Авторский договор. понятие . правовая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:17, дипломная работа

Описание

Одним из ключевых показателей создания гражданского общества на всех этапах развития является степень развития и использования в хозяйст-венной деятельности достижений науки, культуры и техники. Решение эко-номических проблем общества в целом и отдельной страны в частности зависит от уровня их интеллектуального потенциала. Для наращивания умственного потенциала нужны не только соответствующий человеческий фактор, наличие технических и технологических условий развития интеллектуальных возможностей, но и формирование необходимых правовых предпосылок. С одной стороны, необходимо создание юридической базы, позволяющей наиболее эффективно

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Авторский договор в системе гражданских правоотношений……..6

Глава 2. Понятие и классификация авторского договора…………..………...23
2.1 Понятие авторского договора………………………………........................23
2.2 Основные классификации и виды авторских договоров…........................27
Глава 3. Содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения………………………………………………..…………….41
Заключение ………………………………………………………………...........65
Список использованных источников………………………………………......67

Работа состоит из  1 файл

Авт. договор.doc

— 357.50 Кб (Скачать документ)

     Любое договаривающееся государство может  своим внутренним законодательством приравнять к своим гражданам любое лицо, постоянно проживающее в этом государстве.

     Россия  присоединилась к Протоколам № 1 и 2 названной Конвенции.

     Дополнительный  протокол № 1 был подписан в Париже 24 июля 1971 г. и касался применения рассматриваемой Конвенции к произведениям лиц без гражданства и беженцев.

     В соответствии с данным Протоколом действует правило, согласно которому лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие в государстве, подписавшем настоящий протокол, приравниваются для целей Конвенции 1971 г. к гражданам этого государства.

     Дополнительный  протокол № 2 касался применения указанной Конвенции к произведениям, издаваемым различными международными организациями. В частности, согласно данному протоколу охрана распространяется на произведения, впервые выпущенные в свет Организацией Объединенных Наций, специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и Организацией американских государств.

     4. Конвенция об охране интересов  производителей фонограмм от  незаконного воспроизводства (Женева, 29 октября 1971 г.). Россия присоединилась к ней, а также к дополнительным протоколам Всемирной конвенции об авторском праве № 1 и 2 13 марта 1995 г. Конвенция была принята в Женеве и касается производителей фонограмм, под которыми понимается физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме. Фонограмма - любая, исключительно звуковая запись.

     Конвенция закрепляет важное положение о том, что каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от непосредственного распространения этих копий.

     За  государствами сохраняется право определения юридических мер в обеспечение положений Конвенции. Таких, например, как предоставление авторского права или другого особого права, охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции, охрана посредством уголовных санкций.

     Конвенция определяет и особый знак правовой охраны, представляющий собой специальную надпись в виде символа P с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной.

     5. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.). Данная Конвенция была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. Россия присоединилась к этой Конвенции в качестве правопреемника СССР в 1989 г. В настоящее время в ней участвуют более 23 государств. Документ касается спутниковой связи, передающей теле- и радиосигналы. Брюссельская конвенция установила важное положение о том, «что государства-участники Конвенции берут на себя обязательство принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается». Это обязательство применяется в том случае, когда орган-источник подпадает под юрисдикцию другого договаривающегося государства и когда распространяемый сигнал является вторичным сигналом. Таким образом, как справедливо отмечают Л.И. Подшибихин и К.Б. Леонтьев, Брюссельская конвенция обеспечивает охрану от несанкционированного распространения посредниками несущих программы сигналов, однако непосредственно права организаций вещания Брюссельская конвенция не затрагивает1.

     Конвенция дает такие важные с точки зрения правового регулирования определения, как:

     1) программа, под которой понимается  совокупность материалов, получаемых непосредственно или в записи, состоящих из изображений, звуков, передаваемая посредством сигналов с целью последующего распространения;

     2) сигнал, под которым понимается  создаваемая с помощью электронных средств несущая частота, способная передавать программы;

     3) спутник, под которым понимается  любое устройство, находящееся во  внеземном пространстве, способное передавать сигналы;

     4) распространяющий орган, т.е. физическое  или юридическое лицо, решающее, должна ли иметь место передача вторичных сигналов широкой публике или любой ее части. Под распространением сигналов Конвенция подразумевает действие, посредством которого распространяющий орган передает вторичные сигналы широкой публике или любой ее части.

     6. Договор по исполнениям и фонограммам,  заключенный в Женеве в 1996 г., касается имущественных и личных  неимущественных прав двух субъектов  авторского права - исполнителей и производителей фонограмм.

     Договор не только определяет имущественные  и личные неимущественные права указанных субъектов в результате исполнения или производства фонограммы, но и устанавливает срок правовой охраны таких смежных прав в 50 лет. Особо оговаривается право исполнителей и производителей фонограмм на получение справедливого единовременного вознаграждения за прямое или косвенное использование созданных ими фонограмм для вещания и сообщения для публики.

     После распада СССР Российская Федерация в рамках Содружества Независимых Государств заключила с вновь возникшими суверенными государствами как двусторонние, так и многосторонние договоры и соглашения в области авторского права. В качестве многостороннего документа можно назвать Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г., которое подписали 11 бывших союзных республик (ныне суверенных государств).

     В соответствии со ст. 1255 гл. 70 ч. 4 ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

     В соответствии со ст.1259 ГК объектами  авторских прав являются следующие произведения науки, литературы и искусства:

     - литературные произведения;

     - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

     - хореографические произведения и пантомимы;

     - музыкальные произведения с текстом или без текста;

     - аудиовизуальные произведения;

     - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

     - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

     - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

     - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

     - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

     - другие произведения.

     К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

     К объектам авторского права относятся  также сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения.

     Не  являются объектами авторского права:

     1) официальные документы государственных  органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

     2) государственные символы и знаки  (флаги, гербы, ордена, денежные  знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

     3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

     4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

     Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной  форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

      Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Понятие и классификация авторского договора 

2.1 Понятие авторского  договора

     Характеристика нормативной природы авторского договора, на наш взгляд, немыслима без соответствующей характеристики таких понятий, как «обеспечение права» и «защита права».

     Понятия «обеспечение права» и «защита права» являются разными, но имеют и общие  черты.

     Они соотносятся, прежде всего, по объему, причем первое понятие гораздо шире, чем второе1.

     Защита  авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда авторские права оспорены или нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные средства защиты. Законодательно закреплен достаточно широкий перечень способов защиты.

     К ним можно отнести не только способы  гражданско-правовой защиты (возмещение убытков, выплата компенсации), но и способы административно-правовой, а также уголовно-правовой защиты. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.

     Что же касается такого понятия, как обеспечение  авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны), а также правостимулирующие средства, направленные на побуждение пользователей к законопослушному поведению, создающие режим благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.

     Охрана  есть установление общего правового  режима, опирающегося на правомерную деятельность. Защита – это совокупность средств, которые предпринимаются, когда авторские права либо интересы нарушены или оспорены. Обеспечение авторских прав включает в себя средства охраны, защиты и правостимулирующие средства. К правостимулирующим относятся международные и национальные средства.

     К числу международных средств  относится существование международных конвенций и договоров, вступление России в международные организации, деятельность Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности.

     К национальным средствам, прежде всего, относится такое средство, как совершенствование авторского законодательства, рассматриваемого в широком смысле, т.е. это дальнейшее развитие не только самого Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ряда подзаконных актов в рассматриваемой области.

     К ним также можно отнести меры договорного обеспечения авторских  прав. Речь идет об авторском договоре.

Информация о работе Авторский договор. понятие . правовая характеристика