Банкротство субъектов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:13, реферат

Описание

Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются в арбитражном суде по месту нахождения должника. Инициатор судебного разбирательства (должник или конкурсный кредитор) подает заявление, документы, подтверждающие обязательства, наличие и размер задолженности и другие документы (ст.ст. 38, 40 Закона «О несостоятельно­сти»).

Работа состоит из  1 файл

Банкротство субъектов предпринимательской деятельности.docx

— 30.31 Кб (Скачать документ)

Банкротство субъектов предпринимательской  деятельности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Гражданин или юридическое лицо считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены ими в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Дополнительным признаком банкротства гражданина является также превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Банкрот - это офи­циально (судом) признанный несостоятельным должник.

Дело о  банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику – гражданину – не менее десяти тысяч рублей. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный  суд заявления о признании  должника банкротом. Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учета штрафов.

Дела о  банкротстве юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей рассматриваются в арбитражном  суде по месту нахождения должника. Инициатор судебного разбирательства (должник или конкурсный кредитор) подает заявление, документы, подтверждающие обязательства, наличие и размер задолженности и другие документы (ст.ст. 38, 40 Закона «О несостоятельно­сти»).

При рассмотрении дела о банкротстве должника юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение вводится в результате рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику и признания их таковыми, и должно быть завершено в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления. Наблюдение заканчивается введением финансового оздоровления или внешнего управления, либо признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства; также судом может быть утверждено мировое соглашение, а дело о банкротстве прекращено.

Финансовое  оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику, в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Вводится на срок не более чем два года. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления суд принимает один из следующих актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить неплатежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику, в целях восстановления его платежеспособности. Вводится на срок не более, чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен на срок, не превышающий шесть месяцев. Внешнее управление заканчивается прекращением производства по делу о банкротстве, либо признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства.

Конкурсное  производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Вводится на год и может быть продлено на срок шесть месяцев. Очередность удовлетворения требований кредиторов регламентирована ст. 134 Закона «О несостоятельности». В соответствии с ней в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда, лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.

Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то при наличии признаков несостоятельности  и, соответственно, принятии заявления  о признании должника банкротом, арбитражный суд в процессе своей  деятельности имеет возможность  принять решение об отказе в признании  должника банкротом, о признании  должника банкротом и открытии конкурсного  производства, об утверждении мирового соглашения. С момента признания  должника банкротом утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему  лицензии на осуществление отдельных  видов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован  в качестве индивидуального предпринимателя  в течение года с момента признания  его банкротом. Особенность имеет  и очередность удовлетворения требований кредиторов индивидуального предпринимателя. Она проявляется, в том, что в  первую очередь, наряду с требованиями о возмещении вреда жизни, здоровья и компенсации морального вреда, удовлетворяются требования о взыскании  алиментов.

 

 

Юридическое лицо. Этапы ликвидации

Ликвидация  юридического лица влечет его прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Российское законодательство предполагает два вида ликвидации:

    • Добровольная ликвидация;
    • Принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидация общества возможна по решению его участников. Закон прямо предусматривает следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников:

    • Истечение срока, на который создано юридическое лицо;
    • Достижение цели, ради которой оно создавалось;
    • Иные основания.

 Добровольная ликвидация проходит  несколько этапов:

Этап I. Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) принимается  по предложению совета директоров общества, исполнительного органа или участника  общества. Органом, принимающим решение  о добровольной ликвидации общества, является общее собрание участников. Данное решение принимается единогласно.

Принятие  решения о назначении ликвидационной комиссии тоже относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Данное решение может быть принято большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена  Уставом общества. Назначение ликвидационной комиссии предполагает утверждение  ее персонального состава на общем  собрании участников общества. С момента  назначения ликвидационной комиссии к  ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Следует  помнить, что полномочия ликвидационной комиссии – это не все управленческие полномочия, реализуемые органами общества, а лишь те, которые призваны обеспечить сохранность имущества общества и управление им в процессе ликвидации и (или) в связи с ней. С целью  установить правомочность ликвидационной комиссии распоряжаться денежными  средствами общества необходимо уже  на первом этапе представить в  банк решение участников о ликвидации и переоформить подписи в учетной  карточке банка на председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение  бухгалтерского учета в период ликвидации предприятия.

Орган, принявший  решение о ликвидации общества и  о назначении ликвидационной комиссии обязан в течение трех дней с момента  принятия соответствующего решения  сообщить о принятых решениях органу, осуществляющему государственную  регистрацию юридических лиц.

