Человек и гражданин как субъект правоотношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать человека и гражданина как субъекта правоотношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть социально-культурную и туристскую деятельность как предмет гражданско-правового регулирования;
- выделить особенности правового положения человека и гражданина в системе субъектов гражданско-правовых отношений, регулирующих сферу туризма

Содержание

Введение……………………………………………………………...………...........3
1. Социально-культурная и туристская деятельность как предмет гражданско-правового регулирования..........................................................................................5
2. Человек и гражданин в системе субъектов гражданско-правовых отношений, регулирующих сферу туризма.................................................................................11
Заключение……........................................................................................................18
Список использованной литературы……..............................................................19

Работа состоит из  1 файл

КонтрПраво.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет –  правовое обеспечение СКС и туризма

Тема: Человек и гражданин как субъект правоотношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма

 

 

Выполнил: 

студент ___группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________, 2012

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………...………...........3

1. Социально-культурная и туристская деятельность как предмет гражданско-правового регулирования..........................................................................................5

2. Человек и гражданин в системе субъектов гражданско-правовых отношений, регулирующих сферу туризма.................................................................................11

Заключение……........................................................................................................18

Список использованной литературы……..............................................................19

 

 

Введение

      

        Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»1 ознаменовал собой новую веху в правовом регулировании туризма. Он стал основой, стержнем правовой системы в сфере туризма. Это единственный специальный нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой в области туристских отношений.

         В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» эта деятельность внесена в число приоритетных отраслей экономики России. «Концепция развития туризма в РФ»2 предполагает совершенствование действующего законодательства о нем. В связи с этим резко возрастает значимость повышения эффективности правового регулирования общественных отношений, связанных с туристской деятельностью.

       Актуальность темы обусловлена тем, что на современной стадии становления российской экономики и права большое значение приобретает решение вопросов, связанных с оказанием туристских услуг, а также с защитой граждан - потребителей (туристов) при получении ими туристских услуг в процессе путешествий.

        Основным гражданско-правовым инструментом, в рамках которого реализуются туристские услуги, выступает договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию. На практике отношения по оказанию услуг на туристское обслуживание не только весьма распространены, но и являются одним из самых динамично развивающихся направлений экономики. Зачастую такое развитие порождает явления, направления и особенности, которые по разным причинам не укладываются в существующие рамки правового регулирования, что создает немало как теоретических, так и практических проблем во взаимоотношениях туроператора и туриста.

______________________________________________

1 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ.

2 Концепция развития туризма в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 954-р).

       Цель работы – охарактеризовать человека и гражданина как субъекта правоотношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

       Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- рассмотреть социально-культурную и туристскую деятельность как предмет гражданско-правового регулирования;

-  выделить особенности правового положения человека и гражданина в системе субъектов гражданско-правовых отношений, регулирующих сферу туризма.

 

 

 

      

 

1. Социально-культурная и туристская деятельность как предмет гражданско-правового регулирования

 

        Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую деятельность как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий (ст.1)3. Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством. Согласно статье 2 ГК РФ «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»4.

        Для вхождения туристской услуги в отношения купли-продажи Законом об основах туристской деятельности были введены: понятие «тур» как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, а также понятие «туристский продукт» как право на тур, предназначенное для реализации туристу. Объяснение указанного в Законе понятия туристского продукта как права на тур, предназначенного для реализации туристу, может быть следующим. Право на тур, приобретенное туристом, является его субъективным правом пользоваться услугами, входящими в тур. А это и есть имущественное право туриста на оказание туристских услуг. В условиях предпринимательства как основы рыночных отношений туристская деятельность должна осуществляться, прежде всего, на основе социальных приоритетов.

        Туристическая организация, как юридическое лицо обладает следующими прямо установленными законом или вытекающими из него признаками:

____________________________

3 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ (в редакции от 03.05.2012).

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994. № 51 - ФЗ (ред. 08. 07. 1999) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. ст. 3301.

1)  Организационное единство. Юридическое лицо должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы целям и задачам его деятельности; должно иметь органы, осуществляющие его дееспособность. Организационное единство юридического лица получает выражение и закрепляется уставом юридического лица или в случаях, предусмотренных законом, общим положением о юридических лицах данного вида;

2)  Наличие обособленного имущества. Чтобы быть участником гражданских правоотношений, субъектом гражданского права, организация должна обладать имуществом, обособленным от имущества других лиц. У различных видов юридических лиц эта обособленность получает различное организационное выражение и юридическое закрепление;

3)  Самостоятельная имущественная ответственность. Кредиторы юридического лица могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств и иных обязанностей юридического лица, только к этому юридическому лицу; взыскания по требованиям могут быть обращены лишь на обособленное имущество данного юридического лица;

4) Выступление в гражданском  обороте от собственного имени;

5) Может быть истцом и ответчиком в суде;

6) Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности5.

