Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель курсовой работы проанализировать систему социальной защиты пожилых людей в РФ.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1) выявить теоретические аспекты социальной защиты пожилых людей в РФ;
2) охарактеризовать пожилых людей как объект социальной защиты;
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты социальной защиты пожилых людей……………..5
1.1 Пожилые люди как объект социальной защиты…………………………...5
1.2 Система социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации.13
2. Практические аспекты социальной защиты пожилых людей……………..21
2.1 Правовые основы социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации……………………………………………………………………….21
2.2 Индексация пенсий в 2013 году…………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………
Система (греч. составленное
из частей, соединенное) - совокупность
предметов находящихся в
Система социальной защиты охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д.
В то же время в области социальной защиты возможность реализации права на его получение часто зависит от усмотренческого решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.
Таким образом, современная система социальной защиты пенсионеров предусматривает достаточно большой комплекс услуг. Которые в свою очередь гарантированы законами РФ. В технологии социальной защиты населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Проведение социальных реформ сопровождается бурным развитием законодательства. Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года, всенародно провозгласила социальные права граждан статьей 39 на «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…», «государственные пенсии и социальные пособия». Государственная Дума приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства разрабатывают условия, порядок практического и эффективного их применения.
Свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в Федеральном Законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2 августа 1995 года). Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III «Социальная защита граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социальной защиты»:
1) социальная защита
на дому (включая социально-
2) полустационарное социальная
защита в отделениях дневного
пребывания учреждений
3) стационарное социальная
защита в стационарных
4) срочное социальная защита;
5) социально-консультативная помощь.
Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социальной защиты в обществе, основные источники финансирования системы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.
В этом же 1995 году был принят еще Закон РФ «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации; устанавливающий основы правового регулирования в области социальной защиты населения. В Законе даны основные понятия, раскрывающие сущность новой для России отрасли социальной защиты. Оно определяется как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства
РФ от 24 июня 1996 года «О предоставлении
бесплатного социальной защиты и
платных услуг государственными
социальными службами» в
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты:
- материально-бытовые услуги,
- услуги по организации питания, быта, досуга,
- социально-медицинские
и санитарно-гигиенические
- правовые услуги,
- содействие в организации ритуальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года № 340-1 основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и наступление инвалидности. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж назначаются следующие пенсии:
- по старости (по возрасту),
- по инвалидности,
- за выслугу лет.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.
В соответствии со статьей 7 Федерального Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" В связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера с соблюдением следующих условий:
а) индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.
б) увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране проводится четыре раза в год - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября.
Для увеличения пенсии индивидуальный коэффициент пенсионера применяется к среднемесячной заработной плате в стране за период с 1 января по 31 марта, если увеличение производится с 1 мая; с 1 апреля по 30 июня, если увеличение производится с 1 августа; с 1 июля по 30 сентября, если увеличение производится с 1 ноября; с 1 октября по 31 декабря предшествующего года, если увеличение производится с 1 февраля следующего года.
Среднемесячная заработная плата в стране за периоды, указанные в пункте "б" настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года.
2.2 Индексация пенсий в 2012 и 2013 году
Повышение пенсии в 2012 году
Размер повышения зависит от вида пенсии, которую получают пенсионеры. Так, трудовые пенсии были увеличены с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля на 2,4%. Социальную пенсию проиндексировали с 1 апреля 2012 года на 14,1%. По итогам года уровень повышения пенсионных выплат россиянам превышает уровень инфляции (если бы рост цен был больше повышения, по закону государство должно было бы провести дополнительную индексацию пенсий в августе).
Повышение пенсии в 2013 году
Трудовые пенсии за год будут увеличены на 10%. Первое повышение состоится 1 февраля, рост составит 6,6%, второе - 1 апреля на 3,4%. Трудовые пенсии вырастут примерно на 615 рублей, трудовые пенсии по инвалидности на 400 рублей.
Средний размер трудовых пенсий с учётом дополнительного увеличения составит 10 236 рублей (+327 рублей), трудовой пенсии по старости – 10 645 рублей (+340 рублей), пенсии по инвалидности – 6651 рубль (+212 рублей) .
Сегодня государство поддерживает пенсионеров с низкими доходами, выплачивая им специальную - федеральную социальную доплату. Ее размер определяется разницей между личными доходами пожилого неработающего человека и установленным в регионе прожиточным минимумом пенсионера.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются:
- пенсия;
- дополнительное материальное обеспечение;
- ежемесячная денежная выплата, включая стоимость набора социальных услуг.
Кроме того, учитываются денежные компенсации расходов:
- по оплате пользования телефоном;
- по оплате жилых
помещений и коммунальных
- по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта: городского, пригородного, междугороднего.
Размеры социальных доплат пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы являлся анализ системы социальной защиты населения пожилых людей в РФ. В ходе работы было изучена литература и нормативно-правовая документация, и, исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие / Холостова, Е. И. -3-е изд. - М.:Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2005. – 296 с.
8. Сигида, Е. А. Основы социально-медицинской работы: Учебное пособие Выпуск 1. / Отв. ред. Сигида, Е. А. - М.:Сварогъ, 1998. – 256 с.
9. Павленок, П. Д. Введение в профессию "Социальная работа": Курс лекций. - М.:ИНФРА-М, 1998. – 174 с.
10. Савинов, А. Н., Зарембо, Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учебное пособие - М.:Высшая школа, 2001. – 192 с.
11. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой, Е. И. -М.: Юрист, 1997. – 424 с.
12. Сигида, Е. А. Содержание и методика социальной работы: Учебное пособие для вузов /Сигида, Е. А., Бабкин, Н. И., Беззубик, К. В. и др. - М.:Владос, 2005. -346 с.
13. http://doorinworld.ru/stati/
14. http://doorinworld.ru/stati/
15. Холостовой, Е. И. Технологии социальной работы: Учебник / Холостовой, Е. И. - М.:ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
16. Фирсов, М. В., Студенова, Е. Г. Теория социальной работы: Учебник для студентов высших учебных заведений - М.:ВЛАДОС, 2000. – 431 с.
17. Фирсов, М. В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики: Учебное пособие / Фирсов, М. В., Шапиро, Б. Ю. - М.:Академия, 2002. – 192 с.