Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ деятельности ЦИК России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть историческое развитие ЦИК России;
• рассмотреть, как формируется ЦИК России, ее состав и срок работы;
• раскрыть полномочия членов ЦИК России, а также полномочия и функции самой ЦИК России в целом;
Введение 2
Глава 1. Исторические предпосылки становления и развития
Центральной избирательной комиссии России. 3
Глава 2. Законодательные основы статуса Центральной избирательной
комиссии России. 7
2.1. Состав Центральной избирательной комиссии России. 10
2.2. Полномочия и функции членов Центральной избирательной
комиссии России 12
2.3. Заседания Центральной избирательной комиссии РФ.
Органы и учреждения при Центральной избирательной
комиссии России. 18
2.4. Полномочия и функции Центральной избирательной
комиссии России. 20
2.5. Правовые акты Центральной избирательной комиссии России 24
Заключение 27
Список использованной литературы 30
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ»
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
Студентки 2 курса
Специальность 030501
«Юриспруденция»
Преподаватель
Москва 2008
Содержание
Введение 2
Глава 1. Исторические предпосылки становления и развития
Центральной избирательной комиссии России. 3
Глава 2. Законодательные основы статуса Центральной избирательной
комиссии России. 7
2.1. Состав Центральной избирательной комиссии России. 10
2.2. Полномочия и функции членов Центральной избирательной
комиссии России 12
2.3. Заседания Центральной избирательной комиссии РФ.
Органы и учреждения при Центральной избирательной
комиссии России. 18
2.4. Полномочия и функции Центральной избирательной
комиссии России. 20
2.5. Правовые акты Центральной избирательной комиссии России 24
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Введение.
Органы государственной власти в нашей стране формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляется выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную законность всей структуре органов государственной власти.
Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни. А если выборы – это борьба и состязательность кандидатов, то за соблюдением правил этой борьбы должен кто-то следить. Таким органом в нашей стране является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия России актуальна для исследования, т.к. в последние полгода она практически у всех на слуху. За это время в нашей стране произошли крупные изменения в структуре органов государственной власти: прошли выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и выборы Президента РФ. За правильность проведения этих выборов главным образом отвечала Центральная избирательная комиссия РФ и в своей работе я хотела бы рассмотреть, а что же представляет собой ЦИК России.
Итак, целью курсовой работы является изучение и анализ деятельности ЦИК России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историческое развитие ЦИК России;
рассмотреть, как формируется ЦИК России, ее состав и срок работы;
раскрыть полномочия членов ЦИК России, а также полномочия и функции самой ЦИК России в целом;
рассмотреть, как проводятся заседания ЦИК России и какие органы и учреждения существуют при ЦИК России;
проанализировать правовые акты ЦИК России.
При написании курсовой работе были использованы Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 25 декабря 1993 года), Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 28 июня 1995 г. N 7/46-II "О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и другие нормативно-правовые акты.
Помимо этого были использованы труды таких цивилистов как: Авакьян С.А., Баглай М.В., Безуглов А.А., Иванченко А.В., Ковлер А. И., Козлова Е.И., Постников А. Е., Прудников А.С. и другие.
Курсовая работа состоит введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Исторические предпосылки становления и развития
Центральной избирательной комиссии России.
Избирательные комиссии (комиссии по делам о выборах) впервые в отечественной истории появились в 1905 году, они формировались на губернском и уездном уровнях. Ограниченная (дуалистическая) монархия, установившаяся после 1905 года, просуществовала немногим более десяти лет, и в 1917 году пала. Власть перешла к Временному Правительству, которое, стремясь к скорейшему выходу из кризиса, готовило выборы в Учредительное Собрание. Производство выборов возлагалось на окружные, столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное Собрание комиссии.
Временное Правительство осуществило революционный прорыв в области демократизации избирательного процесса.
Положением о выборах (от 20 июля 1917г.) предусматривалось создание при Временном правительстве Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрании комиссии. Она была первым общероссийским избирательным органом – прообразом современной ЦИК России, её значение было обусловлено проведением прямых выборов по пропорциональной системе. Однако постановлением Совета народных комиссаров от 29 ноября 1917 года Всероссийская по выборам в Учредительное собрание комиссия была распущена «ввиду отказа работать совместно с комиссаром, назначенным СНК»[1].
С образованием союзного государства и возрастанием необходимости обеспечения четкой организации и контроля за проведением выборов на регулярной основе возникла потребность в создании института, способного выполнять эту функцию. В 1918 году Конституцией РСФСР устанавливается конституционное наличие избирательных комиссий, о чем гласит статья 67 Конституции: «Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии и председателя местного Совета».
Первая Инструкция о выборах была издана Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом в декабре 1918 года. По сравнению с нормативными избирательными актами Временного или даже царского правительства данная Инструкция была шагом назад в области избирательного права. Она являла собой пример псевдоправового документа, умышленно или в силу некомпетентности представляющего возможность проведения выборов вне правовых рамок.
До принятия в 1925 году второй Конституции РСФСР Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издал еще две инструкции о выборах в Советы. Инструкция 1922 года содержала отдельный раздел с названием «Избирательные комиссии» и более подробную регламентацию образования и обязанностей избирательных комиссий. Тем не менее, в целом система избирательных комиссий не претерпела значительных изменений и не стала более самостоятельной.