        В зависимости от целей создания и деятельности туристические организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческими называются туристические организации, целью которых является извлечение прибыли. Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели.

       Все коммерческие организации могут создаваться только в формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а именно: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного), общества с ограниченной или с

________________________________________

5 Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма. - М.: Проспект, 2009. – С. 33.

дополнительной ответственностью, открытого или закрытого акционерного общества, производственного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия. Все эти формы применимы и к туристической организации. Турагентской и туроператорской деятельностью могут также заниматься индивидуальные предприниматели.

        Все туристические компании подразделяются на две основные группы - занимающиеся туроператорской (формирование, продвижение и реализация туристического продукта) и турагентской (продвижение и реализация туристического продукта) деятельностью.

        Под туроператорской деятельностью понимается «деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Туроператор - хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который занимается разработкой туристических маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, устанавливает цены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и их реализации»6. Туроператорам отводится отдельная роль в туристической индустрии. Они приобретают туристические продукты (места в самолетах, номера в гостиницах и другие услуги), формируют пакеты услуг туризма и продают их (прямо или косвенно) различным пользователям - туристам с целью получения прибыли. Туроператор может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.

        В первом случае, когда туроператор формирует туристический пакет, он выступает в роли производителя туристического продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристические пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.

        Во втором случае, когда туроператор продает услуги туризма по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристических услуг. Это

_____________________________________________

6 Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М., Академия, 2008. – С. 199.

 

возможно в том случае, когда туроператор покупает у  производителя больше туристического продукта, чем это необходимо для формирования туристического пакета. Бывают также случаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценам туристам, желающим формировать свой индивидуальный пакет. Ценность туроператора состоит в его способности страховаться от снижения расценок покупкой в больших количествах услуг туризма, необходимых для формирования туристических пакетов, экономически доступных для туриста. Обычно выделяют четыре типа туроператоров (туроператоры массового рынка, специализированные туроператоры, местные туроператоры и въездные туроператоры).

        Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают туристические пакеты на популярные курорты, перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными рейсами.

         Второй тип включает туроператоров, которые специализируются в определенном направлении (специализированные):

- предлагающих туристические пакеты для определения клиентуры (молодежные, семейные туры и др.);

- организующих туристические пакеты на определенные направления, например туры в Англию, Францию, Финляндию и др.;

- устраивающих проживание в определенных местах (домах отдыха, кемпингах, туристических базах и др.);

- перевозящих туристов на определенном виде транспорта (корабль, поезд);

- предлагающих специфические туры (горный туризм, пещерный туризм, охотничий туризм и т.п.).

      Местные туроператоры - туроператоры внутреннего рынка. Они продают турпакеты внутри страны проживания, то есть организуют туры по стране проживания туристов.

        Въездные туроператоры - туроператоры внешнего рынка. Они продают турпакеты в разные страны. Одни туроператоры организуют для зарубежных туроператоров различные услуги и выступают в роли менеджеров, другие специализируются исключительно на встрече и доставке туристов в гостиницы. Туроператоры предлагают ряд услуг, которые включают переговоры с компаниями, имеющими автобусы и гостиницы, для минимизации цен, заключенных в контрактах, переговоры и организацию образовательных туров, питания и развлечений.

        Турагент - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки туристам. Турагенты, как правило, не владеют средствами обслуживания и выступают в роли посредников между предприятием туристического обслуживания и покупателем туристической путевки. Таким образом, турагент выступает просто как посредник между туроператором, который формирует тур, и туристом.

        Рис. 1. Система субъектов гражданских  правоотношений в туризме

       Участниками отношений в области туризма могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (рис. 1). Потребителем в договоре оказания туристического обслуживания, является не только гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары, услуги исключительно для личных бытовых нужд, но и гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести товары, услуги. Многие компании приобретают для своих сотрудников путевки, оплачивая их со своего расчетного счета. В таких случаях необходимо помнить, что в силу специального ограничения законодательства потребителем признается только гражданин. В этом случае данный договор будет являться договором в пользу третьего лица.

Информация о работе Человек и гражданин как субъект правоотношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма