ряда предприятий в акционерные общества (например, арендных предприятий, имеющих право выкупа имущества или уже его выкупивших) было создано большое количество закрытых акционерных обществ с числом акционеров, значительно превышающим пятьдесят, — от двухсот до нескольких тысяч. Положение ст. 94 Закона РФ "Об акционерных обществах" создает спокойные условия для работы тех организаций, которые в соответствии с действовавшим на момент их создания законом могли выбрать совершенно определенный тип акционерного общества и не изменять его. С другой стороны, эту оценку можно считать негативной, поскольку Закон не только не содержит каких-либо регуляторов количества акционеров для таких закрытых акционерных обществ, но и не предусматривает никакого "фиксирования без права изменения" их численности на определенную дату. В настоящее время это провоцирует возникновение совершенно ненормальной, на наш взгляд, ситуации, когда численность акционеров закрытого общества, в несколько раз превышающая предельную, может продолжать увеличиваться. А если это связать с возможностью акционеров продавать свои акции неограниченному кругу лиц, то мы увидим, что попытка закрыть общество через количественный критерий не всегда применима.
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
3.1. Характеристика законодательства Российской Федерации об акционерных обществах19
Характеризуя законодательство РФ об акционерных обществах, прежде всего, необходимо отметить две важнейшие его особенности:
В соответствии с классическим подходом к системе источников права, все законодательство об акционерных обществах можно систематизировать следующим образом по степени уменьшения юридической силы:
Конституция РФ - многие называют ее в качестве элемента законодательства об акционерных обществах. Роль Конституции РФ в регулировании акционерных отношений состоит в следующем: во-первых, статья 30 Конституции гарантирует право каждого на объединение, а акционерное общество представляет собой именно объединение для достижения общих целей, во-вторых, статья 35 Конституции гарантирует в РФ право частной собственности. Форма собственности, характерная для акционерного общества является именно частной, в-третьих, Конституция провозглашает целый ряд установлений общего характера, которые во многих ситуациях могут служить надежной гарантией для обеспечения прав акционерного общества, как субъекта права. Статья 46 Конституции гарантирует защиту прав и свобод, позволяет обжаловать действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. На практике встречаются необоснованные отказы в государственной регистрации акционерных обществ, которые впоследствии успешно обжалуются в суде.
Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии со статьей 15 Конституции РФ и статьей 7 Гражданского Кодекса РФ являются составной частью правовой системы РФ. Нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и рекомендациях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах. Нормы международного права обычно применяются к акционерным отношениям с иностранным элементом. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед законодательством РФ в случае коллизии. В качестве примера такого международного договора можно привести Соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29 октября 1982 года. Международные договоры, заключенные СССР, сохраняют юридическую силу (поскольку РФ является правопреемником СССР) до тех пор, пока одной из сторон не будет объявлено о его денонсации.
Федеральные законы РФ являются основным элементом законодательства РФ об акционерных обществах. К их числу относятся:
кодифицированный акт - Гражданский Кодекс РФ, в котором особое значение имеет глава 4 "Юридические лица";
закон РФ "Об акционерных обществах" oт 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ);
закон РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципальною имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ;
закон РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ;
закон РФ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ и некоторые другие законы, содержащие отдельные нормы, относящиеся к акционерным обществам.
По отношениям, возникшим до введения в действие соответствующего закона, он применяется лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу, однако, если в принятом законе прямо указано, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее, то считается, что такому закону придана обратная сила. Обратная сила может быть придана закону в порядке исключения. Обычно, приоритет имеет закон с более поздней датой принятия (что не распространяется на ГК РФ, имеющий абсолютный npиopитет среди всех гражданско-правовых законов). Закон действует, как правило, на всей тeppитории РФ в отношении всех лиц, находящихся на указанной территории, и до указанного в нем срока или до прямой oтмены, или до вступления в силу нового закона, отменяющего или заменяющего содержание действовавшего ранее.
Подзаконные нормативные акты играют значительную роль в регулировании акционерных отношений. К их числу относятся: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министepcтв, ведомств, иных федеральных органов исполнительной власти, среди которых особенно выделяются Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство государственною имущества. Mинистерство финансов, Министерство экономики, Министерство юстиции и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В последнее время нередко
Указы Президента и Постановления Правительcтвa подлежат официальному опубликованию (кроме актов или сдельных их положений, составляющих государственную тaйну), ведомственные акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.
Подзаконные нормативные акты могут быть общего и специального характера. Подзаконные нормативные акты общего характера устанавливают общие для всех акционерных обществ правила (Постановление ФКЦБ РФ "Об утверждении Положения о ведении peecтpa владельцев именных ценных бумаг" oт 2 октября 1997 года № 27), в то время как акты специального характера peгyлируют особенности, свойственные отдельным акционерным обществам (Приказ Минэкономики РФ "О порядке регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями" от 7 февраля 1996 года № 2).
Отдельно cтoит остановиться на подзаконных нормативных актах СССР и РФ, принятых до введения в действие ГК РФ. На практике эти акты создают наибольшие сложности, т.к. они применяются до сих пор в части, не противоречащей ГК. В качестве примера одного из таких актов, который действует до настоящего времени (с изменениями и дополнениями), можно привести хорошо известное участникам рынка ценных бумаг Распоряжение Президента РФ № 58-РП "О Совете директоров РАО "Газпром" и размещении его акций среди граждан РФ" от 26 января 1993 года. Нормативные акты Президента РФ и Правительства по вопросам, которые в силу ГК должны быть урегулированы федеральными законами, применяются вплоть до введения в действие соответствующих законов (Указ Президента РФ "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ от 8 июля 1994 года № 1482 действовал вплоть до принятия Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц").
Информация о работе Акционерные общества: понятие, виды, правовое положение