В регистрирующий орган необходимо подать:

    • Решение (протокол ) о ликвидации общества.
    • Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица (формы 15001);
    • Уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (Формы 15002).

На основании  представленных документов в ЕГРЮЛ  вноситься запись о том, что общество находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается  государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные  документы.

Этап II. Публикация сообщения  о ликвидации.

После принятия решения о ликвидации и уведомления  об этом регистрирующие органы, совершаются  действия, связанные с собственно ликвидацией общества.

Первое из них, опубликование сообщения о  ликвидации общества в соответствии с требованиями законодательства. Такое  сообщение должно содержать следующую  информацию:

    • Факт, что общество на основании решения общего собрания участников находится в процессе ликвидации;
    • Полное фирменное наименование общества;
    • Место нахождение общества;
    • ОГРН, ИНН, КПП общества;
    • Кому, по какому адресу, в каком порядке, в какие сроки кредиторы общества могут предъявить свои требования;
    • Почтовый и фактический адрес ликвидационной комиссии или иной способ связи с ней.

Объявление  о ликвидации общества должно быть помещено в печатном издании, публикующем  сведения о государственной регистрации  юридических лиц («Вестник государственной  регистрации»).

Этап III. Проведение налоговой проверки.

В соответствии с нормами ст. 87 и 89 НК РФ при ликвидации юридического лица проводится выездная налоговая проверка. Причем такая  проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. Отметим, что срок, в течение которого налоговые органы обязаны провести выездную налоговую проверку в связи  с ликвидацией организации, налоговым  законодательством не установлен.

 Если ликвидируемая  организация имеет переплату  по какому-либо налогу, то в  соответствии с положениями п. 4 ст. 49 НК РФ сумма излишне уплаченного  налога распределяется по бюджетам  и внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. При этом п. 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет, в случае если имеется недоимка по другим налогам. Следует отметить, что норма, согласно которой производится зачет налога между бюджетами различных уровней, а также внебюджетными фондами, является специальной и предусмотрена законодательством только в случае ликвидации юридического лица.

 При отсутствии  у ликвидируемой организации  задолженности по исполнению  обязанности по уплате налогов  и сборов, а также по уплате  пеней и штрафов сумма излишне  уплаченных этой организацией  налогов и сборов (пеней, штрафов)  подлежит возврату этой организации  не позднее одного месяца со  дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

 Если ликвидируемая  организация имеет суммы излишне  взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов,  то указанные суммы подлежат  возврату налогоплательщику-организации  в порядке, установленном главой 12 НК РФ, не позднее одного месяца  со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.  Следует обратить внимание, что  НК РФ предусматривает возврат  излишне уплаченного налога только  в случае подачи ликвидируемой  организацией заявления о возврате.

 Следует  помнить, что ликвидируемая организация  исполняет обязанности налогоплательщика  вплоть до момента государственной  регистрации факта ликвидации. Согласно  п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического  лица считается завершенной, а  юридическое лицо - прекратившим  существование после внесения  об этом записи в Единый  государственный реестр юридических  лиц.

 Следовательно,  налоговые последствия могут  возникнуть на любой стадии  ее ликвидации. В частности, и  при передаче имущества участникам  общества.

Этап IV. Составление  промежуточного ликвидационного баланса.

Следующий этап ликвидации общества с ограниченной ответственностью заключается в  совершении ликвидационной комиссией  действий по выявлению кредиторов и  получению дебиторской задолженности.

Ликвидационная  комиссия обязана в письменной форме  уведомить каждого кредитора  о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами  имущественных требований. Здесь  нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации общества, о котором  говорилось выше, не заменяет собой  письменного уведомления каждого  кредитора общества персонально. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального  письменного уведомления каждого  кредитора о ликвидации данного  общества и сроках для предъявления требований кредиторами. Такими доказательствами могут быть, в частности, копии  всех уведомлений, направленных кредиторам с приложением документов, подтверждающих их отправку, - почтовых квитанций, выписок  из книги регистрации отправлений  средствами электронной связи и  т.п.

 ГК РФ (п. 1 ст. 63) требует также принятия  ликвидационной комиссией мер  к получению обществом дебиторской  задолженности. Поэтому ликвидационная  комиссия должна в случаях,  предусмотренных законодательством,  направить дебиторам претензии,  а при необходимости - предъявить  иски.

Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательской деятельности