Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:15, реферат
Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия — одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.
В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско — правовой системы нет никакой нужды. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность курсовой работы.
Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия — одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.
В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско — правовой системы нет никакой нужды. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права. Основная цель курсовой работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства РБ и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства РБ.
По законодательству Республики Беларусь достаточно большой круг лиц называются авторами – ученые, писатели, художники, композиторы, изобретатели, дизайнеры, разработчики программ ЭВМ, промышленных образцов и другие. Всех этих лиц объединяет одно: результаты их труда являются продуктами творческой интеллектуальной деятельности.
Авторское право рассматривается одновременно: с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, с другой стороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Но с какой бы стороны не рассматривалось авторское право, его цель – охрана интересов творца произведения, а также интересов общества.
Современное законодательство РБ об авторском праве регулирует отношения по возникновению, изменению, прекращения, а также защите авторских прав. В отличие от иного законодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда, авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию, причем в определенной сфере: науке, литературе и искусстве.
Общепринятым является знак, предусмотренный Всемирной Конвенцией об авторском праве, © - copyright – «авторское право». Этот знак употребляется в сочетании трех элементов: сам знак (латинская буква ‘с’ в окружности: Ó), имя обладателя исключительных авторских прав, год первого опубликования произведения в свет.
Авторским правом охраняются нематериальные объекты: произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами духовной творческой работы, обусловленной интеллектуальными способностями и психофизическими особенностями их создателей-авторов, в силу чего оказывающими на окружающих определенное (рациональное, эмоциональное) воздействие.
В связи с этим закон различает субъектов первоначального авторского права и субъектов производного авторского права.
Субъектами первоначального авторского права являются:
Субъектами производного авторского права являются:
Наследники в отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использование произведения, право на получение вознаграждения за его использование.
Иные лица (физические и юридические) в отношении прав, полученных от автора или наследников, иных правообладателей (по сублицензионным договорам).
Издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналом и других периодических изданий в отношения прав на использование их изданий в целом.
Организации (работодатели) в отношении прав на использование произведения, созданных в порядке выполнения служебного задания (служебных произведений).
В соответствии
с действующим
Необходимость правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием программного обеспечения возникла сравнительно недавно, в начале 60-х годов ХХ века, когда началось их сравнительно массовое применение. С того времени горизонты проникновения программного обеспечения для электронных вычислительных машин в общественную жизнь расширились с рамок специальных научных учреждений и военных проектов до повседневного использования в жизни человека. Столь стремительный рост в количественном и качественном отношении остро поставил вопрос о правовом регулировании общественных отношений, связанных с использованием программ для ЭВМ. Поиск наиболее приемлемых форм правовой охраны программ продолжается и в современных условиях.
В условиях Республики Беларусь проблема законодательного регулирования правовой охраны программного обеспечения также не решена окончательно. Данное обстоятельство не способствует единству правового регулирования в сфере правовой охраны программ.
Оценивая научную разработанность данной темы, нужно прежде всего отметить, что рассмотрение вопросов правовой охраны программ происходит, как правило в рамках авторско-правовой охраны и в совокупности с другими объектами авторского права, без должного выделения специфики программ. Мало внимания уделяется теоретической стороне правовой охраны программного обеспечения, например вопросам понятия программы для ЭВМ и авторских прав на нее, но этой информации достаточно в Интернете.
Целью данного исследования является, во-первых, рассмотрение теоретических основ правовой охраны программного обеспечения, и, во-вторых, анализ действующего законодательства республики Беларусь по правовой охране программ путем доктринального толкования норм, выявления пробелов и недостатков в правовом регулировании и способов их устранения. С учетом этого целесообразна постановка следующих задач:
С практической точки зрения данная работа призвана систематизировать имеющийся законодательный и научный материал по правовой охране программного обеспечения. Быстрое развитие технологий по обработке информации, к которым относятся программное обеспечение, вовлекает в сферу их обращения все больше субъектов гражданского оборота и значительные капиталы, что делает очевидным необходимость дальнейшего изучения правового аспекта их охраны
В соответствии с поставленной целью исследования, в курсовой сделана попытка:
— Исследовать историческую эволюцию Бернской и Всемирной конвенций.
— Осветить проблемы авторского права РБ.
Курсовая работа
состоит из введения; двух разделов,
каждый из которых
Выводы, сделанные из изучения материала о развитии международных соглашений в области авторского права заключаются в следующем:
1. Появление новых
технических средств,
2. Сближение положений
Бернской и Всемирной
3. Основными причинами низкого уровня охраны авторских прав являются: установленные нормы, несоответствующие международным стандартам и не отвечающие социально — экономическим требованиям РБ; отсутствие соответствующих мер по защите авторских прав при их нарушении.
4. Произведения, не являющиеся объектами авторского права, не имеют критериев охраноспособности и не обеспечиваются авторско — правовой защитой. Законодательством РБ не охраняются произведения, содержание которых противоречит интересам государства, добрым нравам граждан РБ и т.д. Это является специфической особенностью системы авторского права.
Глава 1. История создания основных организаций,
основные соглашения
Впервые положения об авторском праве в России получили свое отражение в Цензурном уставе 1828 г., а именно в главе " О сочинителях и издателях" России и в Положении о правах сочинителей, которое являлось приложением к Цензурному уставу.
В 1830 году было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1877 г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.
Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911 г. и назывался "Положение об авторском праве". Этот закон как по содержанию, так и по форме был "на голову выше" актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени.
В 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.
Важную роль в регулировании отношений в области авторского права с середины 20-х годов вплоть до 1962 г. играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР "Об авторском праве" 1928 г. В этот период был принят также ряд постановлений ЦИК и СНК.
В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс СССР, который был введен в действие на территории Белорусии с 1 октября 1964 г. В Основы и Гражданский кодекс были включены отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. В целях приведения национального законодательство в соответствие с положениями настоящей конвенции Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1974 г. в ГК были внесены изменения, и в частности был увеличен срок действия авторского права, вместо 15 лет предусматривалось 25 лет после смерти автора.
С 3 августа 1992 г. на территории Белорусии были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., положения раздела IV которого впервые признали смежные права, кроме того, ими был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены содержащиеся в предыдущем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории Беларусии недолго, всего один год, 3 августа 1996 г. он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон РБ "Об авторском праве и смежных правах", который действует по сей день
Но история авторского права идет не с 19 века, а гораздо более ранним сроком. Известно, что:
В средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.
Новое время