Авторское и патентное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

В этой работе будут рассматриваться два важнейших института исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности. Это институт авторского права и смежных прав и институт патентного права.

Содержание

Введение
Глава I Авторское право:
1. Задачи и принципы авторского права.
Объекты и субъекты авторского права.
2. Авторские договоры
3. Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом.
Глава II Патентное право
1. Принципы патентного права.
Объекты и субъекты патентного права.
2. Оформление патентных прав.
3. Защита и охрана прав авторов и патентообладателей в России и за рубежом.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

avtorskoe.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

       Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участи в культурной жизни и пользование достижениями культуры. (п.2 ст.44 Конституции РФ).

       В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право на авторство, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

       В-четвертых, для современного российского авторского права характерен принцип свободы  авторского договора. Данный принцип  заменил собой присущий ранее  действующему авторскому праву принцип  нормативной регламентации  основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с  типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

       Вместе  с тем присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих сферу  отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего свободным  волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением.  В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сроками не определен, или налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора. 

Объекты авторского права. 

       Согласно  ст.6 Закона РФ «Об авторском праве  и смежных правах»: «авторское право  распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся резу4льтатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения».

       Авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но выраженные в какой-либо объективной  форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.

       В юридической литературе, в том  числе учебной, объект авторского права (произведение) определяют как нематериальный продукт духовного творчества человека, имеющий объективную форму. В  определение объекта авторского права, которое давалось в ст.475 ГК РФ, не содержалось прямого указания на творческий характер труда авторов произведений, что давало некоторым авторам основания утверждать, что «новые, творчески самостоятельные произведения – это лишь часть охраняемых авторским правом произведений» (Э.П. Гаврилов. Советское авторское право. Основные положения. Тенденция развития. Москва. «Наука» 1984г.). Новое определение объекта авторского права является более четким и согласуется с определением, приведенным  в Типовом законе ВОИС.

       Понятия науки, литературы и искусства имеют разное смысловое значение. Однако четкая классификация произведений на научные, литературные и произведения искусства и не требуется.

       Отнесение произведения к категории исключительно  научных, литературных или произведений искусства для признания его объектом авторского права не имеет значения. Важен лишь творческий характер труда, в результате которого создано произведение. Если нет творчества, нет и объекта авторского права. Например, не может быть объектом авторского права простой список телефонов, простая компиляция и т.д.

       В случае спора о наличии или  отсутствии творчества назначается  экспертиза, с помощью которой  суд может решить этот вопрос.

       Творчество  может быть выражено и в систематизации, и в объединении уже известного материала (сборники, справочники, словари и т.д.). Охране в этих случаях подлежит форма изложения материала.

       Продукт творческой деятельности автора может  быть объектом авторского права, если он выражен в какой-либо объективной  форме, так как авторским правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые определяют его форму. Наличие элементов новизны в произведении не является обязательным для предоставления ему авторско-правовой охраны.

       Произведение  считается имеющим объективную  форму, если оно выражено в одной из следующих форм:

    • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
    • устной (публичное произведение, публичное исполнение и т.д.);
    • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
    • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
    • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);
    • в других формах.

       Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной форме.

       Под обнародованием произведения понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом (ст.4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

       Из  этого определения следует, что  для признания произведения обнародованным достаточно наличия самой возможности  для неопределенного круга лиц  ознакомиться с произведением. Фактическое ознакомление публики с выпущенным в свет произведением необязательно.

       Практические  и правовые последствия признания  произведения обнародованным значительны. Автор может реализовать свое право  на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования никто не может давать оценку произведению, цитировать его и осуществлять иные действия, которые допускаются законом в отношении правомерно обнародованных произведений.

       Если  произведение не подпадает под категорию обнародованных, оно считается необнародованным. Не считается обнародованием информация о произведении с изложением его содержания.

       Появление за последние годы новых технических  средств, с помощью которых стало  возможным достижение новых творческих результатов, значительно расширило список объектов авторского права.

       Наиболее  полный их перечень рекомендован к  воспроизведению в национальных законодательных актах об авторском  праве Типовым законом ВОИС  и приведен в ст.7 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

       Согласно  этой статье к объектам авторского права относятся:

    • литературные произведения (литературно-художественные, научные, учебные, публицистические и т.п.);
    • драматические и сценарные произведения;
    • музыкальные произведения с текстом и без текста;
    • музыкально-драматические произведения;
    • хореографические произведения и пантомимы;
    • аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие кино-, теле- и видеопроизведения);
    • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства;
    • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
    • фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии;
    • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
    • программы для ЭВМ всех видов, включая прикладные программы и операционные системы;
    • другие произведения, удовлетворяющие требованиям предоставления охраны.

       Часть произведения (включая его название), которая обладает перечисленными в  законе признаками и может использоваться самостоятельно, также признается объектом авторского права.

       К объектам авторского права также  относятся:

    • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
    • сборники произведений, также как энциклопедии, антологии, базы данных, другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

       Охрана  предоставляется производным и  составным произведениям независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

       Переход права собственности или права  владения каким-либо материальным объектом сам по себе не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Исключения составляют лишь произведения изобразительного искусства, исключительное право на которые переходит от авторов к другим лицам одновременно с переходом права собственности на материальные объекты, в котором выражены эти произведения.

       Авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, процессы, системы, способы, концепции, сообщения о событиях и фактах, лежащих в основе охраняемых авторским правом произведений (п.4 ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

       Не  являются объектами авторского права, а значит и не подлежат охране произведения, которые не обладают какими-либо признаками произведения, например, объекты, не выраженные в материальной форме, или не являющиеся результатом творческой деятельности.

       К числу неохраняемых относятся и  такие объекты, которые хотя и  удовлетворяют понятию произведения, однако в силу прямого указания закона охране не подлежат. К ним относятся  произведения, срок охраны которых  истек, а также:

    • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
    • государственные символы и знаки (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
    • произведения народного творчества;
    • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Информация о работе Авторское и патентное право России