Инструкции 1918, 1922 и 1924 годов позволяют предположить, что избирательные комиссии представляли собой органы при соответствующих исполкомах. В системе избирательных комиссий не хватало лишь верхнего уровня – комиссии при ВЦИК, которая появилась лишь в 1926 году.
8 февраля 1926 года ВЦИК принял Положение о Всероссийской Центральной избирательной комиссии. Основной обязанностью которой было «общее руководство проведением избирательных компаний в РСФСР». В соответствии с этим Положением Всероссийская Центральная избирательная комиссия создавалась при Президиуме ВЦИК и в своей работе пользовалась аппаратом Президиума ВЦИК. Сроки полномочий комиссии Положением не оговаривались.
Лишь только в 1930 году при Президиуме ВЦИК СССР образовалась Центральная избирательная комиссия, что явилось логичным развитием системы избирательных комиссий.
В 1937 году Центральная избирательная комиссия была расформирована в связи с принятием новой Конституции и изменением избирательной системы.
Таким образом, можно сказать, что к концу 1930-х годов система избирательных комиссий в основном сложилась и просуществовала практически без изменений до 1988 года. Характерная особенность этой системы заключается в том, что для каждых выборов формируется огромное число новых избирательных комиссий. Эти комиссии не имеют ни своего аппарата, ни собственных ресурсов, а их составы не обладают достаточной компетентностью. Система избирательных комиссий этого периода не является соподчиненной. Большую часть комиссий составляют окружные комиссии, основной функцией которых является регистрация одного кандидата и подведением результатов по округу. Сформированы они были не на территории административной единицы, а на территории избирательного округа. Понятно, что такие комиссии оказывались неподготовленными к задаче «обеспечения проведения выборов» и играли декоративную роль, а реальной организацией выборов занимались другие органы.
Конституционные реформы, начатые в конце 1980-х годов, затронули в первую очередь избирательную систему. С 1988 года избирательное законодательство, как и российское законодательство в целом, начинает эволюционировать в сторону демократизации, приближения к европейским стандартам.
Сформирована двухступенчатая система представительных органов (Съезд народных депутатов – Верховный Совет), а порядок выдвижения кандидатов изменен таким образом, что выборы депутатов (начиная с 1989 года) стали альтернативными. В 1988 году была сформирована ЦИК по выборам народных депутатов СССР, а в 1989 году – ЦИК по выборам народных депутатов РСФСР с пятилетним сроком полномочий. Впоследствии на неё были возложены полномочия по проведению референдумов СССР и РСФСР в 1991 году, выборов Президента РСФСР в 1991 году, референдума РФ в 1993 году. Режим деятельности ЦИК приближался к постоянному, а её значение увеличивалось при переходе к альтернативным выборам, а позднее – в связи с проведением референдумов, выборов Президента РФ и парламентских выборов по смешанной системе.
В сентябре 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин, стремясь преодолеть затяжной конституционный кризис и форсировать конституционную реформу, распускает и упраздняет Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации и назначает на 12 декабря выборы в Государственную Думу. Вскоре Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу, а впоследствии возлагает на неё полномочия по проведению выборов в Совет Федерации и всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и принята Конституция Российской Федерации[2]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» от 20 декабря 1993 года Комиссия стала работать на постоянной основе, еще некоторое время и в прежнем составе.
В 1994 году принят Федеральный закон за №56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (сейчас он утратил силу). В этом законе была отдельная статья, посвященная Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В ней говорится, что ЦИК России работает на постоянной основе, является юридическим лицом и срок ее полномочий четыре года. Установлен также порядок формирования Комиссии и некоторые ее полномочия. Закон закрепляет статус юридического лица за ЦИК России.
В статье 27 закона говорится о самостоятельном бюджетном обеспечении ЦИК России. Хотя в законе ничего нет о том, что какие-либо избирательные комиссии являются государственными органами, фактически совокупность положений, касающихся ЦИК России, позволяет утверждать, что закон закрепил статус Комиссии как специализированного государственного органа.
С принятием 19 сентября 1997 году Федерального закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статус ЦИК России принципиально не изменился, равно как и после принятия в 2002 году его новой редакции[3].
С середины 1990-х годов ЦИК России активно включается в организационную работу (создаётся государственная автоматизированная система «Выборы»), разрабатывает серию законов о выборах, неоднократно проводит парламентские и президентские выборы, включает в сферу своего контроля региональные и местные выборы и референдумы, принимает на себя обязанности по рассмотрению жалоб и защите избирательных прав граждан. Тенденция усиления, увеличения значения ЦИК России связано с увеличением роли выборов в жизни общества и государства, усилением демократических начал в избирательном праве.
Глава 2. Законодательные основы статуса
Центральной избирательной комиссии России.
Действующая система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет собой важнейший организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления.
Статус избирательных комиссий в Российской Федерации как субъектов избирательного процесса определяет их правовое положение по отношению к государству и его органам, а также к другим субъектам правоотношений в сфере организации и проведении выборов и референдумов.
Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой стройную и гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в независимом режиме. Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого (то есть избирательные комиссии) взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в законах о выборах. Можно сказать, что взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации.